
Задачи оперативного управления перевозками
В основе управления перевозочного процесса лежат нормативные документы - планы перевозок, планы формирования поездов, планы и указания по организации работы локомотивного и вагонного парков. Все эти документы рассчитаны для строго определенных условий. Реальная эксплуатационная работа неравномерна по дням недели, месяцам и даже часам суток. Необходимо подстраиваться под складываемые обстоятельства, вносить коррективы в работу транспорта.Оперативное управление перевозочным процессом включает в себя диспетчерское руководство движением поездов, планирование и анализ эксплуатационной работы. Задачи, решаемые на ЭВМ в рамках оперативного управления принято выделять в отдельный комплекс, при этом задачи, связанные с выполнением сменно-суточного планирования поездной и грузовой работы являются основными задачами оперативного управления.
Для осуществления оперативного управления необходимо непрерывное поступление информации. Основным ее источником является оперативная модель железнодорожного полигона. Эта модель представляет собой “фотографию”, фиксирующую наличие и размещение на полигоне поездов, вагонов и локомотивов.
Для решения многих задач перевозочного процесса основной информацией является натурный лист (НЛ) поезда - технологический документ, с помощью которого осуществляется учет наличия вагонов на станции, учет перехода поездов, вагонов и контейнерам по межгосударственным или междорожным стыкам. Натурный лист используется также для заполнения отдельных разделов документа “Маршрут машиниста”, а также в актово-претензионной работе и для передачи информации о подходе поездов и грузов.
Автоматизированная система оперативного управления перевозками АСОУП занимает особое место в среди автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом. АСОУП предназначена для создания и поддержания в реальном масштабе времени информационной модели железнодорожных перевозок, отражает данные о всех основных эксплуатационных событиях с грузами, вагонами, поездами, локомотивами и локомотивными бригадами, для обработки информации о перевозочном процессе, а также для прогнозирования и планирования эксплуатационной работы. Система АСОУП является общесистемной средой дорожных вычислительных центров (ИВЦ), она и на ее базе реализовываются и создаются все автоматизированные технологии на железнодорожном транспорте. В рамках общего банка данных АСОУП создана вагонная модель сети железных дорог, которая представляет собой специальный файл о каждом вагоне. Ключ доступа к этому файлу - номер вагона. На основании информации о вагоне АСОУП контролирует парк вагонов, осуществляет круглосуточное слежение за ними, прогнозирует подход вагонов к станциям назначения.
За 40 лет система внедрена на 32 дорогах СНГ и Балтии. В нее включено порядка 25 тысяч абонентов. В настоящее время осуществляется эксплуатация модернизированной АСОУП. Основу модернизированной АСОУП составляет система взаимодействующих баз данных об основных информационных объектах железнодорожного транспорта (БФ МПП на DB2/OS-390).
На уровне ОАО РЖД данные АСОУП используются в диспетчерском центре управления ЦД ОАО РЖД. В диспетчерском центре находятся рабочие места главного и локомотивного диспетчера, диспетчера - вагонораспределители, сменные диспетчера железнодорожных направлений.
На уровне управлений железных дорог существуют комплексы АСОУП, связанные с ней системы управления сортировочными станциями АСУСС, грузовыми станциями АСУГС и контейнерными площадками АСУКП. Развитие АСОУП привели к созданию дорожного автоматизированного диспетчерского центра управления ЕДЦУ.
В 1998 году на Горьковской железной дороге была создана и внедрена автоматизированная информационная система для технических и сортировочных станций железных дорог на базе ПТК АСОУП (АИСТ). Принципиальным отличием системы АИСТ от всех существующих тогда станционных АСУ является то, что АИСТ - это подсистема АСОУП и ведение базы станции (обработка информации об изменении дислокации или состояния объектов моделирования: поездов, локомотивов и вагонов, парков и путей, ведение нормативно-справочной информации) осуществляется в ИВЦ на дорожной машине (МАINFRАМЕ). Вследствие этого, отсутствует необходимость в синхронизации баз данных АСУ станций и АСОУП.
В настоящее время АСОУП - базовая подсистема, на основе которой работают некоторые другие подсистемы, например автоматизированные системы управления сортировочными (АСУСС) и грузовыми станциями (АСУГС). Система АСУСС функционирует на всех крупных сортировочных станциях железных дорог. Она включает в себя задачи, связанные с процессом формирования грузовых поездов: составлением сортировочного листка, сопроводительных документов на сформированный поезд, учета накопления вагонов на путях сортировочного парка, производством расчета основных показателей работы станции.
Основные функции АСУ грузовой станции (АСУГС) сводятся к обработке информации об отправленных и прибывших грузах и контейнерах. Система позволяет автоматизировать обработку грузовых и перевозочных документов, вести учет за принятыми грузоотправителями и выданными грузополучателям грузами, составлять отчетность о работе станции. Для работы с контейнерами на контейнерных терминалах грузовых станций действуют АСУ контейнерного пункта (АСУКП).
В АСОУП обрабатывается электронная версия натурного листа поезда - телеграмма-натурный лист (ТГНЛ).
В ТГНЛ по каждому поезду указываются: станция формирования и расформирования поезда, порядковый номер состава для данного направления или назначения, направление списывания вагонов в составе (с головы или хвоста), дата и время отправления поезда со станции формирования, условная длина и масса брутто состава, код наиболее опасного груза в составе, признак наличия вагонов с живностью. Если это маршрутная перевозка, то указывается вид маршрута: ступенчатый, отправительский, кольцевой.
Сведения о каждом вагоне начинаются с порядкового номера, что позволяет определить не только общее количество вагонов в составе, но и в каком именно месте расположен требуемый вагон. По каждому вагону в натурном листе указывается: инвентарный номер вагона, отметка о наличии роликовых подшипниках на вагоне, вес и код груза в вагоне, код станции назначения, код получателя, признак того, что вагон относится нерабочему парку, арендован, необходимость охраны, наличие в вагоне проводника, разрядного или негабаритного груза, степень негабаритности, признак запрещения или ограничения роспуска с сортировочной горки, величина ограничения скорости следования вагона, количество пломб на вагоне, предельный срок доставки грузов, код станции перехода межгосударственного стыка, масса тары вагона (для отдельных видов вагонов), инвентарный номер рефрижераторной секции. Если в вагоне следуют контейнеры, указывается их количество.
Большая часть информации сосредоточена в двух реквизитах - инвентарном номере вагона и коде станции назначения. По первому реквизиту можно определить учетный род и тип вагона , его массу тары и условную длину, количество осей, в некоторых случаях, что данный вагон следует “как груз на своих осях”; второй реквизит позволяет определить стыковой межгосударственный пункт перехода и дорогу назначения.
Обработка ТГНЛ заключается в том, что ЭВМ проставляет недостающие сведения о каждом вагоне и о поезде в целом, рассчитывает итоговые данные по поезду , осуществляет форматный и логический контроль.
Итоговые сведения о поезде не хранятся в памяти ЭВМ, а рассчитываются на момент запроса. Различные коды - прикрытия, негабаритности, живности и т.п, проставляемые в целом по поезду определяются исходя из анализа группы реквизитов “Особые отметки” и “Примечание”.
Ниже приведен фрагмент телеграммы-натурного листа грузового поезда.
(:02 0600 2909 0300 46 0600 1 06 12 17 20 055 3037 6 0000 0 0
01 37673282 0 000 06001
02 24635260 0 068 25241 52101 2928
03 94759446 1 011 24222 00300 0012 0 8 0 0 01/02 'OXP
04 73388878 1 053 63803 21115 7363 0 6
05 71138879 1 037 53878 21115 9999 0 6
06 26085092 1 068 26137 52101 1718 0 0 0 4 'OXP
07 63343529 0 051 24428 32304 2442
08 66112751 2 056 53223 32304 6911
09 26919290 0 068 26020 50127 8533 0 0 0 2
10 94780178 1 020 21035 00300 0022 0 0 0 0 02/00
11 26350892 1 045 51086 58111 5373 0 2 'ПPB
12 67207977 1 040 19950 32302 7855
13 42150946 1 007 19827 33135 4140
14 65768277 1 040 65262 32302 8724
15 62114384 1 046 51228 32302 1327
16 87368775 1 031 19928 05105 5535 0 0 0 4 09/12 00000 000 054720
17 87368783 1 031 19928 05105 5535 0 0 0 4 09/12 00000 000 054720
18 37547205 1
19 87368791 1 031 19928 05105 5535 0 0 0 4 09/12 00000 000 054720
20 87368809 1 031 19928 05105 5535 0 0 0 4 09/12 00000 000 054720
21 21132329 0 017 72669 25207 7266 0 0 0 2 00/00 81027
22 21075718 0 018 75201 25207 7520 0 0 0 2 00/00 61844
23 94519956 1 035 65783 00300 0012 0 8 0 0 02/00 'OXP :)
(:00497 ИBЦ OKT 0649309 06 12 20 43 001:
Ю1 0000 3122 001 000 01:)
01 37673282 0 000 06001
02 24635260 0 068 25241 52101 2928
03 94759446 1 011 24222 00300 0012 0 8 0 0 01/02 'OXP
04 73388878 1 053 63803 21115 7363 0 6
05 71138879 1 037 53878 21115 9999 0 6
06 26085092 1 068 26137 52101 1718 0 0 0 4 'OXP
07 63343529 0 051 24428 32304 2442
08 66112751 2 056 53223 32304 6911
09 26919290 0 068 26020 50127 8533 0 0 0 2
10 94780178 1 020 21035 00300 0022 0 0 0 0 02/00
11 26350892 1 045 51086 58111 5373 0 2 'ПPB
12 67207977 1 040 19950 32302 7855
13 42150946 1 007 19827 33135 4140
14 65768277 1 040 65262 32302 8724
15 62114384 1 046 51228 32302 1327
16 87368775 1 031 19928 05105 5535 0 0 0 4 09/12 00000 000 054720
17 87368783 1 031 19928 05105 5535 0 0 0 4 09/12 00000 000 054720
18 37547205 1
19 87368791 1 031 19928 05105 5535 0 0 0 4 09/12 00000 000 054720
20 87368809 1 031 19928 05105 5535 0 0 0 4 09/12 00000 000 054720
21 21132329 0 017 72669 25207 7266 0 0 0 2 00/00 81027
22 21075718 0 018 75201 25207 7520 0 0 0 2 00/00 61844
23 94519956 1 035 65783 00300 0012 0 8 0 0 02/00 'OXP :)
(:00497 ИBЦ OKT 0649309 06 12 20 43 001:
Ю1 0000 3122 001 000 01:)
Поездная модель дороги
Для решения задач, связанных с управлением перевозок в пределах железной дороги и сети железных дорог необходимы данные о технологических операциях с поездом: оправлении, прибытии на станции, его формировании и расформировании.На основании этой информации в вычислительном центре железной дороги ведется поездная модель дороги (ПМД). Она создалась в 90-х годах 20-го века и первоначально информация о технологических операциях с поездами поступала только со специальных выделенных сортировочных, крупных участковых и грузовых станций, пунктов перехода между дорогами или железнодорожными администрациями. Перечень станций зависел от технического оснащения конкретной железной дороги.
Поездная модель состоит из ряда массивов, в которых фиксируется положение поездов на железной дороге, состояние выделенных станций и участков между этими станциями.
Файл данных о поездах предназначен для управления каждом поездом на железной дороге. В файл записываются телеграммы - натурные листы, итоговые данные по ТГНЛ, данные о технологических операциях с поездами, сведения о работе локомотивов и локомотивных бригад, отметки, что поезд был неполновесным или неполносоставным и другие сведения.
Обращение к этому файлу происходит через массив оперативной модели состояния и дислокации поездов, в котором хранились индексы всех поездов, находящиеся на железной дороге управления.
Для учета отцепляемых и прицепляемых на промежуточных станциях вагонов поездная модель содержит оперативный каталог и файл данных прицепок и отцепок вагонов.
Сведения о работе станций с поездами записываются в последовательный массив поездной модели станции. Для удобства работы он разбит на отдельные подмассивы, в каждом из которых хранится только одна выделенная станция. Обращение к этому массиву происходит по коду станции.
При изменении станции назначения поезда, т.е. его переадресовке, происходит изменение индекса поезда во всех массивах поездной модели. Старый индекс при этом не уничтожается, а заносится в оперативный каталог изменений индексов поездов. В таких случаях обращение было возможно как по старому, так и по новому индексу поезда. При выводе натурного листа в управлении железной дороги, отделении, на станции пользователь информируется следующей строкой, например:
9759+ 51+9700 ИЗМ. 30.07 16-54 97001
В отличие от пассажирского поезда большинство грузовых вагонов перецепляются от одного грузового поезда к другому. По этой причине в пути следования грузового вагоны проходят один или несколько сортировочных пунктов. На сортировочных и крупных участковых станциях составы расформировывают на сортировочной горке. Для работников, занятых расформированием состава - дежурными по горке, горочными составителями, приемосдатчиками, осуществляющими коммерческий осмотр расформируемого состава, АСУСС составляет сортировочный листок. На разных станциях внешне он может выглядеть по разному. Общим является деление расформируемого состава на отцепы, с указанием для каждого из них номера пути сортировочного парка, количества вагонов в каждом из отцепов, особых отметок по каждому вагону.В сортировочном парке на каждом пути накапливаются вагоны определенных назначений в соответствии с планом формирования поездов, при этом кодирование назначений осуществляется двузначными числами.
Определение номера пути сортировочного парка происходит на основании кода станции назначения вагона, в соответствии с определенным информационным массивом - таблицей хранящейся в памяти АСУСС.
Диапазон номеров станций назначений вагонов | Станция расформирования поезда | Код назначения | ||
от | до | код | наименование | |
0060 | 0060 | 0000 | Порожние полувагоны | 09 |
... | ... | ... | ... | ... |
0600 | 0600 | 0600 | Ховрино | 03 |
... | ... | ... | ... | ... |
2422 | 2423 | 1937 | Кусково | 07 |
... | ... | ... | ... | ... |
6300 | 6743 | 1938 | Перово | 11 |
... | ... | ... | ... | ... |
7200 | 7391 | 1938 | Перово | 17 |
7392 | 7392 | 1900 | Люблино | 19 |
7393 | 7395 | 1938 | Перово | 17 |
7396 | 7399 | 1900 | Люблино | 21 |
... | ... | ... | ... | ... |
Данная таблица имеет две особенности. Во-первых, каждому назначению соответствует всегда непрерывная последовательность кодов, что заранее предопределяет значение нижней границы интервала. Последовательное сравнение кода станции назначения данного вагона с первой встретившейся строкой, в которой анализируемый код меньше или равен значению верхнего диапазона интервала определяет код назначения вагона. Вторая особенность заключается в кодах железнодорожных станций - не существует станции с кодом, начинающимся с первых двух нулей, т.е. станций 0001 - 0099. Этот отсутствующий диапазон позволяет кодировать назначения для составов из порожних вагонов, при этом две последние цифры указывают род подвижного состава: 20 - крытые, 40 - платформы, 60 - полувагоны и т.п.
Верхняя граница диапазона | Станция назначения | Условный код станций назначения | Сортировочная система | ||
код | название | парк | путь | ||
0060 | 0000 | Пор. п-в. | 09 | 2 | 01 |
... | ... | ... | ... | ... | ... |
0600 | 0600 | Ховрино | 03 | 2 | 02 |
... | ... | ... | ... | ... | ... |
2423 | 1937 | Кусково | 07 | 2 | 05 |
... | ... | ... | ... | ... | ... |
6743 | 1938 | Перово | 11 | 2 | 07 |
... | ... | ... | ... | ... | ... |
7391 | 1938 | Перово | 17 | 2 | 07 |
7392 | 1900 | Люблино-Сорт | 19 | 2 | 11 |
7395 | 1938 | Перово | 17 | 2 | 07 |
7399 | 1900 | Люблино-Сорт | 21 | 2 | 11 |
... | ... | ... | ... | ... | ... |
Обобщая данные всех таблиц, можно понять как составляется сортировочной листок на расформировываемый поезд и на какой путь будут направлены вагоны для их дальнейшего следования:
СОРТИРОВОЧНЫЙ ЛИСТОК
2909 0300 46 0600 1 055 3037 6 0000 0 0
01 37673282 0 000 .02 06001
<...>
03 94759446 1 011 .05 24222 00300 0012 0 8 0 0 01/02 'OXP
<...>
21 21132329 0 017 .07 72669 25207 7266 0 0 0 2 00/00 81027
<...>
23 94519956 1 035 .07 65783 00300 0012 0 8 0 0 02/00 'OXP
2909 0300 46 0600 1 055 3037 6 0000 0 0
01 37673282 0 000 .02 06001
<...>
03 94759446 1 011 .05 24222 00300 0012 0 8 0 0 01/02 'OXP
<...>
21 21132329 0 017 .07 72669 25207 7266 0 0 0 2 00/00 81027
<...>
23 94519956 1 035 .07 65783 00300 0012 0 8 0 0 02/00 'OXP
Из приведенного фрагмента сортировочного листка видно, что вагон 37673282 будет направлен на путь № 2 и останется на станции, вагоны 21132329 и 94519956 направлены будут на путь № 7 и затем будут следовать поезде на станцию Перово, вагон 94759446 будет включен в поезд назначением Кусково.
Диалог с АСОУП
На железнодорожном транспорте диалог между пользователем и ВЦ происходит на специально разработанном языке сообщений. При его создании стремились, чтобы он точно выражал смысл команды ЭВМ и был простым для пользователя.В АСОУП все сообщения по содержанию подразделяются на информационные, корректировочные, запросы и режиму передачи данных.
Информационные сообщения предназначены для ввода новых данных в ЭВМ и их обработки. Источником информации являются существующие на транспорте документы: планы, отчеты, перевозочные и грузовые документы, новую сведения о вагонах, поездах, локомотивах. К информационным сообщениям предъявляются особые требования. Ввод данных с ошибками может иметь серьезные последствия, и поэтому стремятся насколько возможно обеспечить программный контроль за вводимой информацией.
Корректировочное сообщение предназначено для изменения (корректировки) данных хранящихся в ЭВМ. Наиболее часто эти сообщения используются в поездной работе для отражения отцепки или прицепки вагонов от поезда на промежуточных станциях.
Сообщение-запрос предназначено для вывода информации из памяти ЭВМ. По запросу выдаются технологические документы, различные виды справок. Источником информации являются данные ранее введенных информационных и корректировочных сообщений.
Сообщения в вычислительный центр передаются в пакетном или диалоговом режиме. В пакетном режиме пользователю назначаются определенные часы или даже дни для сеанса связи. В остальное время он отключен от системы. В промежутке между сеансами происходит их накопление, т. е. формирование пакета сообщений, который при достижении времени сеанса передается в ВЦ. После передачи сообщений обнаруженные ошибки устраняются корректировочными сообщениями.
Диалоговый режим представляет большие удобства пользователю, которому не требуется формировать пакет сообщений, так как он постоянно подключен к системе. Такой вариант получил название работы в реальном режиме времени.
Все сообщения АСОУП имеют единую структуру и состоят из блоков (фраз) информации. Первый блок носит название служебного, все последующие - информационных. Каждый блок разделен на поля.
Порядковый номер поля | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
(: | 213 | : | 0 | : | 0600 058 0300 | : | 11 | :) |
Началом всех сообщений являются знаки (: - открывающаяся скобка и двоеточие. Первое поле в служебном блоке содержит код сообщения, второе - код пункта передачи информации, часто именуемый, как код пункта зарождения информации. Каждое поле отделяется от другого хотя бы одним пробелом или двоеточием. Блоки в сообщениях-запросах отделяются друг от друга только двоеточиями, а в информационных и корректировочных сообщениях кодом ВКПС (возврат каретки, перевод строки). Этот управляющий код является составным. Возврат каретки (CR-англ.) имеет десятичный код 13, перевод строки (LF-англ.) - десятичный код 10. Признаком конца для всех сообщений является :) - двоеточие и закрывающая скобка.
Представленное выше сообщение-запрос № 213 позволяет получить работнику управления железной дороги (код 0) по поезду 0600 058 0300 документ № 11 "Перечень операций с поездом".
В АСОУП ответом на информационное или корректировочное сообщение является диагностическое сообщение № 497, подтверждающее прием и результаты обработки посланного сообщения:
(:0497 ИBЦ МОСК 1017003 15 09 07 20 001:
Ю1 0000 0002 73 00 0600+51+0300:)
Данное сообщение информирует, что ВЦ Московской ж. д. (ИВЦ МОСК) обработал 15 сентября в 07 часов 20 минут пакет сообщений от пользователя 1017003. В пакете было 001 сообщение, имеющее код 0002, которое принято без ошибок (код 0000 в информационном блоке Ю1), содержит 73 записи, из которых не принято 00 записей, а в будущем идентификатором (ключом) сообщения является индекс поезда 0600 051 0300.Ю1 0000 0002 73 00 0600+51+0300:)
В случае, если обнаружены ошибки, то сообщение пользователя не принимается, и выдается сообщение 497 содержащее блок Ю2, где указаны код ошибки и некоторые другие сведения.
(:0497 ИBЦ МОСК 1017003 22 10 10 18 001:
Ю1 0009 3121 002 000 24:
Ю2 000 6309 .16 01:)
В сообщениях-запросах АСОУП положительные ответы содержат данные, требующиеся пользователю, причем сама структура документа может быть разнообразной.Ю1 0009 3121 002 000 24:
Ю2 000 6309 .16 01:)
В заголовке ответа АСОУП печатается сокращенное наименование вычислительного центра, обработавшего сообщение, код документа, дата и время выдачи ответа и сокращенное наименование пользователя. Во второй строке указывается название документа. С третьей строки печатается содержимое требуемой справки.. Завершает справку печать диагностического сообщения 497.
Кодирование поездных операций в АСОУП
На станциях формирования и расформирования поездов, погрузки и выгрузки грузов в АСОУП вводят информацию о поездах, вагонах и отправках грузов. Эта информация задействована не только в АСОУП, но и используется для информирования клиентов о продвижении их грузов по железным дорогам. Все технологические операции с грузовыми поездами, вагонами и контейнерами унифицированы и закодированы определенным образом, именно этот код зачастую без дополнительной расшифровки предлагается фирмами, как итог слежения за грузами.Код | Наименование | Мнемокод |
01 | Прибытие поезда на станцию (без приема на дорогу, отделение, участок ДНЦ) | приб |
02 | Отправление поезда со станции (без сдачи на другую дорогу, отделение, участок ДНЦ) | отпр |
03 | Проследование поездом "нашей" станции без остановки (без приема/сдачи на другую дорогу, отделение или участок ДНЦ) | прос |
04 | Расформирование поезда | расф |
05 | Окончание формирования поезда | форм |
06 | Бросание поезда на станции | брос |
07 | Перестановка поезда из парка в парк | перс |
09 | Готовность поезда к отправлению | гот |
10 | Прием поезда на дорогу (при отправлении со стыковкой станции, принадлежащей другой дороге или проследовании поездом этой станции на "нашу" дорогу) | прм |
11 | Прибытие поезда на "нашу" станцию с приемом на дорогу с другой дороги, из-за границы или новостройки | прм |
13 | Проследование поездом "нашей" станции без остановки с приемом на дорогу с другой дороги, из-за границы или с новостройки | прм |
20 | Сдача поезда на соседнюю дорогу (при прибытии на стыковую станцию, принадлежащую другой дороге или проследовании поездом этой станции с "нашей" дороги) | сдч |
22 | Отправление поезда с "нашей" станции со сдачей на другую дорогу, за границу или новостройку | сдч |
23 | Проследование поездом "нашей" станции без остановки со сдачей на соседнюю дорогу, за границу или на новостройку | сдч |
30 | Отправление (проследование) поезда со станции "чужой" дороги в направлении "нашей" дороги | прос |
31 | Прибытие поезда на станцию с приемом на отделение | приб |
33 | Проследование поездом станции с приемом на отделение | прос |
34 | Разъединение соединенного поезда | раз |
35 | Образование соединенного поезда | соед |
42 | Отправление поезда со станции со сдачей на соседнее отделение | отпр |
43 | Проследование поездом станции со сдачей на соседнее отделение | прос |
51 | Прибытие поезда на станцию с приемом на участок ДНЦ | приб |
53 | Проследование поездом станции с приемом на участок ДНЦ | прос |
55 | Начало накопления состава поезда | накп |
56 | Другие случаи задержки в продвижении поезда | здрж |
62 | Отправление поезда со станции со сдачей на соседний участок | отпр |
63 | Проследование поездом станции со сдачей на соседний участок ДНЦ | прос |
65 | Дополнение очередной группы вагонов в накопление | доп |
70 | Прицепка и отцепка вагонов (одновременные) | прот |
71 | Прицепка вагонов | приц |
72 | Отцепка вагонов | отц |
73 | Корректировка ТГНЛ с.09 (без прицепки/отцепки) или повторным с.02 | корр |
74 | Изменение индекса поезда | изм |
75 | Включение поезда в соединенный поезд | вклс |
76 | Исключение поезда из соединенного поезда (при его разъединении) | искл |