Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Характеристика электровоза Ф
Чтобы быстрее накопить опыт по эксплуатации электровозов переменного тока напряжением
25 кв и сопоставить различные конструкции отдельных устройств и оборудования
этих локомотивов, в июле 1957 г. в соответствии с долгосрочным соглашением между
СССР и Францией был выдан заказ французским фирмам «Альстом», «Шнейдер» (в Крезо),
«Жемон» и «Шнейдер-Вестингауз» (последние три фирмы входили в объединение «МТЕ»—Матерьель
де тракцион электрик) на постройку для железных дорог Советского Союза 50 электровозов
типа 30-30 с игнитронами. Из этого количества 40 электровозов предназначались
для грузовой службы, 10 — для пассажирской. В числе грузовых электровозов 10
должны были иметь оборудование для рекуперативного торможения.
Грузовым электровозам была присвоена серия Ф, а с рекуперативным торможением
- Фp; пассажирским электровозам — серия
Фп.
При проектировании электровозов серии Ф использовались ранее созданные конструкции
электровозов, построенных французскими заводами. Так, конструкция трехосных
тележек, имеющих рамы, выполненные из отдельных сваренных штампованных элементов,
бесчелюстные буксы, соединенные с рамой тележки рычагами с резинометаллическими
блоками, и рессорное подвешивание этих тележек были заимствованы у электровозов
типа 30-30 серии 7100, спроектированных фирмой «Альстом» для французских дорог.
Один из электровозов этой серии 7107 в марте 1955 г. достиг рекордной для локомотивов
скорости 331 км/ч.
Кузов электровоза спроектирован по ширине и высоте без полного использования
габарита железных дорог Советского Союза; сделано это с целью облегчения его
транспортировки по дорогам Франции; однако это несколько стеснило проходы. Кузов
опирается на каждую тележку через две качающиеся опоры и шесть пружинных боковых
опор у грузовых электровозов и четыре пружинных боковых опоры у пассажирских
электровозов. Длина кузовов получилась на 2,3 м больше, чем это предполагалось,
так как запроектированное ранее размещение мотор-компрессоров в специальных
ящиках под кузовом было заменено размещением этих машин в кузове.
Тележки электровозов серии Ф отличаются от тележек электровозов серии Фп
системой подвески и расположением тяговых электродвигателей: на грузовых электровозах
применена опорно-осевая подвеска и односторонняя упругая прямозубая зубчатая
передача с передаточным отношением 16:71=1:4437 - на пассажирских электровозах
опорно-рамная подвеска с приводом системы «Альстом» (шарнирное соединение полого
вала с колесным центром) как это сделано на электровозах серии 7100, и односторонняя
жесткая прямозубая зубчатая передача с передаточным отношением 25:69 = 1:2,76.
У грузовых электровозов, чтобы сохранить наименьшую разгрузку колесных пар тяговые
электродвигатели расположены на тележках в одну сторону на пассажирских электровозах
электродвигатели 2-й и 3-й колесных пар одной тележки и колесных пар 4-й и 5-й
второй расположены навстречу друг другу.
В отличие от тележек электровозов 7100, имеющих скользящие буксовые подшипники
типа изотермос, на тележках электровозов Ф применены сферические роликовые подшипники
— два подшипника в буксе.
В основу электрических схем электровозов Ф положены схемы электровозов серии
12000 и 16000 французских железных дорог. Применено регулирование напряжения,
подводимого к первичной обмотке тягового трансформатора переключателем ступеней
автотрансформатора без разрыва цепей, и питание каждого тягового электродвигателя
от вторичной обмотки тягового трансформатора через два включенных в его цепь
игнитрона SFT-7 (применена так называемая блочная схема). Игнитроны SFT-7 до
этого применялись на электровозах серии 16000.
Для электровозов серии Ф был спроектирован трансформатор броневого типа с масляным
охлаждением. У трансформатора предусмотрены следующие обмотки: обмотка автотрансформатора
на номинальную мощность 7 620 ква, а первичная и вторичная (тяговые) обмотки,
обмотка вспомогательных цепей и обмотка для отопления вагонов поезда на напряжение
3 185 в (635 ква). Общий вес трансформатора 12 000 кг. На трансформаторе смонтирован
переключатель ступеней на 32 позиции с круговым селектором; неподвижные контакты
этого переключателя расположены по окружности и помещены в масляный бак. Привод
переключателя выполнен в виде четырехцилиндрового пневматического сервомотора;
впуск и выпуск воздуха в цилиндры привода производится электромагнитными вентилями,
управляемыми от контроллера машиниста. Переключатель ступеней кругового типа
был применен до этого на электровозах типа 20-20 серии 9400 постоянного тока
напряжением 1 500 в французских дорог. Все 32 позиции переключателя являются
ходовыми.
Тяговые электродвигатели ТАО-649В1 грузовых электровозов серии Ф представляют
собой шестиполюсные машины без компенсационных обмоток с опорно-осевой подвеской,
выполнены по типу электродвигателей, изготовленных французскими заводами для
электровозов типа 20-20 португальских железных дорог; изоляция электродвигателей
кремнийорганическая класса Н.
Как показали испытания тяговых электродвигателей ТАО-649А1, эти машины при напряжении
на зажимах 750 в имеют следующие данные:
Режим
Мощность, кВт
Ток, А
Частота вращения якоря, об/мин
Часовой
790
1135
890
Длительный
760
1080
910
Тяговый электродвигатель ТАО-649В1 без шестерен весит 3270 кг; максимальная
скорость вращения якорей — 2 000 об/мин.
Привод вспомогательных машин (компрессоров, вентиляторов, насосов) осуществляется
при помощи трехфазных асинхронных электродвигателей, получающих питание от обмотки
вспомогательных цепей через фазорасщепитель; последний служит также приводом
генератора постоянного тока цепей управления. Напряжение цепи вспомогательных
машин — 380 в; напряжение цепей управления и освещения — 75 в. Часть вентиляторов
на электровозах выполнена аксиального типа. Электровозы могут работать по системе
многих единиц.
При диаметре колес 1 250 мм локомотивы имеют следующие тяговые параметры:
Сила тяги часового режима, кГ
35800
Сила тяги продолжительного режима, кГ
34000
Скорость часового режима, км/ч
47,3
Скорость продолжительного режима, км/ч
48,3
Конструктивная скорость, км/ч
100
Конструктивный вес электровозов серии Ф получился 124 т.; сцепной вес, т. е.
вес с балластом, соответственно 138 т.
Механическая часть электровозов изготовлена фирмой «Альстом» и заводами «Шнейдер»
(в Крезо), тяговые электродвигатели — фирмами «Альстом» и «Демон»; трансформаторы—фирмой
«Жемон», игнитроны и системы управления — фирмой «Шнейдер-Вестингауз», вспомогательные
машины— фирмой «Альстом»; МТЕ осуществлялась комплектовка переключателями ступеней,
главными воздушными выключателями и рядом других аппаратов; сборка электровозов
Ф (как и электровозов Фп) произведена на заводе «Альстом» в Бельфоре.
Первый из построенных грузовых электровозов Ф-01 в апреле 1959 г. испытан на
участке Валансьен — Тионвиль французских железных дорог с поездами весом 1 100,
2 250 и 2 500 т. В период 1959—1960 гг. электровозы Ф морским путем были доставлены
в Советский Союз и проходили опытный пробег на участке Ожерелье — Павелец Московской
дороги, а затем были отправлены на б. Красноярскую дорогу, где начали работать
на участке Чернореченская — Красноярск — Клюквенная.
В первый период эксплуатации электровозов у них часто выходили из строя автотрансформаторные
обмотки, переключатели ступеней, повреждались тяговые двигатели, фазорасщепители,
электродвигатели вентиляторов, опоры кузова и муфты мотор-компрессоров. У переключателей
ступеней происходили перебросы электрической дуги между сегментами 0-1-2 и 0-32
и перегорали чугунные переходные сопротивления; повреждение переключателей приводило
также к повреждению обмоток автотрансформатора.
Для ликвидации этих повреждений было уменьшено напряжение между выводами 0—1
обмотки автотрансформатора с 1 740 до 700 в и улучшена конструкция переходных
сопротивлений. У части электродвигателей вспомогательных машины были заменены
обмотки, переделаны фазорасщепители, сменены муфты у мотор-компрессоров и проведены
другие изменения отдельных узлов конструкций. В частности, были поставлены небольшие
автотрансформаторы, повышающие напряжение на зажимах трехфазных электродвигателей
вспомогательных машин, которые ранее при понижении напряжения в сети ниже 21
кв работали ненормально. Краны машиниста Н7 были заменены на краны усл. № 222.
Род службы
Магистральный
Осевая формула
30 - 30
Годы выпуска
1959 -1960
Ток
Переменный, 25кВ
Инвентарные номера
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год)
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог