Великий почин

 

По теме "%%keywords"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Инициаторы Великого почина

Постройка железных дорог в царской России велась неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Среди железнодорожных строительных рабочих временами оказывалось много безработных.
За годы подъёма железнодорожного строительства в России быстро росла численность рабочих-железнодорожников. В 1890 году их насчитывалось среди почти полутора миллионов рабочих крупных предприятий свыше 250 тысяч человек. Железнодорожные рабочие подвергались жестокой эксплуатации, и среди них с давних пор стало развиваться революционное движение. В Закавказье революционным воспитанием железнодорожников участников первых подпольных организаций большевиков — руководил И. В. Сталин.

Товарищ Сталин подготовляет забастовку в тифлисских главных железнодорожных мастерских (С картины худ. Хуцишвили)
Волнения происходили уже среди рабочих, занятых на постройке Петербургско-Московской дороги. В дальнейшей истории революционного движения рабочего класса в России железнодорожники неизменно выступают одним из передовых его отрядов. В революции 1905 — 1907 годов железнодорожники шли в первых рядах. Громадную роль в октябрьских событиях 1905 года сыграла всеобщая железнодорожная забастовка. Сначала 20 октября забастовали рабочие Московско-Казанской дороги в Москве, и к ним сейчас же присоединились железнодорожники Московского узла, а вскоре и всех железных дорог страны, прекратили работу почта и телеграф, забастовали фабрики, заводы, мастерские, учебные заведения, торговые предприятия по всей стране.
На съезде железнодорожников в ноябре 1905 года негласно обсуждался вопрос о вооружённом восстании московского пролетариата. Когда 7 декабря в Москве началась политическая забастовка, к ней примкнули все железные дороги, кроме Николаевской.
Царским властям удалось сорвать забастовку на Николаевской дороге, рабочие и служащие были заменены там солдатами железнодорожного батальона. Таким образом, царское правительство держало в своих руках главнейшую линию, связывавшую Москву с Петербургом. Попытки рабочих взорвать мост в Твери и попытки крестьян испортить полотно возле Клина, чтобы помешать доставке правительственных войск, не имели успеха. Тогда рабочие Казанской дороги решили отнять у врага Николаевскую.

Всеобщая железнодорожная стачка 1905 года (с картины худ. Савицкого)
Боевая дружина казанцев взялась выбить войска с Николаевского вокзала и заградить баррикадами путь к центру города. Дружина вооружилась винтовками, найденными в одном из поездов с ранеными, прибывшими с Дальнего Востока, и пошла в наступление со стороны Ярославского и Казанского вокзалов, намереваясь вытеснить засевшие на Николаевском вокзале войска. Но московский генерал-губернатор Дубасов вооружил свои войска орудиями и открыл по ним огонь. Несколько дружинников было убито, снаряды рвались по всему району, начался пожар.
Дружина отошла на линию. Здесь революционный отряд держался целую неделю благодаря личной храбрости дружинников и замечательному искусству машинистов Ухтомского и Акулинина. Ухтомский и Акулинин водили поезд, предоставленный в распоряжение дружины стачечным комитетом. Дружинники оперировали в Москве, а затем возвращались в своём поезде на линию; они разоружали жандармов, агитировали среди воинских частей, возвращавшихся из Сибири после русско-японской войны. Боевая деятельность дружины чрезвычайно беспокоила Дубасова, он перешёл в наступление, но поезд Ухтомского оставался неуловимым.

Паровоз Ухтомского
Наконец, царское правительство командировало на линию карательный отряд полковника Римана, состоявший из шести рот солдат Семёновского полка с пулемётами и орудиями.
Линия была быстро занята войсками. Поезд Ухтомского под Москвой попал в засаду, но благодаря находчивости этого замечательного героя-машиниста и его мастерству вырвался из окружения.
Ухтомский развил скорость до девяносто вёрст в час, несмотря на то, что паровоз шёл задним ходом; поезд прорвался сквозь пулемётный ружейный орудийный огонь, причём дружинники потеряли лишь одного товарища.
Дружина спаслась, но сам Ухтомский погиб через несколько дней. Проезжая 16 декабря мимо станции Люберцы на лошадях, он заехал в трактир: здесь в это время оказались царские охранники, производившие обыск. Ухтомского узнали по фотографической карточке и захватили его вместе с пятью дружинниками. Риман приказал всех расстрелять.

Портрет машиниста-революционера Ухтомского
Ухтомский остался героем до последней минуты. Сам Риман в своём донесении называет его орлом. Приговор Ухтомский выслушал хладнокровно и только попросил разрешения написать жене. На другой день, 17 декабря, герой-машинист и его товарищи были расстреляны близ Люберецкого кладбища.
Московское восстание закалило рабочих и подготовило бойцов, победивших через двенадцать лет, в дни Великой Октябрьской социалистической революции.
В борьбе за победу социалистической революции железнодорожные рабочие принимали самое активное участие под руководством большевистской партии. Во время контрреволюционного выступления генерала Корнилова в августе 1917 года железнодорожники всеми мерами боролись против продвижения корниловских войск. Поднявшаяся по всей стране волна забастовок против буржуазного Временного правительства широко захватила и железные дороги. В сентябре 1917 года произошла всеобщая стачка железнодорожников.
В исторических боях за власть Советов в октябре 1917 года отряды железнодорожников с оружием в руках дрались против войск Временного правительства. Железнодорожные революционные комитеты, красногвардейские железнодорожные отряды оказали большую помощь петроградским рабочим в победе над войсками Керенского и генерала Краснова.
В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции железнодорожному транспорту приходилось работать с большим напряжением, чтобы обеспечить переброски войск на многочисленные фронты в самые короткие сроки, наладить доставку снабжения и продовольствия частям Красной Армии. Железнодорожники самоотверженно выполнили задачи, поставленные перед ними советской властью. Огромную роль играли на всех фронтах бронепоезда. Зачастую команды этих сухопутных броненосцев состояли из их строителей — рабочих-железнодорожников. Особенно крупные заслуги имеют колонны бронепоездов, действовавшие под Царицыном, обороной которого лично руководил товарищ Сталин.
Длина железнодорожной сети Советской Республики в годы гражданской войны всё время изменялась в зависимости от хода военных действий. Первые два месяца существования советской власти перемен почти не было. В эксплуатации находилось целиком всё железнодорожное наследие, доставшееся от старой России, разрушенное первой мировой войной и хозяйничаньем царских чиновников. Затем начался бунт генерала Каледина. Открыл военные действия против Советской России стоявший тогда во главе украинской рады Петлюра, и началось наступление на Петроград германских войск Вильгельма II. За один январь 1918 года было потеряно несколько тысяч паровозов и значительная часть рельсовых путей. В октябре 1918 года в распоряжении советской власти оставалось только 20 тысяч вёрст сети и 5 тысяч паровозов
К концу гражданской войны на общей сети в 53 703 версты находилось в исправном состоянии семь с половиной тысяч паровозов, а одиннадцать тысяч ожидало ремонта.
Восстановление хозяйственной жизни молодой Советской Республики следовало начать с транспорта. И не случайно, что именно железнодорожники положили начало субботникам, этому великому почину, как назвал В. И. Ленин первый коммунистический субботник, организованный на Московско-Казанской дороге.
Великий почин имел огромное влияние на установление нового, коммунистического отношения к труду, как к делу чести. Памятью об одном таком субботнике остался исторический паровоз У-127, историю которого рассказывает А. Т. Кононов в своих Рассказах о Ленине.
На Павелецком вокзале в Москве стоит необыкновенный паровоз. Как полагается, он имеет свой номер: У-127.
Но его можно узнать и без номера. Он весь красный, только труба выкрашена в чёрный цвет да на колёсах видны белые полоски. А название У-127 выведено золотистой краской.
Каждый день с блестящих красных бортов паровоза стирают пыль. Недавно построили над ним стеклянную крышу теперь на У-127 не попадёт ни одна капля дождя. Вот история этого паровоза.
Узнали железнодорожники, что Владимир Ильич Ленин работал на Всероссийском субботнике в Кремле, решили и у себя устроить субботник.
Субботник этот продолжался не один день. Много раз собирались в выходные дни железнодорожники и к 1 мая отремонтировали паровоз У-127.
Паровоз получился замечательный: ремонтировали его лучшие кузнецы и слесари, красили его лучшие маляры.
После этого рабочие-железнодорожники постановили: поднести У-127 в подарок советской власти, а Владимира Ильича Ленина выбрать почётным машинистом паровоза. Решили послать к Ленину трёх человек — передать ему об этом.
Когда три железнодорожника пришли в Кремль, секретарь Ленина сказал им вежливо:
— Подождите, товарищи, Владимир Ильич сейчас занят.
Но ждать им не пришлось. Как только Ленин узнал, что к нему пришли рабочие, он сам вышел к ним из своего кабинета.
— Владимир Ильич, — сказал ему самый старый из рабочих, — мы назначили вас почётным машинистом паровоза У-127.
Он протянул Ленину маленькую книжечку:
—-Эта ваша расчётная книжка.
Владимир Ильич взял книжку и прочитал:
Фамилия, имя и отчество: ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН,
Занимаемая должность: ПОЧЁТНЫЙ МАШИНИСТ.
— Мы этот паровоз отремонтировали на субботнике, — объяснил рабочий.
Владимир Ильич сказал:
— Очень хорошо!
Потом улыбнулся:
— Я ведь уже ездил на паровозе—кочегаром. Ну, значит, вышло мне теперь повышение.
Железнодорожники засмеялись. Каждый из них хорошо знал, как перед самой Октябрьской революцией Ленин скрылся от своих врагов на паровозе под видом кочегара.
— А это, Владимир Ильич, жалованье вам, как машинисту, — объявил железнодорожник и подал Ленину пакет с деньгами.
Ленин поглядел на пакет, потом на своих гостей и на минутку задумался. А потом спросил:
— Значит, это мои деньги?
— Ясное дело, Владимир Ильич!
— Ну, так вот что. У вас, конечно, есть на станции свой клуб.
Передайте туда эти деньги. Пусть на них купят книг. Или, может быть, ещё что-нибудь? Вы уже сами поглядите, что сейчас для клуба нужнее.
Рабочие переглянулись:
— Как же так, Владимир Ильич...
—Да ведь вы сказали, что это мои деньги. Значит, я могу делать с ними, что захочу.
Железнодорожники молчали. Ленин поглядел на них:
— Ну, вы в чём-то сомневаетесь?
Старый рабочий проговорил:
— Жалованье-то, между прочим, каждый месяц будет идти...
— Чудесно! Каждый месяц и передавайте его клубу.
Он снова улыбнулся и крепко пожал руку каждому рабочему:
— За последнее время наши железные дороги намного улучшили свою работу. Передайте товарищам железнодорожникам мою благодарность.
С тех пор паровоз У-127 немало поработал на железной дороге. Он возил пассажиров и товары. Но больше всего — поезда с углём для московских заводов.
В последний свой путь он вышел в январе 1924 года. Это было в день тяжкого народного горя: умер в Горках товарищ Ленин.
И, убранный траурными знамёнами, увёз У-127 в Москву тело своего почётного машиниста.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0.0026 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика