Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Предыстория появления железных дорог. Телеги на деревянных рельсах
Успех автомобиля зависел от хороших дорог. И вот, размышляя по этому поводу,
Тревитик набрёл на счастливую мысль поставить свой автомобиль на рельсы и заставить
его возить вагоны с людьми и грузами.
Идея колейной дороги рождается невольно при взгляде на борозды, оставляемые
экипажем на земле, и мимо этой идеи не проходили умы изобретательных людей.
Уже в древней Греции и Египте делали искусственные колеи в виде выбоин в камне
для движения священных колесниц.
В расцвете своего могущества Римская республика, Греция, Персидская монархия
тратили много средств на устройство сухопутных дорог. Без удобных путей сообщения
невозможно, конечно, осуществлять государственную власть в огромных империях.
Иначе было в Европе в феодальный период. Сотни мелких, враждовавших друг с другом
княжеств вовсе не строили дорог. Проезжие пути были плохими.
Даже в самом Лондоне в это время по краям дороги ставили заборы, чтобы пешеходы
не обливались грязью из-под колёс почтовых карет.
Английская промышленность пользовалась преимущественно речным и морским транспортом.
Систему речных путей дополняла сеть каналов: каналы соединяли крупные промышленные
центры и даже отдельные крупные предприятия.
Но на рудниках, в шахтах, угольных копях, естественно, приходилось заботиться
о сухопутном транспорте. И вот, с развитием горной промышленности в копях Англии
и на некоторых уральских заводах в России пришлось задаться вопросом о том,
как уменьшить, наконец, расходы на перевозку руды, которые достигли таких размеров,
что металл и уголь оказались под угрозой потери спроса.
Телега на деревянных рельсах
Ещё в XVI веке в копях и на рудничных дворах применялись деревянные рельсы в
виде лежней для вагонеток и деревянные настилы для телег. Понятно, что расстояние
между рельсами, приспособленными для вагонеток, делали такое же, как и расстояние
между колёсами телег, существовавших испокон веков. Ширина колейных дорог, таким
образом, осталась та же, что и у проезжих дорог, прокладываемых телегами.
Продольные брусья, представлявшие собой рельсы, были гладкими и лежали на поперечных
брусьях, зарытых в землю. По рельсам лошадь могла везти раза в четыре больше
угля, чем по земле.
Деревянные рельсы очень быстро изнашивались. Кроме того, телеги постоянно сходили
с рельсов. Тогда для прочности на деревянные рельсы стали набивать железные
полосы, но сходов с рельсов предотвращать по прежнему не удавалось.
В конце шестидесятых годов XVIII века в Англии необычайно подешевело железо.
А между тем в это время железоделательный завод в Кольбрукделе имел огромный
запас чугуна. Не зная, куда девать чугун, и намереваясь выждать время, пока
снова поднимутся цены, один из совладельцев завода велел отлить весь чугун в
пластины с жолобом и до поры до времени покрыть ими заводскую колейную дорогу.
По чугунным желобам телеги катились ещё лучше и легче, чем по деревянным брусам.
И когда цены на железо поднялись, владельцы завода решили всё же оставить дорогу
неприкосновенной. Более того, завод вообще начал выпускать чугунные рельсы в
виде желобов для устройства заводских и рудничных подъездных и вывозных путей.
Такие рельсы клали всё ещё на брусья, а брусья уже, в свою очередь, покоились
на поперечных брёвнах.
С переходом на чугунные рельсы пришлось перестроить и заводские телеги, снабдив
их чугунными колёсами. Лошадь могла везти теперь в шесть-восемь раз больший
груз.
Для передвижения вагонеток по рельсам употреблялась исключительно мускульная
сила лошадей. В тех же случаях, когда приходилось тащить вагонетки на очень
крутые и тяжёлые подъёмы, пользовались весом обратных поездов, спуская их одновременно
по другую сторону подъёма.
Применение рельсовых путей в Англии и других странах Европы вплоть до начала
XIX века не выходило за пределы горнозаводского двора и носило местный, заводской,
так сказать "домашний", характер. О железных дорогах как путях сообщения, способных
заменить и реки и каналы, способных установить быструю, выгодную, удобную связь
между населёнными торговыми или промышленными пунктами, никто не думал.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог