Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Характеристика узкоколейных железных дорог СССР
В послереволюционные годы наряду с железными дорогами нормальной колеи (1524 мм)
эксплуатировались узкоколейные линии общего пользования протяженностью около 2000
км с небольшими размерами движения. Например, на участке Рязань — Тума ежедневно
курсировал один пассажирский и 6—7 грузовых поездов. Пассажирский поезд состоял
из десяти классных, почтового и багажного вагонов. В грузовых составах было по 24
вагона. Наряду с линиями общего пользования имелись узкоколейные дороги местного
значения (промышленные), обслуживавшие угольные копи, рудники, лесо- и торфоразработки,
а также некоторые заводы и фабрики. На линиях общего пользования наибольшее распространение
получила колея шириной 750 мм, значительно реже строились дороги колеи 600, 914,
1000 и 1067 мм.
В 1921 г. НКПС утвердил габариты подвижного состава и приближения строений для колеи
750 мм, принятой за стандартную. В соответствии с нормами предельная высота подвижного
состава от верха головки рельса устанавливалась равной 3550 мм, а ширина — 2550
мм. Минимальное расстояние сооружений от оси пути принималось равным 1925 мм. Указанные
величины были впоследствии утверждены общесоюзным стандартом.
Строительство узкоколейных линий по сравнению с дорогами нормальной колеи обходилось
в два-три раза дешевле, в такой же пропорции соотносились и эксплуатационные расходы.
Некоторые узкоколейные дороги сооружались подразделениями НКВД и железнодорожными
войсками. Так, в конце 20-х годов построили узкоколейную дорогу на Соловецком острове.
Рельсовые пути соединяли лагерь заключенных с кирпичным заводом и районом торфоразработок.
Было на Соловках и депо, располагавшее несколькими паровозами, грузовыми и пассажирскими
вагонами. К 1929 г. Соловецкая дорога представляла собой разветвленную сеть, обслуживаемую
специализированной железнодорожной ротой.
На строительстве Соловецкой железной дороги (1928 г.)
В 30-х годах подразделения НКВД построили узкоколейные линии от Воркуты до Усы,
от порта Дудинка до Норильска, а в 1940-х годах — в районе Магадана для обеспечения
города топливом и деловой древесиной. В 1934 г. на Сахалине была построена узкоколейная
железнодорожная линия протяженностью около 20 км от поселка Оха до порта Москальво
(см. на карте внизу страницы).
К началу второй пятилетки протяженность узкоколейных линий уменьшилась в связи с
перешивкой их на нормальную колею и заменой строившимися автомобильными дорогами.
В 1935 г. длина узкоколейных линий общего пользования (шириной колеи 750 мм) составляла
943 км; в их число входили Южные подъездные пути (594 км), обслуживавшие сахарные
заводы Украины и выполнявшие пассажирские перевозки. Протяженность дорог другой
ширины колеи не превышала 100 км. Кроме того, эксплуатировалось около 12000 км промышленных
дорог колеи 600—1076 мм, принадлежавших различным наркоматам и ведомствам.
Перечень и протяженность важнейших узкоколейных линий общего пользования по состоянию
на 1 января 1941 г. приводится в следующий таблице.
Основные узкоколейные железные дороги на 1 января 1941 года
Железные дороги
Узкоколейные линии
Ширина колеи, мм
Протяженность, км
Белостокская
Марцинканцы - Мотыли (в ветвями)
750
32
Белостокская
Юратишки - Песевичи
750
33
Белостокская
Швенчеляй - Кобыльник
750
45
Белостокская
Дукштас - Друя
750
78
Брест-Литовская
Новоельня - Любча
750
74
Винницкая
Бердичев - Гуменное -Гайворон - Подгорная
750
403
Винницкая
Рудница - Гайворон (с ветвями)
750
93
Винницкая
Попельня - Сквира
914
33
Горьковская
Тумская - Рязань-Пристань (с ветвью до Голованой Дачи)
750
111
имени Дзержинского
Охочевка - Колпны
1000
59
Закавказская
Шаропань - Сачхери
914
33
Закавказская
Боржом - Бакуриани
914
37
Ковельская
Антоновка - Кухоцкая Воля
750
78
Ковельская
Хиночь - Домбровица
750
35
Ковельская
Ракитно - Волынское - Мочулянка (с веткой до Нетребы)
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог