Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Восстановление транспорта после первой мировой и гражданской войны
Империалистическая война 1914—1918 годов привела к полному истощению производительные
силы страны, к дезорганизации производства, к окончательному расстройству транспортной
сети, к катастрофическому состоянию государственных финансов. Временное правительство
капиталистов, возникшее после февральской буржуазно-демократической революции, не
только не приостановило экономической разрухи, но способствовало ещё большему углублению
её.
Окончательный экономический распад и гибель страны предотвратила Великая Октябрьская
социалистическая революция.
В. И. Ленин в вагоне на пути в Петроград в 1917 г. (с картины худ. Васильева)
Партия большевиков, спасая родину, вооружила массы идеей социалистической революции,
организовала их на борьбу за свержение власти буржуазии и помещиков. Под руководством
коммунистической партии и её гениальных вождей Ленина и Сталина рабочий класс нашей
страны в союзе с беднейшим крестьянством совершил Великую Октябрьскую социалистическую
революцию.
Трудящиеся стали полными хозяевами страны. Партия призвала их оберегать, хранить,
как зеницу ока, землю, фабрики, заводы, транспорт, ставшие всенародным достоянием.
Царизм и временное буржуазное правительство оставили рабочему классу в наследство
страну, донельзя разорённую преступной войной, страну, ограбленную дочиста иностранными
и русскими капиталистами.
Советская власть принимала все меры к тому, чтобы вывести железнодорожный транспорт
из катастрофического состояния. Железнодорожники наводили революционный порядок
на транспорте.
Они вынесли на своих плечах трудности организации железнодорожного дела.
То были трудные годы. Против Советской Республики объединились силы иностранных
империалистов и силы внутренней контрреволюции. Войска интервентов вторглись в нашу
страну. Без налаженного железнодорожного транспорта немыслимо было отстоять молодую
Советскую Республику. Между тем шпионы и диверсанты наносили удары по самому чувствительному
и важному экономическому нерву страны — железнодорожному транспорту. Партия призвала
железнодорожников удвоить революционную бдительность.
Товарищ Сталин на митинге у железнодорожников
Для спасения страны требовалась не только своевременная переброска к линии фронта
частей Красной Армии, но и обеспечение продовольствием и топливом городов и промышленных
центров страны. В. И. Ленин требовал бросить все силы на транспорт. Под руководством
И. В. Сталина был наведён порядок на железных дорогах под Царицыном, — восстановлены
разрушенные линии, от которых зависели переброска войск и обеспечение продовольствием
рабочих.
Нужно было навести строжайший порядок и дисциплину на транспорте. Был создан институт
военных комиссаров, установлена круговая порука железнодорожных служащих за задержку
движения, за злостные крушения.
В ответ на призыв партии «работать по-революционному!» железнодорожники организовали
коммунистические субботники.
Первый субботник на Казанской дороге (С картины худ. Эппле)
К концу гражданской войны железнодорожный транспорт находился в крайне тяжёлом положении.
Партия приняла меры по возвращению на транспорт квалифицированных кадров. IX съезд
РКП(б) принял постановление о мобилизации на транспорт 10 процентов состава партии.
В самом тяжёлом положении после гражданской войны оказался подвижной состав железных
дорог.
Особенно пострадал паровозный парк. «Кладбища» паровозов окружали все узловые станции.
В восстановительный период перед советским народным хозяйством предстала неотложная
задача развития своего локомотивостроения на основе собственных конструкций.
Решено было обновить паровозный парк, прежде всего, создать советский пассажирский
паровоз. Лучшим из паровозов, доставшихся от старого парка, считался паровоз с колёсной
формулой 1-3-1 серии С. Впервые его выпустил Сормовский завод в 1911 году, по проекту
завода он и строился. Серия С, таким образом, обозначает «Сормово».
Паровозы серии С предназначались для угольного отопления. Их колосниковая решётка
имела необычайные по тем временам размеры. Благодаря экономичности, большой силе
тяги, быстроходности и удобству в обращении паровозы серии С получили большое распространение
на русских дорогах. А во время войны Коломенский завод построил для Варшавско-Венской
дороги улучшенный тип этого же паровоза — Св. Для усиления и обновления нашего пассажирского
парка более всего подходил этот тип паровоза, и к постройке его заводы были лучше
всего подготовлены.
Паровоз серии Су
Разработку нового типа паровоза серии С начали с изменений главным образом котла.
Паровоз должен был водить большие составы поездов и отапливаться низкосортным углём.
В новом котле увеличили число жаровых труб. С увеличением тяжести котла сцепной
вес паровоза составил 18 тонн на движущую ось. Паровозы этой серии и получили обозначение
Су, что значит «С усиленный».
Подобным же образом был перестроен у нас и товарный паровоз типа 0-5-0 серии Э.
Сначала он был усилен, а затем модернизирован, и товарный парк получил паровозы
Эу, Эм и Эр.
Первенцы советского паровозостроения оказались самыми экономичными среди паровозов
пассажирских и грузовых серий.
Конечно, из всех элементов, составляющих железнодорожное хозяйство, тяга представляется
наиболее важной. Однако всякий локомотив может отлично выполнять своё назначение
только на исправном рельсовом пути и при наличии здоровых вагонов с прочной сцепкой.
Паровоз серии Э
Во время первой мировой войны, а затем и гражданской пострадали не только паровозный
парк, но и вагоны и путь. К началу восстановительного периода вся железнодорожная
сеть Советской Республики составляла 64 тысячи километров рельсового пути. Но в
каком состоянии находилась эта сеть! Верхнее строение пути не исправлялось десяток
лет, обходились без ремонта станции, мастерские, депо, искусственные сооружения.
Между тем потребность в нормальной работе транспорта возрастала с каждым днём, и
железнодорожникам пришлось много поработать над восстановлением своего разрушенного
хозяйства.
Впервые в истории человечества свободный человек взялся за построение своего собственного
народного хозяйства. Те силы, что ранее тратились на жестокую борьбу за существование,
теперь пошли на творческий труд. И сколько же ума, дарования, изобретательности
и настойчивости оказалось у освобождённых от нужды и горя людей С. Т. Григорьев
— писатель и потомственный железнодорожник— оставил нам воспоминание об этой творческой
работе в рассказе «Ржава-правая».
Белогвардейский атаман генерал Шкуро сжёг станцию и разрушил мост через речку Ржава (приток реки Ингул на Украине под Николаевом).
Крайняя ферма одним концом упала в воду, а другим уперлась в первый бык. Говорили,
что, удирая от наступавшей Красной Армии, генерал Шеригин кинул в воду червонец
и сказал:
—Легче найти на дне реки золотой, чем красным поднять подорванную ферму!
В басню о брошенном червонце мало кто верил, но поставить ферму на место, действительно,
казалось очень трудным делом. Однако старый путейский техник Иван Иванович Хрящ
с помощью рабочих и окрестных крестьян, как будто и без труда, поднял ферму. Оставалось
самое главное—опустить её на каменные опоры. Нужны были гидравлические домкраты,
а их не было. И вот, старый техник и молодой технический руководитель начали думать
как опустить ферму без домкратов. Инженер, только что окончивший институт, нервничал,
суетился, не зная, что делать. Иван Иванович, наоборот, с показным равнодушием брал
удочки и шёл ловить рыбу. Пользовавшиеся его удилищами станционные ребята решили
подшутить над стариком. Они подкрались сзади и подкопали песчаный островок, на котором
сидел с удочками ничего не видевший и не слышавший Хрящ. Сухой песок легко поддавался
детским рукам и без шороха сыпался вниз. Кочка дрогнула и поползла в реку.
Старик поневоле выкупался, но, поняв, что произошло, вдруг расхохотался и засиял.
«Тут я понял, — рассказывает писатель, — что в то время пока и я заносился разгорячённой
мечтой куда-то в небеса, Иван Иванович, старый практик, смотрел упорно вниз на воду
и песок, думая, чем бы заменить домкраты. О рыбной ловле он и не помышлял. Я думал
— сон, а то было у него глубокое раздумье. Крушение кочки заставило Ивана Ивановича
встрепенуться и вызвало тот взрыв огненной мысли, то блистательное озарение после
долгой и упорной работы мысли, о котором мы знаем из признаний многих великих умов».
Старый техник, раздевшись и высушив одежду, предложил своему техноруку очень простую
конструкцию песочного домкрата. Течение мыслей, приведших Ивана Ивановича к важному
изобретению, было таково, что ему только и не хватало случая вроде ребяческой шутки
для ясного заключения.
«Перед его глазами в мыслях были всё время вода и песок. Он всё время думал, чем
заменить гидравлический домкрат. В гидравлическом домкрате нагнетаемая вода подымает
поршень. Если воду выпускать, поршень опускается. Нам не надо было поднимать, а
только опускать. Поэтому нам не надо было нагнетательного насоса. Иван Иванович
решил заменить в домкрате воду песком. Вода несжимаема, песок тоже. Вода течёт,
песок тоже. Вода равномерно передаёт давление, песок тоже».
Под фермой на площадках устоев изобретатели установили срубленные, как колодцы,
ящики с песком. Песок равномерно выпустили из ящиков, и ферма спокойно и точно стала
на место. За день были закончены все работы, и ночью через мост прошёл первый поезд.
То, что произошло на маленькой неведомой станции Ржава-правая, повторялось на тысяче
других больших и маленьких станций. Творческой энергией советских людей в течение
трёх-четырёх лет советское железнодорожное хозяйство было восстановлено.
Беспрерывный рост перевозок потребовал, однако, не только восстановления транспорта,
но и полного его переустройства.
За последующие десять лет советский железнодорожный транспорт изменился совершенно.
По напряжённости работы наш железнодорожный транспорт и до войны занимал первое
место в мире.
Как могло всё это случиться и откуда взялись на это силы и средства?
Мы почерпнули их не только в революционном воодушевлении самих железнодорожников,
в продуманной организации дела, но и в поддержке, оказанной этой великой работе
всем советским народом под руководством героической партии Ленина—Сталина.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог