Наша фотогалерея
29 мая 1999 года Указом Президента Российской Федерации Владимир Иванович Старостенко был назначен министром путей сообщения.
Случай беспрецедентный, чтобы начальника дороги без всякой «обкатки» в министерстве сразу сделали министром. Как утверждал ректор Сибирского государственного университета путей сообщения академик К.Л. Комаров, знавший практически всех действующих тогда начальников дорог России, «среди них выбран на пост министра лучший руководитель и человек».
В одном из интервью газете «Транссиб», отвечая на вопрос «Какие душевные качества и черты характера вас привлекают в людях?», Владимир Иванович сказал: «Самое главное, в человеке должна быть заложена нравственность и порядочность. Не виляй, если ты — человек чести. Взялся за дело — отвечай за него. В сложной ситуации не подведи ни себя самого, ни товарищей, ни начальство». Сам он был именно таким, и это (а не только высочайший профессионализм и организаторский талант) тоже не могло не привлекать к нему, не служить веским поводом к высокому доверию.
Проводы в Москву были теплыми.
— С вами, Владимир Иванович, работать очень нелегко, но очень интересно, — сказал начальник вагонной службы А.С. Одиноков. — Еще с омских времен, работая с вами, я поражался, как вы умеете глубоко во все вникать, знаете все тонкости производства. Планка вашей требовательности очень высока, и этому мы тоже будем следовать.
А тот же академик К.Л. Комаров «открыл» В.И. Старостенко совсем с неожиданной стороны.
— Не все знают, сказал он, — что Владимир Иванович — великий знаток и почитатель поэзии. Он знает наизусть всего «Евгения Онегина», часами может декламировать лермонтовские стихи, любит Киплинга.
Не без сожаления (хотя такое повышение как признание заслуг и радовало) отбывал Владимир Иванович в Москву. Ехал в столицу, конечно, не без честолюбивых надежд, имевших, впрочем, крепкое основание.
Указ о назначении был, но министром В.И. Старостенко еще предстояло стать. Он понимал, что с ходу перейти из начальников дороги в министры нелегко — надо знать управление отраслью до тонкостей. Но с другой стороны, отрасль, что называется, «на ходу», есть у нее концепция, программы, планы, которые реализуются. Это, например, масштабная информатизация железных дорог страны, создание нового подвижного состава — электропоездов, локомотивов. Это выполнение Отраслевого тарифного соглашения и индексация заработной платы. Это новое управление финансовыми потоками и многое другое. Конечно, потребуется модернизировать основные фонды и одновременно обеспечить социальную защиту каждому железнодорожнику. Придется делать все, чтобы не отталкивать грузоотправителя высокими тарифами. Но примерно тем же самым, только в меньших масштабах, последние несколько лет В.И. Старостенко и занимался у себя на дороге, поэтому направление движения, цели и задачи ему были ясны, как, впрочем, и основные способы их достижения. Так что, вполне резонно полагал Владимир Иванович, «не так уж страшен черт». А главную задачу, и свою как министра, и министерства, и отрасли, видел в том, чтобы все это укрепить, развить и быстрее двигаться дальше. И, безусловно, он верил в тружеников стальных магистралей, в большинстве своем преданных отрасли и способных на большие свершения.
На тех памятных проводах Владимир Иванович на прощанье сказал:
«Хочу заверить коллектив Западно-Сибирской, всех вас, что буду прикладывать максимум усилий, знаний, способностей, чтобы удержать и приумножить все то, что создано усилиями многих поколений железнодорожников. Я буду работать с полной отдачей!»
Он был настроен решительно, ехал делом и самоотверженным трудом оправдывать оказанное ему высокое доверие. И чувствовал, что в силах справиться с возложенной на него миссией.
Но слишком уж капризной была «социальная» погода в России на переломе двух тысячелетий. Страна стояла на пороге новых политических перемен. Уходил в отставку первый Президент России, а с ним на политическом Олимпе шла «смена караула». И вот уже Н.Е. Аксененко — не вице-премьер. Владимир Иванович видит и понимает: надо освобождать Николаю Емельяновичу его прежнее место — министра путей сообщения, которое он, Старостенко, еще и «нагреть-то» толком не успел.
В качестве «отступного» ему предложили дорогу на выбор. Владимир Иванович попросил вернуть его на Западно-Сибирскую. И в начале октября 1999 года распоряжением Правительства Российской Федерации он вновь был назначен ее начальником.