Краткий обзор развития железных дорог СССР

 

По теме "СССР"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Краткий обзор развития железных дорог Советского Союза в 1920-1930-е годы

К началу Великой Октябрьской социалистической революции протяженность железных дорог в России составляла 70,5 тыс. км. Сеть железных дорог состояла из 25 казённых и 13 частных дорог. После победы Великой Октябрьской социалистической революции советская власть декретом от 28 июня 1918 г. национализировала железнодорожный транспорт. Мировая война, а вслед за ней интервенция и гражданская война привели в полное расстройство железнодорожный транспорт. Потребовались гигантские усилия со стороны Коммунистической партии и молодого Советского государства, чтобы восстановить транспорт. Всё внимание партии и народа было направлено главным образом на восстановление разрушенных дорог, на достройку начатых до войны и обеспечение работоспособности существующих. Большую роль в улучшении работы транспорта сыграли коммунистические субботники. Коммунисты Московско-Казанской ж. д. 10 мая 1919 г. организовали первый коммунистический субботник, который В. И. Ленин назвал «Великим почином». Он высоко оценил значение коммунистических субботников, характеризуя их как сознательный и добровольный почин рабочих в развитии производительности труда и подъёма трудовой дисциплины. В помощь транспорту были созданы тогда Трансплан, Высший технический совет, Научный экспериментальный институт путей сообщения, Научно-технический совет НКПС, которые принимали активное участие в развитии транспорта.
Несмотря на огромные трудности, которые испытывала страна в годы интервенции и гражданской войны, Советское правительство продолжало строительство новых железных дорог. В 1918—1920гг. было сдано в эксплуатацию 1 337 км новых линий, в том числе линии Арзамас — Канаш, Оренбург—Орск и др.
В апреле 1921 г. на работу по восстановлению транспорта Коммунистическая партия направила Ф. Э. Дзержинского в качестве народного комиссара путей сообщения. Опираясь на широкие массы железнодорожников, он начал наводить на транспорте большевистский порядок и дисциплину, искоренять саботаж в проведении мероприятий по налаживанию транспорта. Ф. Э. Дзержинский требовал от всех командиров транспорта принятия действенных мер к сокращению числа аварий и крушений, к обеспечению безопасности движения поездов.

Погрузка тракторов на платформы
В восстановительный период и в последующие годы до начала первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР было построено 6 538 км железных дорог, в том числе Казань-Свердловск, Херсон -— Апостолово, Горький — Котельнич, Кольчугино — Новокузнецк, Ачинск — Минусинск, Петропавловск — Боровое, Бурное — Джамбул — Фрунзе и др.
Крупнейшей стройкой первой пятилетки (1928—1932 гг.) явилась Туркестано-Сибирская магистраль (1 442 км), которая была закончена в 1930 г. В эту пятилетку были построены так же линии Магнитогорск — Карталы, Боровое — Акмолинск — Караганда, Троицк — Карталы — Орск, Апатиты — Кировск, Туапсе — Адлер и др.
Состоявшийся в 1931 г и обсуждавший пути подъёма транспорта июньский Пленум ЦК ВКП(б) указал, что реконструкция его должна идти в направлении электрификации железных дорог, введения мощных локомотивов, большегрузных вагонов, автосцепки, автотормозов, автоблокировки, реконструкции верхнего строения пути, тягового хозяйства, водоснабжения, связи и т. д.
Во вторую пятилетку (1933—1937 гг.) было сооружено свыше 3,1 тыс. км новых линий и 5,5 тыс. км вторых путей, обеспечивших бесперебойную связь важнейших районов страны с Донбассом, Вторым Баку и Эмбинским нефтяным районом.
С постройкой железной дороги Брянск—Вязьма был создан новый выход из Донбасса в Ленинград, построены также линии Новосибирск—Ленинск (Обь—Проектная), Сталинск—Мундыбаш, Свердловск—Курган, Дёма—Ишимбаево и др.
Построенные в годы первой и второй пятилеток железнодорожные линии Свердловск — Синарская — Шадринск — Курган и др., а также вторые пути Омск—Челябинск имеют важнейшее значение для развития промышленности Урала и Сибири.
Линии Петропавловск — Караганда и Акмолинск — Карталы явились важнейшими артериями для вывоза угля из Карагандинского бассейна. Линия Обь— Инская — Проектная — Новокузнецк способствовала созданию мощной связи между Кузбассом и Магнитогорском.
Бурное развитие народного хозяйства предъявляло железнодорожному транспорту новые более высокие требования. Однако работа железнодорожного транспорта всё ещё не отвечала этим возросшим требованиям.

Погрузка комбайнов
В 1935 г. Коммунистическая партия направила на транспорт Л. М. Кагановича, под руководством которого была развёрнута борьба за устранение имевшихся серьёзных недостатков в работе железных дорог, за претворение в жизнь разработанной Коммунистической партией программы подъёма работы железнодорожного транспорта. Были приняты решительные меры по разоблачению предельщиков, по борьбе с обезличкой в использовании локомотивного парка, по улучшению работы железнодорожного транспорта. Партия и правительство наметили широкую программу работ по развитию железнодорожного транспорта в третью пятилетку (1938—1942 гг.), но эти планы были нарушены фашистской Германией, вероломно напавшей на Советский Союз. Тем не менее, за первые годы третьей пятилетки были построены тысячи километров новых линий. Завершено строительство важнейшей магистрали Москва — Донбасс, закончена линия Уральск — Илецк, сооружены железные дороги Караганда — Балхаш, Жарык,— Джезказган, Локоть — Риддер, Волочаевка— Комсомольск и другие.
Выступая с докладом на XVIII Съезде ВКП(б) И. В. Сталин объективно подвел итог развития нашего государства: С точки зрения внутреннего положения Советского Союза отчетный период представляет картину дальнейшего подъема всего народного хозяйства, роста культуры, укрепления политической мощи страны.
Наиболее важным результатом в области развития народного хозяйства за отчетный период нужно признать завершение реконструкции промышленности и земледелия на основе новой, современной техники. У нас нет уже больше, или почти нет больше старых заводов с их отсталой техникой и старых крестьянских хозяйств с их допотопным оборудованием. Основу нашей промышленности и земледелия составляет теперь новая, современная техника. Можно сказать без преувеличения, что с точки зрения техники производства, с точки зрения насыщенности промышленности и земледелия новой техникой, наша страна является наиболее передовой в сравнении с любой другой страной, где старое оборудование висит на ногах у производства и тормозит дело внедрения новой техники.
В области общественно-политического развития страны наиболее важным завоеванием за отчетный период нужно признать окончательную ликвидацию остатков эксплуататорских классов, сплочение рабочих, крестьян и интеллигенции в один общий трудовой фронт, укрепление морально-политического единства советского общества, укрепление дружбы народов нашей страны, и, как результат всего этого,—полную демократизацию политической жизни страны, создание новой Конституции.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0011 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика