Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Знаменитые вагоны-салоны, в которых ездили исторические деятели нашей страны
Интересные памятники железнодорожной техники — старые вагоны. Первый ныне редчайший
— это
вагон-салон особого назначения, который был специально построен в 1909 г. для
тогдашнего председателя Совета министров П.А.Столыпина и входил в состав его поезда.
К сожалению, сейчас практически невозможно установить, где именно, на каком заводе
он был сооружен, так как никаких документов по нему не сохранилось.
Знаменитый вагон-салон, в котором ездили исторические деятели нашей страны
После убийства Петра Аркадьевича вагон-салон обрел не менее именитых пассажиров.
Так, в первую мировую войну его передали в состав поезда главнокомандующего Юго-Западным
фронтом генерала А.А.Брусилова. Затем в нем ездили министры Временного правительства.
В период гражданской войны им пользовались для поездок на фронты Л.Д.Троцкий, К.Е.Ворошилов,
М.И.Калинин, И.В. Сталин и многие другие. В 20-е годы он был капитально отремонтирован,
усилен броневым поясом и в 30-е и 40-е годы использовался в составе поездов Советского
правительства. А когда окончилась Великая Отечественная война, вагон-салон по просьбе
только что назначенного начальника Юго-Западной железной дороги, прославленного
машиниста П.Ф.Кривоноса передали в состав его поезда. Где он и использовался по
прямому назначению до самой смерти Петра Федоровича в 1980 году.
И вот с этого момента начались злоключения вагона-салона под номером 100. Первые
пять лет его применяли в составах технических поездов МПС. Затем вообще начали катать
по всем тупикам станций, пока не задвинули в дальний тупик напротив локомотивного
депо Киев-Пассажирский. Слава богу, его не сдали в металлолом, как поступили со
многими его собратьями. Больше того, он ухожен и даже имеет охрану. Но все равно,
ведь стоит без толку в тупике! А не разумнее ли было организовать в нем музей на
колесах? Допустим, перегнать в депо Киев-Пассажирский и внутри открыть музей Киевского
железнодорожного узла, о котором давно говорят, но ничего не сделали. К тому же
в депо уже есть паровоз-памятник ИС 20-578 («Иосиф Сталин»).
Правда, этот локомотив, после установки на пьедестал в мае 1982 г., практически
брошен на произвол судьбы. Краска облезла, стекла в кабине выбиты, сама она превращена
в туалет, да и территория, прилегающая к памятному знаку,—тоже! А если привести
ИС в порядок, а рядышком поставить салон-вагон № 100, превращенный в музей? Как
бы они гармонично дополняли друг друга! Но на все это работникам депо Киев-Пассажирский
просто наплевать! И ведь хорошо знают, что и ИС, и вагон-салон остались последними
из этих серий.
Уникален также и второй вагон —
двухосный пассажирский жесткого типа дальнего следования длиной 14 м.
Малоизвестный вагон-салон
Построен он в 1898 г. одной из зарубежных фирм — увы, ни фирма, ни страна неизвестны, ибо
документов по нему тоже не сохранилось. Однако кое-что и знаем: например, тип упряжки
— винтовая, несквозная; освещение — свечное, позднее — электрическое; вентиляция
— естественная; отопление — водяное, самостоятельное; количество мест — 35/55; нагрузка
на ось — 15,5 т. Нашли его на одной из самых дальних станций Юго-Западной железной
дороги в самом далеком тупике — наверное, потому и сохранился, а так бы давно сдали
в металлолом.
Вагон перегнали в депо ст. Бахмач и поставили на специальном, только для него отведенном
месте. Но пока на этом дело и закончилось. Для реставрации вагона нет денег, а для
создания внутри его музейной экспозиции нет пока подлинных документов и фотографий.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог