Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Северная железная дорога
Северная железная дорога - пролегает на севере и северо-востоке России,
на территории Полярного Урала и в северной части бассейна реки Оби в Западной
Сибири. Управление дороги находится в Ярославле. Эксплуатационная длина дороги
(01.07.2007 г.) составляет 5961,4 км. В состав дороги входят шесть отделений: Ярославское, Вологодское, Архангельское,
Сольвычегодское, Сосногорское и Воркутинское. Дорога граничит с Московской (ст.
Александров, Бельково), Октябрьской (ст. Меленьга, Сонково, Кошта) и Горьковской
ж. д. (ст. Свеча, Новки, Сусоловка). В меридиональном направлении протянулась
на 1040 км на север от ст. Александров через Ярославль - Данилов - Вологду до
Архангельска. По основному широтному ходу протяженностью 632 км от ст. Кошта
на линии Череповец - Вологда - Буй - Галич до ст. Свеча осуществляются транзитные
связи Урала, Сибири, Дальнего Востока с Санкт-Петербургом и странами Балтии.
От ст. Коноша, расположенной между Вологдой и Архангельском, дорога протянулась
на 1562 км на северо-восток через Котлас - Ухту - Сосногорск до Воркуты с ответвлением
от ст. Чум на Лабытнанги на реку Обь. Кроме основных путей на дороге эксплуатируется
4864 км подъездных путей промышленных предприятий. Основные сортировочные станции
дороги: Ярославль-Главный, Лоста, Сольвычегодск; важнейшие грузовые станции:
Череповец, Новоярославская, Инта, Воркута.
Северная железная дорога - одна из старейших магистралей России. Первый участок
ее от ст. Новки через Шую до Иваново построен в 1868 г. Участок Александров
- Ярославль - Данилов — Вологда введен в эксплуатацию в 1870-1872 гг., тогда
же построены линии Рыбинск - Сонково и Иваново — Ермолино - Кинешма. В начале
20 в. завершено строительство основных подходов к Ярославскому узлу: линия Ярославль
- Кострома, Ярославско - Рыбинская железная дорога. Участок Вологда - Архангельск
проложен в 1898 г., причем сначала узкой колеей, впоследствии перешита на широкую
колею. В 1906 г. вступила в эксплуатацию линия Череповец - Вологда - Вятка.
Карта Северной дороги
Северная дорога создана в 1959 г. в результате слияния с Ярославской и с Печорской
железой дорогой. Первый участок Печорской ж. д. (Сусоловка - Котлас), давший
выход от Вятки на Северную Двину, построен в 1899 г. Основная трасса от Коноши
до Воркуты начала сооружаться в 1939 г. и была открыта для движения в 1941 г.
Во время Великой Отечественной войны уголь Заполярья составил более 70% общего
поступления твердого топлива в осажденный Ленинград.
Основные грузы: уголь, нефтепродукты, продукция деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности, бокситы и строительные материалы, черные металлы, минеральные
удобрения, продукция машиностроения, химической, текстильной и легкой промышленности.
Большой объем перевозок связан с обслуживанием Череповецкого металлургического
комбината, т. к. по дороге поступают практически все компоненты для осуществления
полного цикла металлургического производства. Дорога обеспечивает связь отдаленных
районов Европейского Севера с другими районами страны, что является важной предпосылкой
дальнейшего развития этого региона, богатого природными ресурсами. Важную роль
играет дорога в создании Тимано-Печорского территориально-промышленного комплекса,
где на базе запасов нефти, газа, каменного угля, леса, титановых и бокситовых
руд, известняков создается топливно-энергетическая и сырьевая база страны.
В 1970-е гг. на дороге были введены в эксплуатацию линии Архангельск - Карпогоры
и Микунь - Кослан с ответвлением на Вендингу, которые предназначались для обеспечения
вывоза древесины из лесных массивов Архангельской обл. и Коми, где разработки
велись совместно с Болгарией, куда вывозилась часть сырья. После соединения
линии Архангельск - Карпогоры и Микунь - Вендинга веткой 200 км уголь и нефтепродукты
получат кратчайший выход в порт Архангельска. Для вывоза древесины построена
также линия Сосногорск-Троицко-Печорск. К месторождениям нефти проложена линия
Сыня - Усинск, которую продлили затем на Нарьян-Мар. Развитие сети продолжилось
прокладкой веток Ядриха - Великий Устюг и Первушино - Заволжск. В связи с бурным
развитием нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири возросла роль
участка Чум - Лабытнанги, имеющего выход в порт на Оби. По этому участку осуществляется
большой объем перевозок грузов для освоения Уренгойского и Ямбургского месторождений
газового конденсата; предполагается усиление линии Чум-Лабытнанги. В конце 1980-х
гг. началось строительство к нефтяным месторождениям на полуострове Ямал линии
Обская - Бованенково с заходом в Новый порт.
Северная дорога взаимодействует с другими видами транспорта (морским, речным,
автомобильным). Через беломорские порты Архангельска и Онеги осуществляется
в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении экспорт леса, бумаги, а также
большой и малый каботаж грузов Северным морским пароходством. В речных портах
наВолге (ст. Ярославль, Кинешма, Рыбинск), Северной Двине (ст. Архангельск),
Шексне (ст. Череповец), Сухоне (ст. Вологда), Вычегде (ст. Котлас, Сыктывкар),
Печоре (ст. Печора), Оби (ст. Лабытнанги) осуществляется перевалка с воды на
ж.-д. транспорт и обратно таких грузов, как апатиты, сернистый колчедан, железорудный
концентрат, зерно, рыба, минеральные удобрения, строительные материалы, лес,
черные металлы и пр. Налажено взаимодействие дороги с автомобильным транспортом,
в основном в Ярославской, Ивановской, Костромской и Вологодской обл., где осуществляется
передача короткопробежных перевозок с железной дороги на автомобильный
транспорт.
Для усиления перерабатывающей способности станций дороги выполнены работы по
развитию станций Лоста, Обозёрская, Ярославль-Главный, Сольвычегодск, Лабытнанги;
велось удлинение и укладка дополнительных путей на промежуточных станциях основных
направлений дороги. Вторые пути уложены на направлении Буй-Свеча, частично на
участке Инта-Печора-Рыбница. Дорога полностью обслуживается прогрессивными видами
тяги. Длина электрифицированных участке составляет 1727,6 км (29% общей длины)
Электрической тягой осваиваются более 58% грузооборота. Электрифицированы участка
Данилов - Вологда - Череповец - Кошта, Нерехта - Кострома, Вологда - Коноша
- Няндома - Плесецкая - Обозёрская, Вологда - Буй - Свеча. Более 68% протяженности
путей оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией; св. 70% всех
стрелочных переводов имеют электрическую централизацию. В 1980-е гг. оборудован
автоблокировкой Воркутинский ход на участках Виледь—Урдома - Микунь - Сосногорск
и Инта - Печора - Рыбница. В конце 1990-х гг. введена автоблокировка системы
КЭБ на участках Буй - Бродни, Коноша - Ширихановский. Диспетчерская централизация
задействована на участках Обозёрская - Исакогорка, Обозёрская - Маленга и Данилов
- Буй - Шарья - Свеча. Системой автоматического управления тормозами (САУТ)
оборудованы участки Александров - Данилов - Свеча и Данилов - Вологда - Кошта;
до 70% протяженности дороги оборудовано автоматизированной системой диспетчерского
контроля (АСДК). В локомотивных вагонных депо внедряются поточные, механизированные
и автоматизированные линии. На дороге выполняются работы по усилению путевого
хозяйства, модернизации устройств СЦБ и связи, повышению надежности устройств
энергоснабжения, внедрению вычислительной техники. ВЦ дороги обеспечивает обработку
информации по более чем 30 комплексам и задачам. На крупнейших сортировочных
станциях дороги Ярославль-Главный, Лоста, Сольвычегодск созданы АСУ технологическими
процессами. С 1983 г. функционирует автоматизированная система оперативного
управления перевозочным процессом. С 2000 г. вводится в эксплуатацию Единый
дорожный центр управления перевозками.
Коллектив дороги имеет свои традиции, выступая инициатором многих начинаний.
В 1930-е гг. на железнодорожной сети страны широко было известно имя машиниста
депо Ярославль В. А. Томке, который был одним из первых участников стахановско
- кривоносовского движения за увеличение веса поездов, технической скорости.
В начале 1940-х гг. с почином, направленным на отличное содержание локомотива
и продление сроков его службы, выступил машинист А. П. Папавин; по инициативе
машиниста депо Вологда В. И. Болонина создавались колонны тяжеловесных поездов.
В 1950-е гг. на дорогах страны практиковался разработанный ярославскими железнодорожниками
метод поточной сортировки вагонов на вытяжке; в 1960-е гг. предложен метод по
концентрации перевозок лесных грузов; в 1970-е гг.- прогрессивная организация
ремонта, технического обслуживания и эксплуатации тепловозов; в 1990 г. разработана
интенсивная технология работы дороги (удостоена Государственной премии Совета
Министров СССР). В 1984 г. на дороге впервые на сети было организовано курсирование
длинносоставных пассажирских поездов из 24 вагонов (фирменный поезд Ярославль—Москва,
поезда в Москву из Череповца, Иваново, Костромы, Воркуты, Вологды).
Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1968 г.).
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог