Как работали железные дороги в годы войны

 

По теме "война"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Героизм советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны

Готовя вероломное нападение на СССР, гитлеровское командование заранее решило парализовать работу Советских железных дорог. Это входило в осуществление плана «молниеносною войны. Внезапность нападения коварного врага и быстрое его продвижение в глубь нашей страны создали чрезвычайное напряжение в работе транспорта.
Обстановка подсказала новую форму эксплуатации локомотивов в прифронтовой зоне. Были созданы подвижные колонны паровозов, которые давали возможность быстро концентрировать тяговые средства на решающих участках. В сочетании с передвижными мастерскими паровозные колонны заменили разрушенные депо. Восстановлением пути и обеспечением бесперебойного движения воинских эшелонов занимались военно-эксплуатационные отделения.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. железные дороги были объявлены на военном положении, а через десять дней СНК СССР утвердил новый Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР. В результате принятых мер уже к началу лета улучшились эксплуатационные показатели транспорта. Оценивая его роль, М. И. Калинин писал: «Наши железнодорожники проделали гигантскую работу. На тысячи километров с запада на восток они перекинули горы оборудования, материалов, зерна и миллионы спасавшихся от фашистских варваров людей. Страна этого не забудет и высоко ценит работников железнодорожного транспорта за проделанную ими работу».
По данным управления МПВО НКПС, фашистская авиация с июня по декабрь 1941 г. совершила 6939 налетов на железные дороги. В их числе были и магистрали тыла — Горьковская, Пензенская, Куйбышевская. В 1504 случаях налеты повлекли за собой перебои в движении поездов. Несмотря на это, железнодорожники своевременно доставляли на фронт поезда с войсками, боевой техникой, горючим, продовольствием, эвакуировали из западных районов на восток людей и промышленное оборудование.
Наиболее трудным для транспорта был 1942 г., когда в руках немецко-фашистских оккупантов оказалась значительная территория страны. Протяженность действующей сети дорог сократилось с 106 100 км в мае 1941 г. до 41 800 км в сентябре 1942 г., парк паровозов уменьшился на 14%, грузовых вагонов — на 21 %.
Обстановка подсказала новую форму эксплуатации локомотивов в прифронтовой зоне. Были созданы подвижные колонны паровозов, которые давали возможность быстро концентрировать тяговые средства на решающих участках. В сочетании с передвижными мастерскими паровозные колонны заменили разрушенные депо. Восстановлением пути и обеспечением бесперебойного движения воинских эшелонов занимались военно-эксплуатационные отделения.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. железные дороги были объявлены на военном положении, а через десять дней СНК СССР утвердил новый Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР. В результате принятых мер уже к началу лета улучшились эксплуатационные показатели транспорта. Оценивая его роль, М. И. Калинин писал: «Наши железнодорожники проделали гигантскую работу. На тысячи километров с запада на восток они перекинули горы оборудования, материалов, зерна и миллионы спасавшихся от фашистских варваров людей. Страна этого не забудет и высоко ценит работников железнодорожного транспорта за проделанную ими работу».
За особые заслуги в обеспечении перевозок грузов для фронта и народного хозяйства в трудных условиях Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР 5 ноября 1943 г. присвоил звание Героя Социалистического Труда 127железнодорожникам. Этой высокой награды удостоились известные всей стране новаторы транспорта, внесшие большой вклад в общий подъем его работы. Среди них машинисты Николай Лунин, Василий Болоний, Иван Блинов, путеец Максим Казанцев и другие.
Достойный вклад в победу над фашизмом внесли научные работники транспорта. Академик В. Н. Образцов, профессора В. А. Сокович, И. И. Васильев в целях усиления пропускной способности линий обосновали приемы наращивания их мощности, комбинированного использования двухпутных участков. Молодой ученый А. П. Петров разработал стройную теорию формирования поездов в военное время. Научные сотрудники В. С. Шаронин и И. В. Пирин создали паровоз-танкозаправщик, полностью оправдавший себя на всех прифронтовых дорогах, особенно в степных районах под Сталинградом.
Благодаря самоотверженности, героизму и творческой инициативе тружеников советский транспорт выдержал в годы войны такую нагрузку, с которой вряд ли справились бы железные дороги другой страны. За четыре года фашисты разрушили 65000 км пути, 13000 мостов, 4100 станций, 129 заводов транспорта, 317 паровозных депо. Повредили и увезли 15800 паровозов и мотовозов, 428 000 вагонов.
Обстановка требовала быстрейшего проведения восстановительных работ и строительства новых линий. В сложнейших условиях специальные формирования НКПС отремонтировали более 50000 км главных путей на территории СССР, перешили на отечественную колею 30 000 км на территориях других стран. Исключительно высокими темпами восстанавливались мосты через крупные водные преграды, в том числе через Волгу, Днепр, Дунай, Вислу, Одер. Всего было возвращено к жизни
2700 крупных мостов, 1200 стойл в паровозных депо, более 2300 пунктов водоснабжения.
На ряде направлений темпы восстановления пути достигали 16 и более километров в сутки. Военные железнодорожники творили буквально чудеса. Так, мост через Нарву немцы ремонтировали полгода, а наши строители возродили за три дня. Крупнейший мост через Днепр у Киева длиной более километра был восстановлен за 13 дней.
Война не приостановила работ по строительству новых линий и усилению существующих направлений. В те трудные годы сооружено около 5000 км дорог. Среди них Печорская (Коноша — Котлас — Кожва), по которой перевозился воркутинский уголь, так необходимый в период временной потери Донбасса. Построены линии Орск — Кандагач, Орск — Профинтерн, Акмолинск — Карталы, Кизляр — Астрахань. Огромную роль в снабжении войск под Сталинградом сыграла Волжская рокадная магистраль, проложенная параллельно линии фронта через Сви-яжск — Ульяновск — Сызрань — Саратов — Сталинград протяженностью 978 км.
Когда в октябре 1941 г. враг захватил Калинин и угрожал перерезать линию Ярославль — Бологое, по которой осуществлялось снабжение трех фронтов, в течение 21 дня в сильные морозы были уложены пути на участке Кабожа — Чагода, соединившие Северную и Октябрьскую магистрали по кратчайшему расстоянию.
Большие работы осуществлялись по увеличению пропускной способности наиболее грузонапряженных участков дорог Урала и Сибири, таких как Челябинск — Златоуст — Кропачево, Свердловск — Надеждинск, Свердловск — Тюмень — Вагай, Петропавловск — Омск — Татарская — Новосибирск, Карталы — Акмолинск— Караганда. Дальнейшее развитие получили железнодорожные узлы Свердловска, Челябинска, Нижнего Тагила, Надеждинска, Омска, Акмолинска.
Продолжался и перевод на прогрессивные виды тяги отдельных участков дорог. Были электрифицированы линии Чусовская — Калино и Калино — Комарихинская Пермской дороги, Москва-Каланчевская — Кунцево столичной магистрали. В 1945 г. на электротягу переведен участок Челябинск — Златоуст. В том же году начался перевод на тепловозную тягу линии Красноводск — Ашхабад — Зиадин. Паровозы СО" здесь заменяли тепловозами Да, полученными по ленд-лизу из США.
Строились и новые паровозы с облегченной массой, спроектированные специально для использования при слабом верхнем строении пути. Под руководством главного конструктора Коломенского завода Л. С. Лебедянского был создан паровоз серии Л, поступивший на дороги в 1945г.
С 1935 по 1942 г. наркомом путей сообщения был Л. М. Каганович, которого заменил на этом посту А. В. Хрулев, оставаясь по совместительству начальником Главного управления тыла Красной Армии. В 1943 г. на пост наркома партия направляет начальника Центрального управления военных сообщений Генерального штаба, члена Транспортного комитета при ГКО И. В. Ковалева. В настоящее время генерал-лейтенант технических войск, доктор военных наук, профессор И. В. Ковалев возглавляет Президиум Центрального совета ветеранов железнодорожного транспорта.
Замечательным выражением патриотических чувств железнодорожников стал сбор средств на строительство танков, самолетов, бронепоездов и других видов вооружения. Только в 1943 г. работники транспорта внесли в фонд обороны 230 млн. руб. наличными, ценностями и облигациями Государственных займов. Своими силами и на свои средства железнодорожники построили немало бронепоездов, поездов-бань, поездов-кухонь и хлебопекарен для фронта.
Новый размах получил зародившийся еще до войны лунинский метод обслуживания паровозов, когда локомотивная бригада брала на себя выполнение межпромывочного ремонта своими силами, без участия комплексных бригад. Десятки тысяч машинистов подхватили почин новосибирского новатора, что позволило почти в четыре раза снизить объем межпоездного ремонта. К концу войны пробег грузового паровоза между подъемочными ремонтами увеличился в среднем на 9 тыс. км, пробег между капитальными ремонтами возрос на 58 тыс. км.
Несмотря на трудности, вызванные войной, государство ежегодно отпускало железнодорожникам средства на новое жилищное строительство. Только на дорогах Центра свыше 60 тыс. семей работников транспорта получили новые квартиры.
Война нанесла железнодорожному транспорту громадный ущерб. В 1945 г. грузооборот составлял 314 млрд. гкм, или 75 % от довоенного уровня. Техническая скорость поездов снизилась на 14% и равнялась 28,5 км/ч. Среднесуточный пробег паровоза сократился на 19% и был равен 208 км.
Поездка в июне 1945 г. правительственного поезда во главе с И. В. Сталиным на Потсдамскую мирную конференцию помогла восстановить в нашей стране тепловозостроение, поскольку одними из локомотивов поезда были тепловозы ДА.
Советские железнодорожники с честью прошли через все испытания Великой Отечественной войны. За особые заслуги в области перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 5 ноября 1943 года было присвоено звание Героя Социалистического труда 127 работникам железнодорожного транспорта. Свыше 100 тыс. железнодорожников награждены орденами и медалями, Советского Союза.
Победоносно окончив войну, Советский Союз вступил в новый, мирный период своего хозяйственного развития. 9 февраля 1946 года товарищ Сталин в своей речи перед избирателями изложил величественную программу хозяйственного подъёма нашей страны на пути к коммунизму. Важным этапом на этом пути является пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 годы.

Речь товарища И.В. Сталина на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г.Москвы 9 февраля 1946 года

Председатель. Слово предоставляется Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ
(Появление на трибуне товарища Сталина встречается избирателями бурной овацией, которая длится в течение нескольких минут. Все присутствующие в зале Большого театра стоя приветствуют товарища Сталина. Из зала непрерывно несутся возгласы: "Великому Сталину, ура!", "Да здравствует великий Сталин, ура!", "Родному Сталину, ура!").

Товарищ СТАЛИН.
Товарищи!
Со времени последних выборов в Верховный Совет прошло восемь лет. Это был период, богатый событиями решающего характера. Первые четыре года прошли в напряженной работе советских людей по осуществлению третьей пятилетки. Вторые четыре года обнимают события войны с немецкими и японскими агрессорами, - события второй мировой войны. Несомненно, что война является главным моментом истекшего периода.
Было бы неправильно думать, что вторая мировая воина возникла случайно, или в результате ошибок тех или иных государственных деятелей, хотя ошибки безусловно имели место. На самом деле война возникла, как неизбежный результат развития мировых экономических и политических сил на базе современного монополистического капитализма. Марксисты не раз заявляли, что капиталистическая система мирового хозяйства таит в себе элементы общего кризиса и военных столкновений, что ввиду этого развитие мирового капитализма в наше время происходит не в виде плавного и равномерного продвижения вперед, а через кризисы, и военные катастрофы. Дело в том, что неравномерность развития капиталистических стран обычно приводит с течением времени к резкому нарушению равновесия внутри мировой системы капитализма, причем та группа капиталистических стран, которая считает себя менее обеспеченной сырьем и рынками сбыта, обычно делает попытки изменить положение и переделить "сферы влияния" в свою пользу - путем применения вооружённой силы. В результате этого возникают раскол капиталистического мира на два враждебных лагеря и война между ними.
Пожалуй, можно было бы избегнуть военные катастрофы, если бы была возможность периодически перераспределять сырье и рынки сбыта между странами сообразно с их экономическим весом - в порядке принятия согласованных и мирных решений. Но это невозможно осуществить при нынешних капиталистических условиях развития мирового хозяйства.
Таким образом, в результате первого кризиса капиталистической системы мирового хозяйства возникла первая мировая война, в результате же второго кризиса возникла вторая мировая война.
Это не значит, конечно, что вторая мировая война является копией первой. Наоборот, вторая мировая война существенно отличается от первой по своему характеру. Следует иметь в виду, что главные фашистские государства - Германия, Япония, Италия - раньше чем напасть на союзные страны, уничтожили у себя последние остатки буржуазно-демократических свобод, установили у себя жестокий террористический режим, растоптали принцип суверенитета и свободного развития малых стран, объявили политику захвата чужих земель своей собственной политикой и заявили во всеуслышание, что они добиваются мирового господства и распространения фашистского режима во всём мире, причем захватом Чехословакии и центральных районов Китая государства оси показали, что они готовы осуществить свою угрозу насчёт порабощения всех свободолюбивых народов. Ввиду этого вторая мировая война против государств оси, в отличие от первой мировой войны, приняла с самого начала характер войны антифашистской, освободительной, одной из задач которой являлось также восстановление демократических свобод. Вступление Советского Союза в войну против государств оси могло лишь усилить, - и действительно усилило, - антифашистский и освободительный характер второй мировой войны.
На этой почве и сложилась антифашистская коалиция Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и других свободолюбивых государств, сыгравшая потом решающую роль в деле разгрома вооруженных сил государств оси.
Так обстоит дело с вопросом о происхождении и характере второй мировой войны.
Теперь, пожалуй, все признают, что война действительно не была и не могла быть случайностью в жизни народов, что она превратилась на деле в войну народов за их существование, что именно поэтому она не могла быть скоротечной, молниеносной.
Что касается нашей страны, то эта война была для нее самой жестокой и тяжелой из всех войн, когда-либо пережитых в истории нашей Родины.
Но война была не только проклятием. Она была вместе с тем великой школой испытания и проверки всех сил народа. Война обнажила все факты и события в тылу и на фронте, она безжалостно сорвала все покровы и прикрытия скрывавшие действительное лицо государств, правительств, партий, и выставила их на сцену, без маски, без прикрас, со всеми их недостатками и достоинствами. Война устроила нечто вроде экзамена нашему советскому строю, нашему государству, нашему правительству, нашей коммунистической партии и подвела итоги работы как бы говоря нам: вот они, ваши люди и организации, их дела и дни, - разглядите их внимательно и воздайте им по их делам.
В этом одна из положительных сторон войны.
Для нас, для избирателей, это обстоятельство имеет большое значение, ибо оно помогает нам быстро и объективно оценить деятельность партии и её людей и сделать правильные выводы. В другое время пришлось бы изучить выступления и доклады представителей партии, анализировать их, сопоставлять их слова с их делами, подвести итоги и тому подобное. Это требует сложной и трудной работы, причем нет гарантии, что не будут допущены ошибки. Другое дело теперь, когда война окончена, когда война сама проверила работу наших организацией руководителей и подвела ей итоги. Теперь нам гораздо легче разобраться и притти к правильным выводам.
Итак, каковы итоги войны?
Существует один главный итог, на основе которого возникли все другие итоги. Этот итог состоит в том, что к исходу войны враги потерпели поражение, а мы вместе с нашими союзниками оказались победителями. Мы окончили войну полной победой над врагами, - в этом главный итог войны. Но это слишком общий итог, и мы не можем поставить здесь точку. Конечно, разбить врагов в такой войне, как вторая мировая война, какой не было еще в истории человечества, это значит добиться всемирно исторической победы. Все это верно. Но это всё же общий итог и мы не можем успокаиваться на этом. Чтобы понять великое историческое значение нашей победы необходимо разобрался в этом деле более конкретно.
Итак, как нужно понимать нашу победу над врагами, что может означать эта победа с точки зрения состояния и развития внутренних сил нашей страны?
Наша победа означает, прежде всего, что победил наш советский общественный строй, что советский общественный строй с успехом выдержал испытание в огне войны и доказал свою полную жизнеспособность.
Как известно, в иностранной печати не раз высказывались утверждения, что советский общественный строй является "рискованным экспериментом", обречённым на провал, что советский строй представляет "карточный домик", не имеющий корней в жизни и навязанный народу органами Чека, что достаточно небольшого толчка извне, чтобы этот "карточный домик" разлетелся впрах.
Теперь мы можем сказать, что война опрокинула все эти утверждения иностранной печати, как беспочвенные. Война показала, что советский общественный строй является подлинно народным строем, выросшим из недр народа и пользующимся его могучей поддержкой, что советский общественный строй является вполне жизнеспособной и устойчивой формой организации общества.
Более того. Теперь речь идёт уже не о том, жизнеспособен или нет советский общественный строй, ибо после наглядных уроков войны никто из скептиков не решается больше выступать с сомнениями насчёт жизнеспособности советского общественного строя. Теперь речь идёт о том, что советский общественный строй оказался более жизнеспособным и устойчивым, чем несоветский общественный строй, что советский общественный строй является лучшей формой организации общества, чем любой несоветский общественный строй.
Наша победа означает, во-вторых, что победил наш советский государственный строй, что наше многонациональное советское государство выдержало все испытания войны и доказало свою жизнеспособность.
Как известно, видные деятели иностранной печати не раз высказывались в том духе, что советское многонациональное государство представляет "искусственное и нежизненное сооружение", что в случае каких-либо осложнений развал Советского Союза является неотвратимым, что Советский Союз ждёт судьба Австро-Венгрии.
Теперь мы можем сказать, что война опровергла эти заявления иностранной печати как лишённые всякого основания. Война показала, что советский многонациональный государственный строй с успехом выдержал испытание, ещё больше окреп за время войны и оказался вполне жизнеспособным государственным строем. Эти господа не поняли, что аналогия с Австро-Венгрией несостоятельна, ибо наше многонациональное государство выросло не на буржуазной основе, стимулирующей чувства национального недоверия и национальной вражды, а на советской основе, которая, наоборот, культивирует чувства дружбы и братского сотрудничества между народами нашего государства.
Впрочем, после уроков войны эти господа не решаются больше выступать с отрицанием жизнеспособности советского государственного строя. Теперь речь идёт уже не о жизнеспособности советского государственного строя, ибо его жизнеспособность не подлежит сомнению. Теперь речь идёт о том, что советский государственный строй оказался образцом многонационального государства, что советский государственный строй представляет такую систему государственном организации, где национальный вопрос и проблема сотрудничества наций разрешены лучше, чем в любом другом многонациональном государстве.
Наша победа означает, в-третьих, что победили советские вооружённые силы, победила наша Красная Армия, что Красная Армия геройски выдержала все невзгоды войны, на голову разбила армии наших врагов и вышла из войны победительницей. (Возглас с места: "Под руководством товарища Сталина!". Все встают, бурные, долго не смолкающие аплодисменты, переходящие в овацию).
Теперь все признают, как друзья, так и враги, что Красная Армия оказалась на высоте своих великих задач. Но не так обстояло дело лет шесть тому назад, в период перед войной Как известно, видные деятели иностранной прессы и многие признанные авторитеты военного дела за границей неоднократно заявляли, что состояние Красной Армии, внушает большие сомнения, что Красная Армия плохо вооружена и не имеет настоящего командного состава, что её моральное состояние - ниже всякой критики, что она может быть и пригодится для обороны, но для наступления непригодна, что в случае удара со стороны немецких войск Красная Армия должна развалиться, как "колосс на глиняных ногах". Такие заявления делались не только в Германии, но и во Франции, Англии, Америке.
Теперь мы можем сказать, что война опрокинула все эти заявления как беспочвенные и смехотворные. Война показала, что Красная Армия является не "колоссом на глиняных ногах", а первоклассной армией нашего времени, имеющей вполне современное вооружение, опытнейший командный состав и высокие морально-боевые качества. Не нужно забывать, что Красная Армия является той самой армией, которая на голову разбила германскую армию, вчера ещё наводившую ужас на армии европейских государств.
Следует отметить, что "критиков" Красной Армии становится всё меньше и меньше. Более того, в заграничной прессе всё чаще и чаще появляются заметки, отмечающие высокие качества Красной Армии, мастерство её бойцов и командиров, безупречность её стратегии и тактики. Это и понятно. После блестящих побед Красной Армии под Москвой и Сталинградом, под Курском и Белгородом, под Киевом и Кировоградом, под Минском и Бобруйском, под Ленинградом и Таллином, под Яссами и Львовом, на Висле и Немане, на Дунае и Одере, под Веной и Берлином, - после всего этого нельзя не признать, что Красная Армия является первоклассной армией, у которой можно было бы поучиться многому. (Бурные аплодисменты).
Так понимаем мы конкретно победу нашей страны над её врагами.
Таковы в основном итоги войны.
Было бы ошибочно думать, что можно добиться такой исторической победы без предварительной подготовки всей страны к активной обороне. Не менее ошибочно было бы полагать, что такую подготовку можно провести в короткий срок, в течение каких-либо трёх-четырёх лет. Ещё более ошибочно было бы утверждать, что мы добились победы благодаря лишь храбрости наших войск. Без храбрости, конечно, невозможно добиться победы. Но одной лишь храбрости недостаточно для того, чтобы одолеть врага, имеющего многочисленную армию, первоклассное вооружение, хорошо обученные офицерские кадры и неплохо поставленное снабжение. Чтобы принять удар такого врага, дать ему отпор, а потом нанести ему полное поражение, для этого необходимо было иметь, кроме беспримерной храбрости наших войск, вполне современное вооружение и притом в достаточном количестве и хорошо поставленное снабжение - тоже в достаточных размерах. Но для этого необходимо было иметь и притом в достаточном количестве такие элементарные вещи, как металл - для производства вооружения, снаряжения, оборудования для предприятий; топливо - для поддержания работы предприятий и транспорта; хлопок - для производства обмундирования; хлеб - для снабжения армии.
Можно ли утверждать, что перед вступлением во вторую мировую войну наша страна уже располагала минимально-необходимыми материальными возможностями, потребными для того, чтобы удовлетворить в основном эти нужды? Я думаю, что можно утверждать. На подготовку этого грандиозного дела понадобилось осуществление трёх пятилетних планов развития народного хозяйства. Именно эти три пятилетки помогли нам создать эти материальные возможности. Во всяком случае положение нашей страны в этом отношении перед второй мировой войной, в 1940 году, было в несколько раз лучше, чем перед первой мировой войной в 1913 году.
Какими материальными возможностями располагала наша страна перед второй мировой войной?
Чтобы помочь вам разобраться в этом деле, мне придётся изложить здесь краткий отчёт о деятельности коммунистической партии в области подготовки нашей страны к активной обороне.
Если взять данные за 1940 год, - канун второй мировой войны, - и сравнить их с данными за 1913 год, - канун первой мировой войны, - то мы получим такую картину.
В течение 1913 года в нашей стране было произведено 4 миллиона 220 тысяч тонн чугуна, 4 миллиона 230 тысяч тонн стали, 29 миллионов тонн угля, 9 миллионов тонн нефти, 21 миллион 600 тысяч тонн товарного зерна, 740 тысяч тонн хлопка-сырца.
Таковы были материальные возможности нашей страны, с которыми она вступила в первую мировую войну.
Это была экономическая база старой России, которая могла быть использована для ведения войны.
Что касается 1940 года, то в течение этого года в нашей стране было произведено 15 миллионов тонн чугуна, т.е. почти в 4 раза больше, чем в 1913 году, 18 миллионов 300 тысяч тонн стали, т.е.. в 4 с половиной раза больше, чем в 1913 году, 466 миллионов тонн угля, т.е. в 5 с половиной раз больше, чем в 1913 году, 31 миллион тонн нефти, т.е. в 3 с половиной раза больше, чем в 1913 году, 38 миллионов 300 тысяч тонн товарного зерна, т.е. на 17 миллионов тонн больше, чем в 1913 году, 2 миллиона 700 тысяч тонн хлопка-сырца, т.е. в 3 с половиной раза больше, чем в 1913 году.
Таковы были материальные возможности нашей страны, с которыми она вступила во вторую мировую войну.
Это была экономическая база Советского Союза, которая могла быть использована для ведения войны.
Разница, как видите, колоссальная.
Такой небывалый рост производства нельзя считать простым и обычным развитием страны от отсталости к прогрессу. Эго был скачок, при помощи которого наша страна превратилась из отсталой страны в передовую, из аграрной - в индустриальную.
Это историческое превращение было проделано в течение трёх пятилеток, начиная с 1928 года, - с первого года первой пятилетки. До этого времени нам пришлось заниматься восстановлением разрушенной промышленности и залечиванием ран, полученных и результате первой мировой войны и гражданской войны. Если при этом принять во внимание то обстоятельство, что первая пятилетка была выполнена в течение 4 лет, а осуществление третьей пятилетки было прервано войной на четвёртом году её исполнения, то выхолит, что на превращение нашей страны из аграрной в индустриальную понадобилось всего около 13 лет.
Нельзя не признать, что тринадцатилетний срок является невероятно коротким сроком для осуществления такого грандиозного дела.
Этим, собственно, и объясняется, что опубликование этих цифр вызвало в своё время в иностранной печати бурю разноголосицы. Друзья решили, что произошло "чудо". Недоброжелатели же объявили, что пятилетки являются "большевистской пропагандой" и "фокусами Чека". Но так как чудес на свете не бывает, а Чека не так сильна, чтобы отменить законы общественного развития, то "общественному мнению" за границей пришлось примириться с фактами.
При помощи какой политики удалось коммунистической партии обеспечить эти материальные возможности в стране в такой короткий срок?
Прежде всего при помощи советской политики индустриализации страны.
Советский метод индустриализации страны коренным образом отличается от капиталистического метода индустриализации. В капиталистических странах индустриализация обычно начинается с лёгкой промышленности. Так как в лёгкой промышленности требуется меньше вложений и капитал оборачивается быстрее, причём получение прибыли является более лёгким делом, чем в тяжёлой промышленности, то лёгкая промышленность становится там первым объектом индустриализации. Только по истечении длительного срока, в течение которого лёгкая промышленность накопляет прибыли и сосредоточивает их в банках, только после этого наступает очередь тяжёлой промышленности и начинается постепенная перекачка накоплений в тяжёлую индустрию для того, чтобы создать условия для её развёртывания. Но это - процесс длительный, требующий большого срока в несколько десятилетий, в течение которого приходится ждать развития лёгкой промышленности и прозябать без тяжёлой промышленности. Понятно, что коммунистическая партия не могла стать на этот путь. Партия знала, что война надвигается, что оборонять страну без тяжёлой индустрии возможно, что нужно поскорее взяться за развитие тяжёлой индустрии, что опоздать в этом деле - значит проиграть. Партия помнила слова Ленина о том, что без тяжелой индустрии невозможно отстоять независимость страны, что без неё может погибнуть советский строй. Поэтому коммунистическая партия нашей страны отвергла "обычный" путь индустриализации и начала дело индустриализации страны с развёртывания тяжёлой индустрии. Это было очень трудно, но преодолимо. Большую помощь оказала в этом деле национализация промышленности и банков, давшая возможность быстрого сбора и перекачки средств в тяжёлую индустрию.
Не может быть сомнений, что без этого невозможно было бы добиться превращения нашей страны в индустриальную страну в такой короткий срок.
Во-вторых, при помощи политики коллективизации сельского хозяйства.
Чтобы покончить с нашей отсталостью в области сельского хозяйства и дать стране побольше товарного хлеба, побольше хлопка и т.д., необходимо было перейти от мелкого крестьянского хозяйства к крупному хозяйству, ибо только крупное хозяйство имеет возможность применить новую технику, использовать все агрономические достижения и дать побольше товарной продукции. Но крупное хозяйство бывает двоякое, капиталистическое и коллективное. Коммунистическая партия не могла стать на капиталистический путь развития сельского хозяйства не только в силу принципиальных соображений, но и потому, что он предполагает слишком длительный путь развития и требует предварительного разорения крестьян, превращения их в батраков. Поэтому коммунистическая партия стала на путь коллективизации сельского хозяйства, на путь укрупнения сельского хозяйства путём объединения крестьянских хозяйств в колхозы. Метод коллективизации оказался в высшей степени прогрессивным методом не только потому, что он не требовал разорения крестьян, но и особенно потому, что он дал возможность в течение нескольких лет покрыть всю страну крупными коллективными хозяйствами, имеющими возможность применить новую технику, использовать все агрономические достижения и дать стране побольше товарной продукции.
Нет сомнения, что без политики коллективизации мы не смогли бы покончить в такой короткий срок с вековой отсталостью нашего сельского хозяйства.
Нельзя сказать, чтобы политика партии не встречала противодействия. Не только отсталые люди, всегда отмахивающиеся от всего нового, но и многие видные члены партии систематически тянули партию назад и старались всяческими способами стащить её на "обычный" капиталистический путь развития. Все антипартийные махинации троцкистов и правых, вся их "работа" по части саботажа мероприятий нашего правительства преследовали одну цель: сорвать политику партии и затормозить дело индустриализации и коллективизации. Но партия не поддавалась ни угрозам одних, ни воплям других и уверенно шла вперёд, несмотря ни на что. Заслуга партии состоит в том, что она не приспосабливалась к отсталым, не боялась итти против течения и всё время сохраняла за собой позицию ведущей силы. Не может быть сомнения, что без такой стойкости и выдержки коммунистическая партия не смогла бы отстоять политику индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.
Сумела ли коммунистическая партия правильно использовать созданные таким образом материальные возможности для того, чтобы развернуть военное производство и снабжать Красную Армию необходимым вооружением?
Я думаю, что она сумела это сделать, и при том сумела с наибольшим успехом.
Если не считать первого года войны, когда эвакуация промышленности на восток затормозила дело разворота военного производства, то в течение остальных трёх лет войны партия сумела добиться таких успехов, которые дали ей возможность не только снабжать фронт в достаточном количестве артиллерией, пулемётами, винтовками, самолётами, танками, боеприпасами, но и накоплять резервы. При этом известно, что наше вооружение по качеству не только не уступало немецкому, но в общем даже превосходило его.
Известно, что наша танковая промышленность в течение последних трёх лет войны производила ежегодно в среднем более 30 тысяч танков, самоходок и бронемашин (Бурные аплодисменты).
Известно далее, что наша авиационная промышленность производила за тот же период ежегодно до 40 тысяч самолетов. (Бурные аплодисменты).
Известно также, что наша артиллерийская промышленность производила за тот же период ежегодно до 120 тысяч орудий всех калибров (бурные аплодисменты), до 450 тысяч ручных и станковых пулемётов (бурные аплодисменты), свыше 3-х миллионов винтовок (аплодисменты) и около 2 миллионов автоматов (аплодисменты).
Известно, наконец, что наша миномётная промышленность за период 1942-1944 годов производила ежегодно в среднем до 100 тысяч миномётов. (Бурные аплодисменты).
Понятно, что одновременно с этим производилось соответствующее количество артиллерийских снарядов, разного рода мин, авиационных бомб, винтовочных и пулемётных патронов.
Известно, например, что в одном только 1944 году было произведено свыше 240 миллионов снарядов, бомб и мин (аплодисменты) и 7 миллиардов 400 миллионов патронов (Бурные аплодисменты).
Такова в общем картина снабжения Красной Армия вооружением и боеприпасами.
Как видите, она не похожа на ту картину, которую представляло снабжение нашей армии в период первой мировой войны, когда фронт испытывал хронический недостаток в артиллерии и снарядах, когда армия воевала без танков и авиации, когда на каждую тройку солдат выдавалась одна винтовка.
Что касается снабжения Красной Армии продовольствием и обмундированием, то всем известно, что фронт не только не испытывал в этом отношении какого-либо недостатка, но имел даже при себе необходимые резервы.
Так обстоит дело с работой коммунистической партии нашей страны в период до начала войны и в течение самой войны.
Теперь несколько слов насчёт планов работы коммунистической партии на ближайшее будущее. Как известно, эти планы изложены в новом пятилетнем плане, который должен быть утверждён в ближайшее время. Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система (бурные, продолжительные аплодисменты), особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путём последовательного снижения цен на все товары (бурные, продолжительные аплодисменты) и на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов (аплодисменты), могущих дать возможность науке развернуть свои силы. (Бурные аплодисменты).
Я не сомневаюсь, что если окажем должную помощь нашим учёным, они сумеют не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны. (Продолжительные аплодисменты).
Что касается планов на более длительный период, то партия намерена организовать новый мощный подъём народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем. Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна (продолжительные аплодисменты), до 60 миллионов тонн стали (продолжительные аплодисменты), до 500 миллионов тонн угля (продолжительные аплодисменты), до 60 миллионов тонн нефти (продолжительные аплодисменты). Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. (Бурные аплодисменты). На это уйдет, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать (Бурные аплодисменты).
Таков мой краткий отчет о деятельности коммунистической партии нашей страны в недавнем прошлом и о планах её работы на будущее время. (Бурные, продолжительные аплодисменты)
Ваше дело судить, насколько правильно работала и работает коммунистическая партия (аплодисменты) и не могла ли она работать лучше. (Большое оживление, аплодисменты).
Говорят, что победителей не судят (весёлое оживление, аплодисменты), что их не следует критиковать, не следует проверять. Это неверно. Победителей можно и нужно судить (оживленные возгласы, аплодисменты), можно и нужно критиковать и проверять. Это полезно не только для дела, но и для самих победителей (одобрительные возгласы, аплодисменты) меньше будет зазнайства, больше будет скромности. (Оживлённые возгласы, аплодисменты). Я считаю, что избирательная кампания есть суд избирателей над коммунистической партией нашей страны, как над партией правящей. Результаты же выборов будут означать приговор избирателей. (Громкие одобрительные возгласы, аплодисменты). Не многого стоила бы коммунистическая партия нашей страны, если бы она боялась критики, проверки. Коммунистическая партия готова принять приговор избирателей. (Бурные аплодисменты).
В избирательной борьбе коммунистическая партия выступает не одна. Она идёт на выборы в блоке с беспартийными. В былые времена коммунисты относились к беспартийным и к беспартийности с некоторым недоверием. Объясняется это тем, что флагом беспартийности нередко прикрывались различные буржуазные группы, которым невыгодно было выступать перед избирателями без маски, Так было в прошлом. Но теперь у нас другие времена. Беспартийных отделяет теперь от буржуазии барьер, называемый советским общественным строем. Этот же барьер объединяет беспартийных с коммунистами в один общий коллектив советских людей. Живя в общем коллективе, они вместе боролись за укрепление могущества нашей страны, вместе воевали и проливали кровь на фронтах во имя свободы и величия нашей Родины, вместе ковали и выковали победу над врагами нашей страны. Разница между ними лишь в том, что одни состоят в партии, а другие нет. Но это разница формальная. Важно то, что и те и другие творят одно общее дело. Поэтому блок коммунистов и беспартийных является естественным и жизненным делом. (Бурные, продолжительные аплодисменты).
В заключение позвольте выразить вам благодарность за доверие, которое вы оказали мне (продолжительные, долго не смолкающие аплодисменты. Возглас с места: "Великому полководцу всех побед, товарищу Сталину, ура!"), выдвинув мою кандидатуру в депутаты Верховного Совета. Можете не сомневаться, что я постараюсь оправдать ваше доверие. (Все встают. Бурные, долго не смолкающие аплодисменты, переходящие в овацию. Из разных концов зала раздаются возгласы: "Да здравствует великий Сталин, ура!". "Великому вождю народов, ура!". "Слава великому Сталину!". "Да здравствует товарищ Сталин, всенародный кандидат!". "Творцу всех наших побед товарищу Сталину - слава!").

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,005 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика