Железные дороги России и мира
железные дороги России
 
 
каталог ссылок
 

Фильмы о железной дороге

 
  Наша фотогалерея
Поезд вошел в кино 28 декабря 1895 г. — в день демонстрации на Парижском бульваре Капуцинов первого фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал». На ярмарках уже в 1904 г. (за год до создания первого коммерческого кинофильма) появились «Иллюзионы», в которых можно было увидеть «Разнообразные путешествия и сцены из жизни народов».
Зрители сидели в специально оборудованных железнодорожных вагонах. Во время «путешествия» вагон покачивался, создавая иллюзию движения, и перед глазами сидящих появлялись картинки, бегущие со все возрастающей скоростью.
Даже значительно позднее «бегущие картинки» создавали ошеломляющий эффект. В начале 1980-х гг. студенты немецкого университета в г. Оснабрюк на одном из семинаров по истории с помощью телевизионной техники смоделировали увлекательное путешествие из г. Оснабрюк в г. Мюнстер. В трех купе поезда было установлено шесть видеокамер (по три с каждой стороны вагона), которые передавали изображение в лекционный зал университета, оборудованный монитором. «Путешествие из Оснабрюка в Мюнстер» собрало большую аудиторию. Была создана объемная картина окружающей местности. Ощущалось даже покачивание вагона. Иллюзия поездки была полной.
Основной задачей изобретателей XIX в. были поиски возможностей отображения действительности в искусстве. Их усилия были направлены на преодоление расстояний и перемещение предметов. И железная дорога, и кино способствовали реализации этих усилий.
«Путешествие в невозможное» назывался один из фильмов 1903 г. Изобретатель и режиссер фильма Джордж Мелис (Georges Melles) вновь возвращается к железнодорожной теме и создает фильм-сатиру — удивительный поезд, который стремится к солнцу и падает с головокружительной высоты, так и не достигнув цели.
Во многих фильмах воссоздавалась атмосфера прокладки железной дороги, снимались фильмы, рассказывающие о создании железных дорог, часто действие в фильме происходило на вокзале, в поезде...
Эдвин Портер (Edwin S. Porter) снял фильм «Большое железнодорожное ограбление», который был не только первым игровым фильмом, но и ознаменовал появление специального киножанра — железнодорожный криминальный фильм.
Разные роли в фильмах последующих лет играла железная дорога.
Во-первых, это было идеальное место для организации ограблений, центральными кадрами долгое время были эпизоды со скачущими за поездом всадниками и «убегающий» поезд, что свидетельствовало о преимуществе паровой тяги перед конной; непринужденное балансирование различных персонажей на крыше вагона. Поезда догоняли то грабители, то индейцы...
Мотив ограблений утвердился в кинематографе, методы преступлений совершенствовались, тем более что в жизни тому было много примеров (например, экранизированное знаменитое английское ограбление почтового поезда).
Такую благодатную тему подхватили и в Америке. На фоне бесцеремонного мошенничества и интриг на сцене происходили героические приключения и кровавые перестрелки. Благородные герои спасали великолепных героинь. Это был материал, который, собственно, и делает так называемое «массовое кино».
Джон Форд (John Ford) создал легендарный фильм «Железный конь» («Iron Horse»), в котором изобразил в форме эпического вестерна жестокую конкуренцию строительных фирм при прокладке межконтинентальной железнодорожной линии (1863 г.).
Сесиль Миллс (Cetil B. de Milles) в фильме «Юнион Пасифик» («Union Pacific») продолжила тему, создав достойный уважения классический фильм.
В 1868 г. Сержио Леоне (Sergio Leone) в фильме «Сыграй мне песню о смерти» («Spiel mir das Lied vom Tod») в свойственном ему циничном стиле, не очень придерживаясь исторической канвы событий, нарисовал откровенную картину губительности жажды власти и обогащения.
На фоне железных дорог снималась масса комедий. В 1926 г. знаменитый актер комического амплуа Бастер Китон (Buster Keaton) снял фильм о похищении локомотива «Генерал» («Der General») из времен гражданской войны в США, ставший одной из известнейших комедий немого кино.
В то время как американские кинофильмы «железнодорожной тематики» больше были посвящены историческим мотивам и мифологии вестерна, в европейском кино преобладали темы человеческой драмы и отношений с окружающей средой.
В фильме Ири Менцеля (Jiri Menzel) «Любовь согласно расписанию» («Liebe nach Fahrplan») — тонком и светлом этюде о буднях маленького чешского вокзала — особая роль отведена прибывающим не по расписанию поездам.
Великолепен Жан Габен (Jean Gabin) в драматической роли машиниста Жака Лантье в фильме-экранизации романа Эмиля Золя «Человек-зверь». В фильме, относящемся к жанру «черной поэзии», рассказывается о драматической судьбе машиниста паровоза, который противостоит натиску отрицательных социальных возбуждений. Небольшой значок дефис в названии фильма становится знаком большого противоборства: человек против зверя внутри самого себя.
Интересно начало фильма — прославленный в истории мирового кино эпизод — ликующе долгий пробег локомотива, который ведет Лантье (Габен). Мелькают шпалы, виадуки, быстро бегущие кусты у насыпи. Зритель наслаждается свободой пути, когда вдруг пути раздваиваются, как мелодия на два голоса, и несутся рядом и порознь.
Шесть минут в фильме занимает этот почти документальный эпизод со взмахами лопат, подбрасывающих уголь в топку, с дрожащими от напряжения стрелками паровозных приборов. Может быть, ни в одном другом фильме не было столь удивительно поэтично передано движение поезда.
«Стальная масса локомотива, — писал режиссер этого фильма Жан Ренуар (Jean Renoir), — в моем представлении — летающий ковер из восточных сказок. Громада локомотива, запасные пути, различные паровые вентили создали поэзию фильма, были союзниками исполнителей и вошли в их роли лучше, чем какие-либо пространные толкования».
Маловероятный вымысел был положен в основу шведского фильма «Поезд 56» («Zug 56»). Жена машиниста локомотива рассматривает паровоз ее мужа как соперницу, что причиняет ей массу страданий. Эта ревность приводит к непоправимому несчастью.
Будням железнодорожников посвящен фильм Пьетро Жерми (Pietro Germis) «Красный сигнал» («Das rote Signal»). Экранизация производственной драмы показывает, к каким последствиям приводит социальное напряжение в небольшом коллективе.
К железнодорожной теме обращался и всемирно известный кинорежиссер Ингмар Бергман (Ingmar Bergman). В фильме «Жажда» («Durst») само путешествие в поезде представляется метафорой ухода и возвращения, замены и невостребованности, символом вечного движения и поиска.
Фильм режиссера Иозефа фон Штернберга (Josef von Sternberg) «Шанхайский экспресс» («Shanghai Express») — мелодрама, которую отличают самые высокие художественные достоинства. Все действие фильма происходит в поезде, который пересекает экзотические места чужой страны. Мастерство режиссера, широкая известность этого поезда-люкс, романтика путешествия, экзотика окружающей среды, любовь и приключения, великолепная игра актеров предопределили особое место фильма. Один из создателей фильма Ли Гэрмес получил за эту работу премию «Оскар».
Знаменитая Марлен Дитрих (Marlene Dietrich) лишь мимолетно участвует в происходящих в поезде событиях, создав один из самых загадочных своих образов.
Совершенно невыносимым становится состояние пассажиров, когда создается анонимная угроза и судьба людей определяется силами извне. В фильме «Паника в Токио-экспрессе» («Panik im Tokio-Express») это «тикающая» бомба, в фильме «Место встречи — коврик смерти» («Treffpunkt Todes-brucke») — смертельный вирус.
Любимой и популярной кинотемой является поиск убийцы. Поезд мчится в ночи, и никто не предполагает, что убийца находится рядом. По этому принципу построен и фильм Хичкока (Hitchcock) «Исчезла дама» («Eine Dame verschwindet») и фильм Люмье (Lumet) «Убийство в Восточном экспрессе» («Mord im Orient-Express»).
Ну а Джеймс Бонд, герой известного актера Шона Коннери, в поезде — вообще бесконечная тема. В «Восточном экспрессе» его подстерегали опасности, запутанные ситуации, которых немало в английском фильме «Из России с любовью».
Широко известный в России фильм Рене Клемена (Rene Clement) «Война на рельсах» («Die Schienenschlacht»), снятый в 1945 г., передает документальные события героической борьбы французских железнодорожников против национал-социалистической диктатуры.
В 1963 г. на экраны вышел чехословацкий фильм «Транспорт из рая» («Der Transport aus dem Paradies»), рассказавший о поезде с евреями, направлявшемся в лагерь смерти Освенцим (Auschwitz), о бесчеловечных акциях уничтожения невинных людей, о мужестве и героизме тех, кто боролся против фашизма.
Отечественная фильмография также включает многие фильмы «по железной дороге», или «о железной дороге»: «Девушка с характером», «Поезд идет на восток», «Остановился поезд», «Самый медленный поезд», «Магистраль», «Транссибирский экспресс», «Родня» и многие другие.
Особо необходимо сказать о фильме «Алёшкина любовь» (СССР, 1960г.). Робкий парень, геолог-буровик Алёшка (Леонид Быков), любит задорную стрелочницу Зинку (Александра Завьялова). Преданная и безоглядная любовь Алёшки вызывает у неё ответное чувство, что заставляет задуматься и присмотреться к нему окружающих его ребят. Этот фильм отличается своей реалистичностью, той жизненной ситуацией и простотой действия в отличии от многих "лакировочных", однотипных картин на ту же тему - любви. Детей 1960-х годах этот фильм поразил своей душевностью и до сегодняшнего дня, для большинства он остался одним из многих, любимых, советских фильмов. В те годы в СССР советскую лирическую комедию режиссёров Семёна Туманова и Георгия Щукина под художественным руководством Михаила Ромма  посмотрели 23,7 млн человек.
В фильме Э. Рязанова «Вокзал для двоих» (Мосфильм, 1982 г.) два главных героя — пианист Платон (О. Басилашвили) и официантка Вера (Л. Гурченко). И для них двоих — вокзал. «Станционное здание» становится третьим главным действующим лицом. Такое нечасто бывает.
Вокзал в фильме — не просто место, где работает официанткой Вера, не просто место, где Платон переживает житейские неурядицы. Вокзал — символ бездомности и неустроенности героев фильма; он создает атмосферу случайности и транзитности. Вокзал бросает тень на всю их неустроенную жизнь, становится пристанищем для этих истосковавшихся по теплу и пониманию людей, позволяет им найти себя.
Сохранить воспоминания об уходящей эпохе помогали и документальные фильмы железнодорожной тематики, такие как «Стальной зверь» («Das Stahltier») или «Ночная почта» («Nachtpost»).
Съемки документальных фильмов стали производить в специальных «киновагонах», которые включались в поезда наряду с вагонами-ресторанами и багажными вагонами. В Австрии такой кинематографический вагон назывался «Движущееся кино» («Moving Movie»).
Еще в 1913 г. одна из американских железнодорожных компаний включила в состав поезда киновагон.
Киновагон в составе поезда запечатлел и сохранил многие страницы нашей истории. Как тесно связаны были в те годы кино и железные дороги, можно проследить на примере отечественного кинопоезда, который под руководством режиссера Александра Медведкина в 1932—1934 гг. прошел по многим магистралям нашей страны.
«Киностудия на рельсах», включавшая демонстрационный зал, мастерскую, химическую лабораторию, спальный вагон для 32 сотрудников, предоставила исключительную возможность непосредственно реагировать на происходящие события, оперативно готовить киноматериалы и обсуждать их с населением и властями.
Режиссер и руководитель кинопоезда А. Медведкин писал: «Сегодня снимаем, завтра монтируем, послезавтра обсуждаем. Это была хорошая идея, однако у нас не было главного — колес. Был 1931 год. Старых вагонов в стране было катастрофически мало.
Новых вагонов почти не строили. Поезда были перегружены. Но наступил самый счастливый день в моей жизни: нам выделили три совершенно разбитых вагона. Мы ремонтировали их на заводе и смогли затем использовать. В поезде за ночь можно было сделать около 2000 метров фильма».
«Железнодорожные» фильмы — это не просто отдельные страницы драматической истории XX в., — это наглядная и живая картина развития политической, технической и культурной жизни.

ВсеЧертежи и иллюстрации

Книги и фильмы

Другие материалы на эту тему на нашем сайте

Google™ на нашем сайте нашел немного материала(ов), относящиеся к теме "фильм". Для их поиска воспользуйтесь системой пользовательского поиска Google. Для Вашего удобства в поиске при наборе реализована функция google suggest.
Поиск страниц в интернете можно осуществить здесь.
загрузка...

Интересные материалы

ВсеВас может также заинтересовать

Если Вы готовы поделиться своими книгами или фильмами с друзьями, Вы можете загрузить их на сервер depozit files, пользуясь загрузчиком, а затем сообщить о них для размещении ссылки в библиотеке 1520mm. Наши библиотека находится здесь.

Поделитесь файлами со своими друзьями


Уважаемые друзья! Предлагаем воспользоваться нашим загрузчиком для заливки своих файлов на Depositfiles.com. Вы сможете просто и быстро передавать файл своим друзьям! Закачанный файл всегда можно удалить: ссылка на удаление выдается Вам вместе со ссылкой на скачивание.
 
Секреты железнодорожных перевозок
Мысль из прошлого
Это интересно
Заметили в тексте орфографическую ошибку? Пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus
RSS-канал сайта 1520mm.ru

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт
© 2002—2024 Nicos
| Email: stt_msk@mail.ru
Страница сгенерирована за 0.0058 сек.