Наша фотогалерея
Железнодорожная тематика привлекала внимание писателей и поэтов, художников и композиторов, формировала сюжеты литературных произведений, театральных постановок и кинофильмов.
Сатирические и юмористические журналы никогда не оставляли железные дороги без внимания, черпали сюжеты, восхищались, критиковали.
Железные дороги способствовали формированию «делового и дорожного» стиля одежды, общей культуры путешествий, создавали архитектурное направление, диктовали ритм жизни.
Железные дороги с момента возникновения стали объектом всеобщего внимания, в том числе объектом иронии и насмешек.
Сатирическая и юмористическая печать не могла не комментировать «железнодорожный феномен». В первые же годы существования железных дорог в разных странах в юмористических изданиях появились разделы, посвященные железнодорожной тематике, а некоторые издания на этой тематике специализировались.
Для примера рассмотрим юмористический журнал «Несшитые страницы» («Fliegende Blutter»), издававшийся в Германии с 1844 по 1914 гг., в котором за время его существования было опубликовано более семисот железнодорожных юмористических и сатирических сюжетов.
Этот ежемесячный журнал был хорошо известен — в 1894 г. его тираж превысил 100 тыс. экземпляров. Редакция журнала ежемесячно получала до 1500 писем от своих подписчиков.
В отличие, скажем, от английского журнала «Петрушка» («Punsh») журнал «Несшитые страницы» не поднимал социальных проблем. Весело и иронично комментировал журнал самые разнообразные стороны жизни железной дороги и ее обитателей.
Вот несколько основных тем: во-первых, «классовая» тематика — пассажиры вагонов I—IV классов; во-вторых — тема скоростей и безопасности движения; и, конечно, бессмертная тема многообещающего «длинного и темного» тоннеля — тема «тоннельного поцелуя». Журнал подсмеивался над желанием пассажиров вагонов I и II класса отделиться от «прочей публики», над высокомерием богачей из «высшего общества», публикуя в основном невинные эпизоды из их жизни в поезде.
В середине 1850-х гг. специальный номер журнала так и назывался — «Вагон первого класса». Вот несколько зарисовок из этого номера.
Проводник вагона первого класса с издевкой спрашивает скромно одетого пассажира, идущего по перрону к вагону третьего класса: «Вы, конечно, едете в нашем вагоне?» «Конечно, — отвечает пассажир, — мне не остается ничего другого, так как в вашем поезде нет ничего более приличного!» Столь высокомерен даже проводник вагона первого класса. Каковы же его пассажиры?
Проводник вагона первого класса: «Господа, зайдите, наконец, в вагон. Поезд сейчас отправится!» Дама (важно): «Об этом не может быть и речи. Еще пришли не все провожающие!»
«Дорогая, перестаньте смотреть в окно. Пассажиры вагона первого класса все это уже видели ранее!»
Щеголь из вагона первого класса обращается к проходящему по перрону проводнику: «Послушайте, оплатив вагон первого класса, я имею право на более привлекательный вид из окна!» Тщеславие и бахвальство «высшего общества из вагонов первого класса» постоянно высмеивались журналом. Вот изображена молодая пара из вагона первого класса, перепутавшая вагоны. Комментарий, видимо, не требуется.
Ну а по поводу старых паровозов и скоростей движения поездов потешались во все времена.
Пальму первенства по числу острот удерживает, конечно, «тоннельная тематика». Вначале темный тоннель казался страшным, затем — многообещающим. Тема эта появилась позже многих других, поскольку только в отдельных купе создалась атмосфера возможности «амурных приключений». В 1910г. специальный выпуск журнала так и назывался: «Там, где целуются все». «Невинный подросток» — так называлась шутка о привлекательности запрещенного. Юная девушка в блузке с галстуком, наполовину вызывающе-смелая, наполовину — невинно-застенчивая так много обещает... А шутка «Последнее предупреждение»? А расположение искусственной мушки дамы до и после тоннеля?
Железная дорога предоставляла пассажирам самые разнообразные услуги. Насмотревшись прощальных поцелуев на перроне, молодой человек обращается к своей будущей соседке по купе: «Мадам, Вы уже освободились для следующих поцелуев?».
Веселый смех вызывали и стремление пассажиров сэкономить на билетах, и условия путешествий по железным дорогам, и некоторые рецепты улучшения этих условий в переполненных вагонах. Ну а как было пройти мимо веселого и хмельного пассажира, собирающего на проездной билет?
Тема «Весело о железной дороге» обширна и разнообразна.