Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Подвиг Константина Сергеевича Заслонова
Легендарную славу среди партизан-железнодорожников стяжал себе начальник депо Орша,
инженер Константин Сергеевич Заслонов.
При отходе наших войск Заслонов обратился к народному комиссару путей сообщения
Л. М. Кагановичу за разрешением организовать партизанский отряд из паровозников
Оршинского узла. Он хорошо знал их всех, и сам пользовался у них большим уважением.
Созданная Заслоновым группа «народных мстителей» из 30 железнодорожников впоследствии
превратилась в партизанскую бригаду, наводившую страх и ужас на немецких захватчиков.
За три месяца партизаны пустили под откос несколько десятков эшелонов с немецкими
солдатами и боевой техникой, вывели из строя 118 паровозов, уничтожили сотни вагонов
и автомашин.
Портрет К. С. Заслонова
Изобретательность самого Заслонова и его товарищей поразительна.
В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны теперь открыт
специальный зал, посвященный памяти Заслонова.
В зале выставлены оригинальные «четырёхножки», изобретённые заслоновцами для борьбы
с вражеским автотранспортом и конницей; прославленные заслоновские мины, заделанные
в уголь, которые, попадая в тендеры, а оттуда в паровозные топки, взрывали локомотивы;
дневники, отражающие боевую деятельность белорусских партизан, и другие экспонаты.
Огромный интерес для характеристики партизанского движения среди железнодорожников
представляет дневник самого Заслонова.
Дневник охватывает период от 17 мая до 7 ноября 1942 года.
В марте 1942 года партизанские отряды Заслонова начинают действовать в лесах Витебщины.
Об этом главным образом и повествует дневник.
Заслонов придавал огромное значение построению отрядов, их управлению, связи, взаимодействию.
Отличный организатор, он превосходно понимал, какое значение имела партизанская
разведка в глубоком тылу, насыщенном регулярными частями армии противника.
В дневнике есть краткие отрывки из приказа, названного «Разработка походов-разведок».
Назначая начальником разведки бригады старшего лейтенанта тов. Громова, Заслонов
так определяет круг его деятельности: самое главное — организация бригадных агентурных
разведок, учёт всех связных, организация походных разведок, разработка походных
маршрутов. Начальнику разведки предлагается организовать вокруг себя хорошую группу
отважных разведчиков, умных, волевых и героических людей, инициативных и деятельных
товарищей, способных отражать истинную картину и обстановку разведываемых пунктов.
Заслонов постоянно следил за деятельностью своих разведчиков. Он направлял их работу,
учил и ставил перед ними конкретные боевые задачи.
По записи результатов разведки, полученных Заслоновым, можно видеть, сколь важными
оказывались сведения, добытые разведчиками.
«Усиленное передвижение войск через Оршу на Могилёв и Витебск. Товарищ Д. лично
3 и 4 июня наблюдал перемещение по железной дороге из Минска через Оршу на Витебск
и Смоленск, передвижение транспортов с ОВ и дегазатор с отдельными вагонами. В поездах
знаков, отмечающих ОВ, не было никаких. Установил лично и дополнительно узнал от
сцепщика поездов Сепчило Николая, расстрелянного 15 июня за связь со мной».
Получив точные, проверенные данные, Заслонов нередко радировал в Москву, в Центральный
штаб партизанского движения. Одна из его радиограмм сообщает, например: «Сильное
движение поездов на железной дороге Орша — Смоленск. Усилена охрана на этой дороге.
Окрестности Орши укрепляются и заселяются немцами. В Межеве и Заболотье очень много
конников, около 3 000. По большаку Орша — Могилёв выселяются деревни и заселяются
немцами. Подробности передам. Заслонов».
Неоценимую услугу советскому командованию оказали эти лаконичные, но точные и проверенные
сведения!
Командир партизанской бригады Константин Заслонов воспитывал и учил разведчиков
на конкретных примерах. Вместе с ними он отправлялся на ответственные задания. Просиживая
часами в засаде, опытный организатор разведки учил своих боевых помощников искусству
наблюдать, распознавать уловки врага.
Правильно организованная разведка доносила своему командиру о каждом шаге противника,
о дислокации войск, о продвижении эшелонов, о настроениях жителей окрестных деревень
и станций. На основании данных разведки Заслонов находил людей, нужных бригаде,
и через разведчиков вёл с ними переговоры. Он боролся за сплочение мелких партизанских
групп, стихийно возникших в витебских лесах, в единую организацию.
Заслонов был требователен к себе и к окружающим. Формируя и укрепляя бригаду, он
настойчиво требовал, чтобы командиры «не приводили в отряд кого попало», чтобы они
были взыскательны к себе и к своим подчинённым, воспитывали людей, насаждали дисциплину.
«Если кто- то назвался партизаном, то не должен ходить душа — нараспашку». Заслонов
требует прекращения стрельбы где попало. Экономить патроны и беречь оружие — таков
закон для его бригады.
Ещё до войны Заслонов писал в своей автобиографии, что хочет «быть большевиком в
полном смысле слова, быть честным, чутким, внимательным и классово-бдительным».
Константин Сергеевич был принят кандидатом в члены ВКП(б) 25 октября 1941 года на
партийном собрании отряда имени Кагановича в смоленских лесах, но партийная его
принадлежность оформлена не была. Заслонов остался непартийным большевиком, но как
командир он учил своих подчинённых тому, чему многие годы его учили партия и комсомол.
Товарищ Сталин требовал от партизан, чтобы они создали на временно оккупированной
территории невыносимые для немцев условия, — такие чтобы под ногами врага горела
земля. В духе этих требований Заслонов воспитывал личный состав групп и отрядов.
На страницах дневника неоднократно встречаются записи о славных боевых делах.
«4 июня в 2 часа 30 минут ночи на перегоне Стайки — Богушевская совершено крупное
крушение воинского поезда с автомашинами и пушками, на которых находилась прислуга.
Паровоз сошёл с рельсов и сильно повреждён. Два вагона свалились под откос, 9 вагонов
разбито. Движение прервано».
« Один за другим перечисляет Заслонов перегоны, где пущены поезда под откос. Дневник
не представляет собой полной записи всех боевых действий заслоновцев на железнодорожных
коммуникациях. И всё же, только по имеющимся в нём записям, за полгода было подготовлено
80 крушений поездов, нарушивших вражеские перевозки.
Заслонов был для своих партизан не только военоначальником. Он много внимания уделял
быту партизан. Местное население, ненавидевшее захватчиков и искренно сочувствовавшее
партизанам, оказывало бригаде огромную материальную поддержку, доставляя в отряды
хлеб, мясо, масло, одежду. Но по мере увеличения численности бригады этого стало
недостаточно. Продовольствие надо было брать у врага. Когда это делалось, Заслонов
отвоёванное партизанами у немцев продовольствие раздавал крестьянам.
Командир бригады внимательно следил за событиями на фронтах Отечественной войны.
Мелким убористым почерком Заслонов записывал основные данные из сводок Совинформбюро
и приказов товарища Сталина, принятых через партизанскую радиостанцию. Эти сводки
передавались всем отрядам, пересказывались местному советскому населению.
Дневник обрывается за неделю до героической гибели Заслонова. 14 ноября 1942 года
он пал в бою у деревни Куповать Сенненского района Витебской области.
В привокзальном сквере станции Орша ныне высится небольшой холмик, обнесённый металлической
решёткой. Это могила легендарного партизанского командира Константина Сергеевича
Заслонова.
Красное полотнище с траурным крепом обрамляет остроконечную решётку. Железнодорожники
узла, колхозники окрестных сёл, проезжающие через станцию пассажиры идут к могиле
поклониться праху героя, отдавшего самое дорогое— жизнь — великому делу победы.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог