Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Восстановление железной дороги в годы войны. Подвиг дорожного мастера Николая Афанасьевича Тимофеева
При эвакуации той или иной станции, того или иного участка дороги наши железнодорожники,
как мы видели, под обстрелом отправляли поезда, уводили составы, угоняли паровозы,
уносили телеграфные аппараты и другой дорогой инвентарь. Но выше сил человеческих
унести железнодорожное полотно. Можно взорвать мосты, куски полотна, — и это делалось
с героическим напряжением и самоотверженностью, но полуразрушенное железнодорожное
полотно всё-таки доставалось врагу.
В освобождённых от немецких оккупантов местностях железнодорожники не находили и
следа каких бы то ни было восстановительных работ, произведённых врагом. Отступая
под натиском Советской Армии, гитлеровцы доходили до прямого безумия в изобретении
способов погрома и разрушения. После разгрома гитлеровских орд под Москвой на Октябрьской
дороге оказалось разрушенным полотно, были выворочены бомбёжкой рельсы, взорваны
все мосты.
Отступая под натиском советских вооружённых сил, немцы варварски уничтожали всё
железнодорожное хозяйство, сжигая и взрывая все сооружения и оборудование. Хорошо
развитый и богато оснащённый Жлобинский узел, например, работавший на четыре направления,
после освобождения представлял собой пустыню. Ни одно из сооружений этого мощного
узла не уцелело. Немцы вывезли все рельсы, стрелки, шпалы, всё оборудование, подорвали
и превратили в груды щебня все здания, в том числе большие здания паровозных и вагонных
депо, узловой электростанции с оборудованием и всеми устройствами. В жилых домах
железнодорожного посёлка были вырваны все окна и двери, взломаны полы и перегородки,
разобраны крыши и стены и употреблены для устройства укреплений у линии фронта блиндажей
и дотов.
Впервые советские железнодорожники столкнулись с картиной такого разрушения под
Москвой, когда в декабре 1941 года, после разгрома немцев на подступах к столице,
была освобождена Октябрьская железная дорога на участке Москва—Клин.
Как только Советская Армия заняла Клин, сюда начали возвращаться железнодорожники,
эвакуированные в ближайший тыл и с нетерпением ожидавшие счастливого дня.
Одним из первых пришёл на свой участок дорожный мастер восьмого околотка Клинской
дистанции пути, старый железнодорожник Николай Афанасьевич Тимофеев. До войны восьмой
околоток считался лучшим на дороге. Теперь, после недолгого хозяйничанья немцев,
Тимофеев не узнал родных мест. Исковерканные рельсы, разбросанные шпалы, разбитые
стрелки. Всё было приведено в негодность! Над хаосом железа, дерева и камней стыла
снежная тишина: ни гудков паровозов, ни шума проходящих поездов, ни сигнальных рожков!
Хозяйство начинать нужно было сначала мёртвую тишину надо было будить стуком кирок
и молотков.
И вот старый дорожный мастер вместе с рабочими своего околотка принялся за работу.
Стояли тридцатиградусные морозы, иногда шёл снег. Дня не хватало, приходилось работать
ночью при свете звёзд. Рабочий день растягивался на 12—14 часов. Труд был тяжек,
но радостен. Каждый соревновался с соседом, стараясь сделать как можно больше и
лучше. Выжженный гитлеровскими бандами край оживал вместе со стуком кирок и молотков.
Стали появляться группы населения по 100—150 человек: они приходили расчищать станционные
и главные пути от снега.
Как только кончилась расчистка, клинские путейцы тщательно осмотрели полотно, разрушения
и подсчитали, сколько нужно рельсов, скреплений, крестовин, стрелок, костылей и
болтов для восстановления пути. Никто не рассчитывал на получение материалов со
стороны. Железнодорожники соображали, что можно найти на месте и как лучше использовать
то, что могли они разыскать.
Тимофеев отлично знал свой участок. Покидая родные места, железнодорожники прятали
то, что невозможно было увезти. Теперь из-под снега был извлечён покилометровый
запас рельсов, подкладки, накладки, костыли, болты. Недоставало только инструмента,
но расположенный недалеко завод быстро изготовил свёрла, зубила и многое другое.
Собрав негодные стрелки, путейцы их отремонтировали, а затем начали монтаж уцелевших
частей.
В результате околоток быстро восстановил путевое и стрелочное хозяйство на станциях
и на перегонах. Участок был готов для движения поездов, и вот на станции, наконец,
раздался свисток паровоза. Встреча первого поезда напоминала картину открытия движения
по новой линии. Откуда-то набежали любопытные, собрались железнодорожники. Паровоз
забросали еловыми ветками. Весть о возобновлении движения быстро облетела окружающие
сёла и деревни.
Восстановительные работы закончились, но забота о дальнейшем укреплении пути не
покинула Тимофеева и его товарищей. Дорожный мастер, бригадиры, ремонтные рабочие,
путеобходчики с особенной тщательностью осматривали теперь рельсы, скрепления, полотно,
насыпи. Продолжалась перешивка пути, добавлялись костыли, болты, сменялись дефектные
части. Путеобходчики не оставили ни одного недобитого костыля, ни одного слабого
болта. По шаблону и уровню был проверен не один раз весь путь.
И вот, восьмой околоток Клинской дистанции пути снова, как до войны, занял передовое
место на дороге.
Своим простым и ясным языком М. И. Калинин в статье «На пути к победе» так определил
новую задачу железнодорожников.
«Сейчас перед железнодорожниками стоит другая, более благодарная задача. Вслед за
продвижением Красной Армии надо восстанавливать железнодорожное полотно, мосты,
как можно быстрее и ближе к фронту продвигать составы. Работа трудная и не столько
своим исполнением, сколько необходимостью производить её в самое короткое время.
Чем больше уменьшится время восстановления пути, чем ближе будут железнодорожники
к фронту, тем сильнее Красная Армия сможет наносить удары по врагу».
Необходимость производить восстановительную работу в самое короткое время требует
не только героизма. Смелость, решительность и мужество людей необходимо дополнять
хорошо подготовленной и продуманной заблаговременно организацией работ.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог