/Тормозная система

Тормозная система

Тормозная система

Самолетная тормозная система используется при посадке, рулении самолета, на стоянке и при его буксировке. Тормозные системы подразделяются на действующие от механического, гидравлического или пневматического привода. Все они рассчитаны на включение механизма с использованием педалей.

Тормоза механического типа в настоящее время можно встретить только на легких самолетах устаревших конструкций. В такой конструкции управление ими осуществляется с помощью роликов, тросов и коленчатых рычагов, передающих усилия от педалей к колодкам. На многих тяжелых самолетах тормозная система является частью главной главной гидравлической системы, а на легких самолетах часто устанавливается независимая конструкция с управляющими цилиндрами. В качестве вспомогательных систем, независимых от действия главной гидравлической, устанавливаются пневматические тормоза, используемые в аварийных случаях при отказе главной гидросистемы.

Типовая схема тормозной системы состоит из управляющих цилиндров, резервуара, деталей механической передачи от педалей к цилиндрам, гидравлические трубопроводы и механизм блокировки колес на стоянке.

Трубопроводы могут быть жесткими, гибкими или комбинированными из тех и других.

Управляющий цилиндр это агрегат, создающий гидравлическое давление. На каждую стойку шасси ставится по одному цилиндру. По конструкции — это односторонний насос ручного действия с возвратно-поступательным движением поршня. Он предназначен для подачи гидравлической жидкости под давлением.

Резервуар — бачок с запасом рабочей жидкости, компенсирующим незначительную утечку ее в соединениях. Конструктивно он выполняется либо как деталь управляющего цилиндра, либо как отдельный бачок. Он сообщается с наружным воздухом для того, чтобы обеспечить подачу жидкости самотеком. Вследствие этого возникает необходимость все время поддерживать определенный уровень жидкости в бачке, с тем, чтобы воздух не мог проникнуть в гидросистему и нарушить ее работу.

Механическая передача от педалей к управляющим цилиндрам состоит из рычагов и тяг, с помощью которых при нажатии на педаль происходит перемещение поршня в цилиндре. Если летчик уберет ноги с педалей, пружины возвратят и в исходное положение и выключат управляющий цилиндр. На большинстве самолетов тормозная система составляет часть рулевой. Рулем и тормозами колес можно пользоваться независимо один от другого, но при желании ими можно действовать одновременно. Силовые цилиндры являются агрегатами, которые под действием давления рабочей жидкости, поступающей из управляющего цилиндра, прижимают колодки к барабану.

Механизм блокировки колес самолета на стоянке являете частью основной гидравлической тормозной системы. Управление этим механизмом находится в кабине летчика. Если нажать на педали и взять на себя ручку механизма затормаживания колес, колодки замкнутся в положении «Включено». Новое нажатие на педали освободит шасси от торможения. На практике используются различные конструкции цилиндров, но обычно после вторичного нажатия на педаль поршень управляющего цилиндра возвращается в положение «Выключено». В зависимости от конструкции управляющего цилиндра при нажатии на педали открывается клапан механизма блокировки колес на стоянке или выключается специальный замок.

Источник: http://www.npmavia.ru/