Советские железнодорожники в Великой Отечественной войне

 

По теме "война"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Героические подвиги Советских железнодорожников в годы Великой отечественной войны

Первая мировая война имела позиционный, а не маневренный характер. Предполагали, что транспорт наибольшее значение будет иметь лишь для осуществления перевозок первого периода—по мобилизации и сосредоточению войск. Однако на деле железные дороги интенсивно использовались в ходе всей войны, превратившись в постоянно действующий фактор, имеющий большое значение для военных операций и работы тыла.
В. И. Ленин в 1918 году в статье «Тяжёлый, но необходимый урок» говорил, что к обороноспособности и боевой подготовке страны «надо готовиться длительно, серьёзно, начиная с экономического подъёма страны, с налажения железных дорог (ибо без них современная война есть пустейшая фраза)» (Сочинения, т. XXII, стр. 291).
В последовавший после первой мировой войны период все страны мира продолжали строить стратегические железнодорожные линии, станции погрузки и выгрузки на главных операционных направлениях. Вместе с тем, проводились специальные учения по воинским перевозкам, тренировавшие войска, командный состав и железнодорожников.
Значение железных дорог как основного вида транспорта ещё более возросло в нынешних условиях войны. Увеличение количества артиллерии и её скорострельности потребовало и увеличения подвоза боеприпасов и инженерного имущества. Авиация, автотранспорт, мотомеханизированные части требуют в огромных размерах подвоза горючего, боеприпасов, запасных частей, ремонтных материалов. А содержание в порядке не только прифронтовых железных дорог, но и других путей сообщения, оборонное строительство на фронте требуют подвоза огромных масс строительных материалов. Современные многомиллионные армии, оснащённые огромным количеством танков, артиллерии, авиации и другой техникой, требуют ежедневной подачи и подвоза сотен тысяч тонн боеприпасов, горючего, продовольствия. Не только боеспособность, но и самое существование современных армий находится в зависимости от путей сообщения, связывающих армию с пунктами снабжения и пополнения. Пути сообщения обеспечивают непрерывный и своевременный приток всех материально-технических средств питания армии, без чего может наступить быстрый упадок боеспособности и даже гибель армии.
Как ни велико значение автотранспорта в настоящее время, всё же только железные дороги, постоянно и надёжно действующие с мощным подвижным составом и большой пропускной способностью, могут полностью обеспечить снабжение современных армий.
Железнодорожные перевозки в условиях войны совсем не похожи на перевозки мирного времени. Тонна груза, перевезённого по железным дорогам до войны, разве только одним своим грубым материальным весом соответствует тонне груза, перевезённого в дни войны.
В условиях войны коренным образом изменяется состав грузооборота, резко увеличивается дальность перевозки каждой тонны груза, в значительной степени изменяются пункты погрузки и выгрузки. В составе грузооборота начинают преобладать массовые грузы. Погрузка и выгрузка их ложатся в основном на неприспособленные станции, слабо оснащённые специальными устройствами и механизмами. Прибавим сюда срочность и сосредоточенность перевозок, скрытность их, необходимость маскировки и ночных работ в условиях полного затемнения, и мы получим некоторое представление о том, как усложняется работа железнодорожного транспорта в условиях современной войны.
В докладе о XXVI годовщине Великой Октябрьской социалистической революции товарищ Сталин дал высокую оценку самоотверженной работе советских людей на фабриках и заводах, шахтах и рудниках, на транспорте и в сельском хозяйстве. Отмечая заслуги транспортных рабочих и служащих, товарищ Сталин сказал:
«Большую роль в деле помощи фронту сыграл наш транспорт, прежде всего железнодорожный транспорт, а также речной, морской и автомобильный транспорт. Транспорт является, как известно, важнейшим средством связи между тылом и фронтом. Можно производить большое количество вооружения и огнеприпасов, но, если они не доставляются во время фронту при помощи транспорта, они могут остаться бесполезным грузом для дела фронта. Нужно сказать, что в деле своевременного подвоза на фронт вооружения, огнеприпасов, продовольствия, обмундирования и т. д. роль транспорта является решающей. И если несмотря на трудности военного времени и недостаток топлива нам всё же удалось снабжать фронт всем необходимым, то в этом надо признать прежде всего заслугу наших транспортных рабочих и служащих».
В то же время железнодорожный транспорт гитлеровской Германии оказался не в состоянии справиться с военными перевозками. Фашистские газеты запестрели сообщениями о катастрофическом положении немецких железных дорог уже на второй год войны.
Когда же постоянные бомбардировки их городов ввергли в паническое настроение обывателей и началось массовое бегство жителей из городов, гитлеровское командование должно было запретить эвакуацию жителей и отменить всякие пассажирские перевозки.
В 1942 году фашистская газета «Фелькишер Беобахтер» писала:
«Миллионы немецких солдат во время восточного похода всё время наталкиваются на загадку, как большевикам удаётся изготовлять такую колоссальную массу оружия и военной техники и доставлять её в таком количестве на фронт».
Советский железнодорожный транспорт, выполняя мобилизационные, стратегические и оперативные перевозки, одновременно перевозил на огромные расстояния миллионы эвакуированных людей, промышленные предприятия, материальные ценности. В ходе войны не прекращалось железнодорожное строительство. На протяжении всей Великой Отечественной войны наши железнодорожники проявляли исключительный трудовой героизм и самоотверженность. Работа железнодорожников получила высокую оценку партии, правительства и лично товарища Сталина.
Железнодорожный транспорт в государствах Западной Европы уже не играл той роли, какая принадлежит ему в Советском Союзе с его необъятной территорией. Площадь многих европейских стран уступает по размерам некоторым республикам и областям Советского Союза, а перевозки на небольшие расстояния, как известно, выгоднее и удобнее осуществлять посредством автотранспорта.
В Советском Союзе, с его колоссальными расстояниями, 85 процентов всех грузов перевозится по железным дорогам. Легко себе представить, какое значение приобрела работа железнодорожников в дни Отечественной войны, когда железные дороги начали обслуживать величайший в истории фронт — от Баренцова моря до Чёрного протяжением свыше четырёх тысяч километров, — и необъятный тыл, составляющий шестую часть мира.
Разбойничье нападение фашистских орд не застало врасплох советских железнодорожников.
Ранним утром 22 июня 1941 года бомбардировке с воздуха и обстрелу подверглись многие наши станции в прифронтовой полосе. Железнодорожники продолжали спокойно работать. Электромонтёр одной из узловых станций Тихонин с первыми лучами солнца выехал на перегон восстановить связь. Как только его дрезина вышла за выходной семафор, враг начал жестокий обстрел перегона, пытаясь сбить дрезину. Тихонин без страха и колебаний продолжал свой путь, пока не достиг цели: связь была восстановлена.
В это же утро паровозной бригаде в составе машиниста Безуглого, его помощника Лазаренко и кочегара Кумпога было поручено доставить к водокачке вагон-мастер скую. На водокачке испортился котёл, и чинить его выехали семь слесарей. На одном из участков ремонтный поезд подвергся обстрелу. Семь немецких самолётов кружили над поездом, осыпая его свинцовым градом. Безуглый, Лазаренко и четыре слесаря были ранены, а Кумпог убит. Можно было растеряться, бросить управление, заняться собой, но Безуглый продолжал управлять паровозом. Повреждённый пулями котёл угрожал взрывом. Безуглый накачал инжекторами воду и потерял сознание. Ему сделали перевязку и собирались отправить в больницу; однако, придя в сознание, машинист решительно отказался уйти с паровоза.
Несмотря на ряд пробоин в котле, ремонтный поезд был доставлен к месту назначения. Слесари за два часа отремонтировали водокачку под не прекращавшимся обстрелом. Среди них работал и раненый слесарь Тишкевич.
Так было на второй день войны. И вряд ли в летописях её найдётся хоть один день, когда на огромном фронте, то там, то тут бойцы железнодорожной армии не показывали бы таких же примеров героической самоотверженности на своём посту.
Одной готовностью умереть, одним презрением к смерти невозможно, конечно, остановить дикие полчища современных варваров, вооружённых до зубов техникой, сеющей огонь, смерть и разрушение. Союз родных братьев — воинов советской армии и железнодорожников оказался сильным не одним презрением к опасности. Его непреоборимая мощь сложилась из отваги, решительности, изобретательности и высокой сознательности нашего фантастически талантливого народа.
Вот эвакуируется станция под обстрелом гитлеровцев. Платформы горят, станционные помещения в огне, но поезда следуют один за другим. Пожарная охрана бьётся с огнём, железнодорожники принимают раненых, переносят в вагоны, оказывают помощь. Эшелоны ушли в полном порядке. Разрушенная станция пустеет. Один из машинистов, оставшийся неизвестным, сцепляет шесть паровозов и угоняет их в тыл. Когда на путях не остаётся ни одного вагона, ни одного паровоза, другой неизвестный патриот взрывает мост. Дымящиеся развалины встречают врага.
Машинист Велик со своим помощником Гнатюком и кочегаром Зайковым вёл пассажирский поезд в прифронтовой полосе. На пустынном перегоне состав подвергся нападению немецкого самолёта. Бандит осыпал вагоны свинцом на бреющем полёте, а затем стал делать заход, чтобы сбросить бомбы.
Поняв манёвр бомбардировщика, машинист развил огромную скорость, но как только враг приготовился к бомбометанию, Белик, в совершенстве владея тормозами, остановил состав. Бомба упала впереди паровоза, не причинив вреда поезду. Бомбардировщик начал делать второй заход, Велик держал поезд на месте, делая вид, что не может идти вперёд, а затем неожиданно дал полный ход. Бомба упала позади состава — ни один вагон не пострадал.
Бандит пошёл в третий заход. Велик повторил свой манёвр. Самолёт сбросил зря последние бомбы. Поезд прекрасно дошёл до места назначения.
Какой знаток железнодорожного дела мог бы сказать, где здесь кончается мастерство машиниста и начинается отвага русского смельчака?!
Другой способ борьбы с такой же опасностью придумал машинист Ткачевский. Его поезд на перегоне атаковали три немецких самолёта. Маневрировать было опасно. Тогда Ткачевский приказал своей бригаде:
— Пустить в ход стокер и открыть сифон...
Приказ был немедленно выполнен. Чёрные клубы дыма густо повалили из трубы паровоза, расползаясь по ходу поезда, и быстро заволокли весь состав своеобразной «дымовой завесой». Немцы сбрасывали бомбы наугад, ни одна из них не попала в цель. Окутанный дымом маршрут остался невредимым и благополучно прибыл на место.
Какой знаток души человеческой мог бы указать здесь границу, отделяющую отвагу от профессионализма, инстинкт от творческого ума?!
И, наконец, ещё один машинист — Дьяченко — придумал третье средство, чтобы увести поезд от смертельной опасности. Он заметил что за два километра от места встречи с немецкими самолётами находился высокий сосновый лес, по узкой просеке которого шёл путь. Солнце склонялось к западу и косые лучи его оставляли длинные тени от деревьев. Дьяченко мгновенно сообразил всё это и помчал со всей возможной скоростью свой состав вперёд.
В тени сосен он остановил поезд, который исчез из поля зрения бомбардировщиков. Они сбросили полдюжины бомб в глухой лес и ушли. Бомбы упали далеко от неподвижного поезда, не причинив ему ни малейшего вреда. И здесь железнодорожники вышли победителями из состязания воздушной и наземной техники.
Если не удавалось уйти от нападения с воздуха, маневрируя, то паровозные бригады спасали свои составы от гибели, применяя иные героические меры.
Неожиданно появившийся немецкий бомбардировщик забросал бомбами поезд с боеприпасами, который вёл машинист Зарановскии. Несколько вагонов в середине состава загорелось. Угрожал взрыв колоссальной силы. Зарановскии быстро остановил поезд и отцепил головную часть состава от горевших вагонов. В это время он получил ранение. За реверс встал его помощник Корупный. Он отвёл отцепленную часть подальше. Опасность угрожала теперь только хвостовой Части состава. Но в этот момент к месту приблизился шедший следом паровоз машиниста Пришенкова.
Пришенкову не надо было рассказывать, что произошло. Он тотчас понял всё и оценил положение.
Подведя свой паровоз к стоявшему на пути хвосту поезда Зарановского, Пришенков вместе со своим помощником Мальцевым отцепил концевую часть от горевших вагонов и отвёл её назад на безопасное расстояние.
Поезд с боеприпасами был спасён. Из строя вышло всего только несколько вагонов.
Таких схваток летописи Отечественной войны отмечают тысячи. За короткий срок наши машинисты овладели искусством маневрирования под стаями фашистских эскадрилий настолько, что сумели спасти, казалось бы, от неизбежной гибели сотни составов, тысячи человеческих жизней и сотни тысяч тонн груза.
Братский союз двух армий — бойцов и железнодорожников — не поэтическая формула, не красивая фраза, а подлинный великий союз двух решающих сил, поклявшихся отстоять Родину от кровожадного врага. Этот союз велик на фронте, велик и в тылу.
Путеобходчик Шакун видел, как бомбой был разрушен его дом, но не ушёл с поста. Сменившись, Шакун нашёл дома убитыми двух своих дочерей.
Ночью на станции осколками фугасной бомбы была разбита цистерна. Загорелась нефть, надвигался взрыв, нависла угроза пожара. Начальник станции Куркин со своим помощником Киреевым и несколькими служащими расцепили состав, откатили вагон и спасли поезд. Всё это время они находились под непрерывным огнём вражеского самолёта, безуспешно пытавшегося помешать смельчакам.
Два дня и две ночи начальник телеграфа Лагунова одна-одинёшенька на оставленной станции, обстреливаемой со всех сторон, поддерживала телеграфную связь. На третий день, когда связь стала ненужной, она ушла, взяв с собой и телеграфный аппарат.
А вот такой же герой, воюющий с фашизмом один на один на своём посту, — поездной вагонный мастер Евтухов сопровождает срочный поезд. В пути он видит, что буксы нагреваются. Надо остановить состав, нарушить график, задержать срочный и важный груз. Евтухов привязывает себя к борту платформы за ремень проволокой, спускается за борт и, повиснув над рельсами, устраняет опасное нагревание буксы. Поезд приходит на место вовремя, и Евтухов удивляется, что его поступку уделяют столько внимания. Он думает, что подвиги совершаются только на фронте, а тут, в тылу, каждый делает своё дело по мере своих сил и разумения.
Таков этот далеко простирающийся союз великих братьев советской армии и железнодорожников.
Бойцам обеих армий не раз пришлось меняться местами в трудные минуты во имя достижения единой и общей цели — победы над подлейшим из врагов. Когда после нескольких дней бесчинств, грабежей и насилий в селе Лахва фашистские бандиты ночью улеглись спать, партизанский отряд железнодорожников под командованием смелого путевого обходчика Брест-Литовской дороги напал на гитлеровцев, уничтожил весь отряд, захватил оружие и подкрепив своё снаряжение захваченным вооружением, через несколько дней поджёг вновь оборудованный немцами склад с горючим. Многие наши железнодорожники во время вынужденного отхода советских войск не покидали родных мест, а оставались в лесах, объединялись в партизанские отряды, отважно действовали во вражеском тылу и вновь возвращались на свои посты, как только Советской Армии удавалось освободить район от немецких захватчиков.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,004 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика