Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Какие параметры контейнеров считать стандартными. Стандарты ISO и ГОСТ
На железных дорогах Европы, США, Японии контейнеры грузоподъемностью от 2 до 10 тонн начали
применяться в 1920-х годах. Каждая транспортная компания перевозила грузы
лишь в контейнерах своей собственности. Перевозки носили разовый характер, а сами контейнеры не были унифицированы даже в рамках
отдельной страны. Мощный толчок контейнеризация получила после второй мировой войны. В начале 1950-х годов
перевозки грузов в
контейнерах явились наиболее экономичной бесперегрузочной технологией в смешанном железнодорожно-морском и международном
железнодорожном сообщениях.
Однако созданию единой контейнерной
транспортной системы препятствовало отсутствие международной системы стандартов на контейнеры. В
СССР в целях лучшего использования транспортных и грузоподъёмных средств наружные размеры и вес
брутто различных типов контейнеров были унифицированы в начале 1950-х годов. Согласно ГОСТ 8199 того
времени были установлены следующие
грузоподъёмности контейнеров: 0,625; 1,250; 1,5; 2,5; 3,0; 5,0 т. Этим же ГОСТ определены линейные
размеры универсальных контейнеров: длина-— 1,050; 1,600; 2,150; 3,250; 4,350 м; ширина — 1,325; 2
700 м.
Контейнеры, предназначенные для международных перевозок, должны иметь: вес брутто тяжёлого типа
— 5 т и лёгкого— 2,5 т; размеры по длине— 1,05; 1,5; 2,15; 3,25 м; по ширине — 2,15 м; по высоте —
2,55 м.
Максимальная ширина контейнеров 2,700 м на железных дорогах СССР была обусловлена шириной
железнодорожных платформ; высота в 2,3 м является разностью между автомобильным габаритом 3,5 м
и
высотой пола кузова автомобиля 1,2 м.
К
современной мировой контейнерной транспортной системе шли 30 лет. В 1961 году Техническим Комитетом 104
"Грузовые контейнеры", штаб-квартира которого находится в США международной организации по стандартизации контейнеров
(International Organisation for Stantartisation или "ISO" - центральный секретариат ИСО находится в
Швейцарии) были разработаны стандарты,
которые в настоящее время являются единственными нормативными документами, устанавливающими
основные параметры и требования к системе, так называемых, крупнотоннажных контейнеров
международного стандарта. Основой этой системы являются контейнерные размерные ряды, построенные
по модульному принципу. Количество рядов и типоразмеров одного ряда сведено к минимуму. Технический комитет ИСО ТК-104 «Грузовые контейнеры» подразделил контейнеры на две основные
группы: универсальные и специализированные. В универсальных контейнерах
перевозят все пакетированные и перевозимые поштучно грузы: цветные металлы в пачках, метизы,
продукцию химической промышленности, строительные материалы, запасные части, консервы, сушеные
фрукты, кондитерские изделия, мебель, ковры, хлопчатобумажные ткани, бумагу, текстильные изделия,
посуду и многие другие. Специализированные контейнеры служат для перевозки различными видами
транспорта и временного хранения одного или группы однородных по физико-химическим свойствам грузов.
Для комплексного развития технических средств единой контейнерной транспортной системой
социалистических стран (ЕКТС) создана система стандартов СЭВ (социалистических стран экономической
взаимопомощи), в том числе:
СТ
СЭВ 772-83 «ЕКТС. Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры»;
СТ СЭВ 6346-84 «ЕКТС. Контейнеры грузовые.
Кодирование, идентификация и маркировка»
В СССР им соответствуют ГОСТы таких же наименований.
Разработкой и пересмотром стандартов СЭВ в области ЕКТС при Постоянной Комиссии СЭВ по
сотрудничеству в области транспорта занимается Рабочая группа по стандартизации технических средств
ЕКТС. Для решения научных вопросов ЕКТС между странами — членами СЭВ было заключено Соглашение о
научно-техническом сотрудничестве по проблеме «Технические, экономические и технологические основы
контейнерной транспортной системы стран членов СЭВ для внутренних и международных сообщений».
Постоянная комиссия Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) по транспорту в 1970-е годы разработала рекомендации по стандартизации
универсальных унифицированных контейнеров (УУК) массой брутто 2,5 (3) и 5 т и типов групповых
специализированных контейнеров. Основные параметры контейнеров для стран — членов СЭВ идентичны
параметрам ИСО.
Основные параметры унифицированных грузовых контейнеров
Тип контейнера
Размеры, мм
Внутренний объем, м3
Собственная масса, кг
по стандарту ИСО
по ГОСТу СССР
длина
ширина
высота
1А
УКК-30
12192
2438
2438
61,5
3600
1С
УКК-20
6058
2438
2438
30,3
2100
1
УКК-10
2991
2438
2438
14,6
1210
—
УКК-5
2650
2100
2400
10,3
1100
3B
УКК-2,5 (3)
2100
1325
2400
5,4
542
—
АУК-1,25
1800
1050
2000
2,54
280
—
АУК-0,625
1150
1000
1700
1,41
150
Число в обозначении типа контейнера по ГОСТу СССР (УКК, АУК) означает его массу брутто в тоннах. Той же комиссией утверждены стандарты
на технические средства для перегрузки, штабелирования и транспортирования контейнеров.
Общемировой стандартный размерный ряд крупнотоннажных контейнеров ограничен серией 1ИСО. Эта серия берет свое
начало с 1972 года, когда СССР и другими ведущими странами была подписана "Международная Конвенция по безопасным контейнерам 1972 ООН/ИМО".
Коротко этот документ называют КБК. ИМО - это
Международная морская организация, которая впервые создала размерный ряд крупнотоннажных контейнеров
безопасных для обслуживающего персонала при перевозке и для самой перевозки.
Основные параметры контейнеров ИСО
Тип контейнера
Размеры, мм
Масса брутто, т
высота
ширина
длина
1А
2438
2438
12192
30
1АА
2591
2438
12192
30
1В
2438
2438
9125
25
1С
2438
2438
6058
20
1
2438
2438
2991
10
1
2438
2438
1968
7
2А
2438
2438
1460
5
2В
2100
2100
2920
7
2С
2100
2300
1450
7
ЗА
2400
2650
2100
5
3В
2400
1325
2100
5
ЗС
2400
1325
2100
2,5
В КБК предусматривалось применение для
перевозок крупнотоннажных контейнеров, которые получили название контейнеры серии 1. В ней были
сформулированы размерный ряд контейнеров серии 1, методы испытаний контейнеров, весовые
параметры, общие требования по допущению контейнеров по типу конструкции,
надзору, испытаниям и пр. В Конвенцию КБК в 1981, 1983, 1991, 1992 и 1993 гг. были
внесены поправки. Так рекомендованные
ИСО габаритные размеры и номиналы массы брутто контейнеров явились основой для создания
международной контейнерной транспортной системы, элементами которой, кроме самих контейнеров,
являются суда-контейнеровозы, железнодорожные платформы и автомобильные шасси,
погрузочно-разгрузочная техника и захватные приспособления, а также контейнерные терминалы. Особое
значение приобрели установленного формата маркировка контейнера и другие сведения о контейнере,
вместившие в себя, как важнейший элемент, признак собственника и в связи с этим возможность
предъявления имущественных претензий. Эти признаки явились основой создания международной системы
регистрации контейнеров и создания международной и национальных информационных систем дислокации и
слежения за продвижением контейнеров.
Стандартами ИСО определен типаж контейнеров, включая специализацию, технические параметры, методы
испытаний при изготовлении, правила кодирования, идентификации, маркировки и регистрации.
Они определяют геометрические, весовые и прочностные параметры.
Стандарты ИСО не определяют конструкцию контейнера.
Основными стандартами ИСО, касающимися контейнеров, являются следующие стандарты:
ИСО 668 "Грузовые контейнеры серии 1. Классификация, размеры и масса" 1995 (Е);
ИСО 6346 "Грузовые контейнеры.
Кодирование, идентификация и маркировка", 1995 (Е);
Основным содержанием стандарта ИСО 668 является установление типоразмера контейнерного ряда,
размеров контейнеров и параметров массы. Основным параметром для контейнеров согласно этого
стандарта является максимальная
масса брутто.
В последние годы стандарт ИСО 668 дополнен контейнером типоразмера 1ААА, который имеет высоту
2895 мм. Предлагается, что контейнер типоразмера 1СС будет официально иметь максимальную массу
брутто равную 30,48 т.
Стандарт ИСО 830 «Грузовые контейнеры. Терминология», 1999 (Е/Р). определяет основные термины, касающиеся контейнеров и дает разъяснение по каждому
термину. Существуют еще несколько стандартов на контейнеры:
ИСО 1496-1 "Грузовые контейнеры серии 1. Общие технические требования и методы испытаний, часть
1. Контейнеры общего назначения (универсальные)";
ИСО 1496-2 "Грузовые контейнеры серии 1. Общие технические требования и методы испытаний,
часть 2. Контейнеры изотермические", 1996 (Е);
ИСО 1496-3 "Грузовые контейнеры серии 1. Общие технические требования и методы испытаний, часть
3. Контейнеры-цистерны для жидкостей, газов и сыпучих грузов под давлением", 1995 (Е);
ИСО 1496-4 "Грузовые контейнеры серии 1. Общие технические требования и методы испытаний, часть
4. Контейнеры для сыпучих грузов без давления", 1991 (Е) (имеет дополнение от 1994 г.);
ИСО 1496-5 "Грузовые контейнеры серии 1. Общие технические требования и методы испытаний, часть
5. Платформы и контейнеры-платформы" 1991 (Е) (имеет два дополнения от 1993 и 1994 гг.);
ИСО 3874 "Грузовые контейнеры серии 1. Погрузочно-разгрузочные работы и безопасная эксплуатация",
1997 (Е).
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог