Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Общие сведения о тепловозах с гидравлической передачей
При разработке проектов первых тепловозов, инженерная мысль искала различные
решения задачи передачи вращающего момента от дизеля к движущим колесным парам.
Создавались проекты электрической, механической, пневматической и гидравлической
передач, и только две передачи практически были осуществлены на тепловозах —
электрическая и механическая. Электрическая передача нашла применение на мощных
тепловозах, механическая — на маломощных тепловозах (мотовозах) и на одном опытном
поездном тепловозе ЭМХ3. Массовая постройка тепловозов в период 1956—1965 гг.
вновь возродила идею применения на этих локомотивах гидравлической передачи.
Дело в том, что электрическая передача, несмотря на свою надежность и экономичность,
имеет очень большой вес и требует для изготовления цветных и изоляционных дорогостоящих
материалов. Кроме того, предполагалось, что при гидропередаче во всех случаях
тепловоз сможет реализовать более высокий коэффициент сцепления, чем при электрической,
а стоимость ремонта гидропередачи окажется ниже стоимости ремонта электрического
оборудования тепловозов с электрической передачей.
На локомотивах можно применять гидростатические и гидродинамические передачи.
Гидростатические передачи состоят из гидронасоса, трубопровода и гидромотора.
Гидродинамические передачи выполняются в виде гидродинамических трансформаторов
(гидротрансформаторов) и гидродинамических муфт (гидромуфт).
В сочетании с гидравлическими передачами работают зубчатые передачи, причем
если весь вращающий момент передается через гидротрансформатор или гидромуфту,
то передача обычно называется гидравлической, а если одна часть момента передается
через гидравлические аппараты, а другая часть через параллельно включенную ему
механическую передачу, то передача называется гидромеханической.
Гидротрансформатор представляет собой устройство, в котором размещены насосное
колесо, турбинное колесо и неподвижный направляющий аппарат. Вращающий момент
от насосного колеса к турбинному передается при помощи жидкости (обычно масла).
Направляющий аппарат позволяет изменять передаточное отношение между насосным
и турбинным колесами. Гидротрансформаторы применяются одноступенчатые и многоступенчатые,
у которых имеется несколько ступеней турбины и направляющих аппаратов. Коэффициент
полезного действия гидротрансформатора меняется по параболической зависимости,
причем потери на участке с наибольшим коэффициентом полезного действия составляют
15—16%. Общие потери в гидропередаче (включая потери в зубчатых колесах) при
наивыгоднейших режимах ее работы достигают 20—25%. Потерянная в гидропередаче
энергия в виде тепла отводится с маслом, которое затем охлаждается в холодильниках
тепловоза.
Гидромуфта в отличие от гидротрансформатора не имеет направляющего аппарата
и поэтому скорость вращения турбинного колеса не регулируется.
На тепловозах нашли также применение комплексные гидротрансформаторы, которые
могут работать как гидротрансформаторы и как гидромуфты.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог