Международное сотрудничество железных дорог

 

По теме "%%keywords"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

История развития международных организаций железных дорог

С развитием железных дорог стали создаваться международные организации по различным вопросам железнодорожного транспорта. Поэтому далее здесь будет идти речь о междунарожных организациях зарубежных (европейских стран). Первое международная организация в области железнодорожного транспорта была организована в 1869 г. в Брюсселе. Это было Международное общество спальных и туристических вагонов CIWL (Compagnie Internationale des Wagons-Lits et des Grands Express Europeens). В 1885 г. была основана Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (Association Internationale du Congres de Chemins de Fer — AICCF) и Международный союз общественного транспорта (International Union of Public Transport — IUPT); в 1889 г. — Международный союз по пассажирским и багажным вагонам (Regolamento Internationale Carrocce — RIC). В 1893 г. было основано Центральное бюро международных железнодорожных перевозок (Office Central des Transports Internationaux par Chemins de Fer - OTIF).
В 20 веке количество международных организаций  выросло. В 1902 г. был основан Международный комитет железнодорожного транспорта (Comite International des Transports par Chemins de Fer); в 1916 г. — Среднеевропейское Акционерное общество спальных вагонов и вагонов-ресторанов (Mitropa); в 1921 г. — Международный союз по грузовым вагонам (Regolamento Internationale Veicoli — RIV).
Важным событием международного объединения заграничных железных дорог стало создание в 1923 г. двух организаций: Международного союза железных дорог — Международный Союз железных дорог (Union Internationale des Chemins de Fer — UIC) и Международного союза пассажирских и багажных вагонов (Verband — RIC). Народный комиссариат путей сообщения СССР был одним из основателей Международный Союз железных дорог.
В 1930 г. была основана Международная ассоциация по железнодорожному подвижному составу (Association Internationale des Constructeurs de Materiel Rowlant).
В рамках Международного союза железных дорог параллельно с Советским Союзом в 1938 г. технические нормативные документы железных дорог были пересмотрены и переутверждены еще раз в 1970 г. Новые соглашения отражали уровень и достижения железных дорог тех лет.
В октябре 1982 г. к столетию принятия «Единых технических норм» прошла Европейская конференция железных дорог, подчеркнувшая роль UIC в создании единой европейской сети железных дорог.
В отличие от технического сотрудничества, вопросы правового и административного регулирования международного сотрудничества были прописаны не столь подробно. С 1872 г. проводились международные конференции по вопросам регулирования грузовых перевозок, но только в 1924 г. были согласованы единые правила международных грузовых перевозок.
С учетом принятого в Берне (1890 г.) первого государственного договора о транспортировке грузов в 1924 г. была принята Конвенция грузового транспорта (Convention internationale concernant le transport ferroviaire des marchandises — CIM), а позднее — Конвенция пассажирского и почтово-багажного транспорта (Convention internationale concernant le transport ferroviaire des voyageurs et des bagages — СIV ).
Большой разрыв во времени принятия этих документов связан с трудностями, вызванными различиями в законодательствах разных стран по вопросам ответственности железных дорог перед пострадавшими в возможных авариях на транспорте. Естественно, обе конвенции (CIM и CIV) определяют также ответственность и отправителей, и железных дорог за соблюдение сроков транспортировки грузов. Для железных дорог в 33-х странах, подписавших конвенции, эти документы до сих пор имеют силу закона.
В 1923 г. была учреждена Европейская конференция по расписанию пассажирских поездов (ЕКПР) члены которой — железнодорожные администрации 25 европейских стран (в том числе СССР), несколько пароходных компаний, компаний спальных вагонов. Ее основная задача — согласование расписаний прямых пассажирских поездов и урегулирование других вопросов, возникающих при осуществлении международных железнодорожных и водных пассажирских сообщений (порядок обслуживания вагонами и др.). Конференции проводятся ежегодно.
После Второй мировой войны сближение технических, административных и правовых вопросов железных дорог разных стран развивалось еще более интенсивно. В 1949 г. создано Международное железнодорожное общество по перевозке скоропортящихся грузов (Intertrigo), в 1949 г. — Международное бюро железнодорожной документации — BDC (Bureau International de Documentation des Chemins de Fer), в 1967 г. — Международное бюро по контейнерам — BIC и Международное общество контейнерных перевозок (Intercontainer).
В 1975 г. была основана Международная конвенция по пассажирским тарифам (Convention Internationale sur le Transport des Voyageurs et des Bagages par Chemins de Fer).
К успехам международного сотрудничества следует отнести организацию движения грузовых поездов — TEEM (Trans-Europe-Express-Мarchandises), которые (в отличие от классических грузовых поездов) не зависимы от внезапных изменений объемов перевозок и гарантируют своевременность доставки грузов. К 1985 г. в Европе грузы перевозили более 500 ТЕЕМ-поездов на 135 направлениях общей протяженностью 180 тыс. км.
В рамках Европейского Сообщества (ЕС) и Европейского экономического сообщества (ЕЕС) также были приняты основополагающие конвенции и соглашения:
  • Европейская конвенция обосновных магистралях международного железнодорожного сообщения (AGC);
  • Международная конвенция о железнодорожной перевозке грузов (IUEG);
  • Международная конвенция о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа (IUEP);
  • Международное соглашение о взаимном пользовании пассажирскими и багажными вагонами (RIC);
  • Международное соглашение (Международная конвенция) по железнодорожным грузовым перевозкам (CIM);
  • Европейское соглашение о международной перевозке опасного груза железной дорогой (RID);
  • Международное соглашение о железнодорожной перевозке срочного груза (RIEx);
  • Международное соглашение о взаимном пользовании товарными вагонами (RIV);
  • Соглашение по международным железнодорожным пассажирским и багажным сообщениям (C1V);
  • Соглашение о международном грузовом железнодорожном сообщении (COTIF);
  • Соглашение по международным железнодорожным пассажирским и багажным сообщениям (AIV);
  • Соглашение о международных железнодорожных грузовых перевозках (VUG);
  • Соглашение о международных железнодорожных пассажирских перевозках и перевозках багажа (VUP).

Был разработан Единый (общий) таможенный тариф стран — членов ЕС (GZT). Регулярно стали проводиться заседания Европейской конференции министров транспорта (СЕМТ).
В 2006 г. в Европе функционировали:
  • Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ, CIT);
  • Европейская ассоциация железнодорожников (АЕС);
  • Международный союз железнодорожников (IEV);
  • Союз предприятий европейской железнодорожной промышленности (UNIFE);
  • Международное общество спальных вагонов (ISG);
  • Международная конференция по единым железнодорожным техническим стандартам (ТЕ);
  • Европейская конференция по расписаниям движения пассажирских поездов (СЕН).

Такая довольно сложная и развитая система призвана обеспечить эффективное функционирование и дальнейшее развитие европейской и мировой транспортной сети.
Европейский союз принял программу по развитию транспортной инфраструктуры и созданию сверхнациональных транспортных сетей, включающую трансъевропейскую систему энергоснабжения и трансъевропейскую сеть инфраструктуры, охватывающую весь пассажирский и грузовой транспорт. При этом особое внимание обращено на унификацию технических предпосылок общего пользования путями сообщения.
В целях повышения пропускной и провозной способности наиболее загруженных железнодорожных магистралей в Европе создана компьютеризированная система управления железнодорожными перевозками (CIR-ELKE).

Международный Союз железных дорог (Международный Союз железных дорог)

Международный Союз железных дорог — Международный Союз железных дорог (Union Internationale des Chemins de Fer — UIC) организован во Франции в Париже 7 июля 1923 года и согласно французскому праву зарегистрирован как Ассоциация частных или общественных предприятий (организаций), занимающихся железнодорожной деятельностью. Международный Союз железных дорог - всемирная неправительственная организация по сотрудничеству между железнодорожными предприятиями. Генеральная дирекция - в Париже. Источник финансирования - членские взносы. Официальные языки - французский, немецкий, английский.

Свидетельство
о регистрации МСЖД
Главные цели Союза: дальнейшее развитие железнодорожных перевозок; совершенствование эксплуатационной деятельности железных дорог; повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта; развитие трансъевропейской сети инфраструктуры, интероперабельности и интермодальности перевозок; повышение уровня безопасности и экологии железнодорожных систем; использование на на железных дорогах современных технологий и технических средств. Членство в Международный Союз железных дорог можно осуществить в виде активного члена, ассоциированного члена и присоединенного члена.
В качестве активных членов в Союз могут входить частные или общественные предприятия и организации, занимающиеся эксплуатацией железнодорожных линий, включая железнодорожную инфраструктуру, или только предоставлением услуг по пассажирским и грузовым перевозкам с обеспечением средств тяги. При этом объем железнодорожной деятельности в области грузовых и пассажирских перевозок должен быть не менее 1000 млн. приведенных тонно-километров. В отдельных случаях в число активных членов могут быть приняты организации, не отвечающие указанным выше требованиям, но членство этих организаций представляет особо важный интерес для Союза.
Общественные или частные предприятия и организации, осуществляющие смежную деятельность на железных дорогах (строительство, проектные и научно-исследовательские работы, реклама) могут быть ассоциированными членами. Предприятия и организации, деятельность которых касается конкретных железнодорожных областей (пригородное сообщение, городской транспорт, общество ресторанов, туризм и др.), могут быть присоединенными членами.
На основе двусторонних договоров (соглашений) с другими международными организациями Союз обеспечивает координацию и единую транспортную политику на европейском континенте и в мире.
Железнодорожные предприятия, институты или частные лица, для которых цели и работы Международный Союз железных дорог представляют интерес, могут быть корреспондентами Союза. Условия работы корреспондентов определяются отдельными договорами, в которых в зависимости от объема представляемой информации указывается размер годового финансового взноса.
Железные дороги Советского Союза были одним из основателей Международного Союза железных дорог и состояли членом этой организации по 1947 гг. Ассоциированными членами Международный Союз железных дорог от России (2001 г.) являются Всероссийский н.-и. институт ж.-д. транспорта и Центральный н.-и. институт информации, технико-экономических исследований и пропаганды ж.-д. транспорта. Каждый член располагает, как правило, числом голосов, пропорциональным сумме своего годового членского взноса.
Руководящие органы Международный Союз железных дорог являются: Генеральная ассамблея, Ассамблея активных членов, Всемирный исполнительный совет, Исполнительный комитет; избираются президент и генеральный директор.
Генеральная ассамблея (высший орган Международный Союз железных дорог) собирается на свою обычную сессию ежегодно. Внеочередные сессии созываются по инициативе Ассамблеи активных членов или Всемирного исполнительного совета, а также по требованию не менее 10 активных или ассоциированных членов при условии, что их общая сумма голосов составит не менее 1/5 голосов всех членов. Международная организация или какая-либо другая организация, с которой заключен договор, может получить право голоса на условиях, оговоренных в этом договоре.
Генеральная ассамблея утверждает: мировой бюджет, счета Международный Союз железных дорог, сумму мировых ежегодных членских взносов для всех видов членов Международный Союз железных дорог; правила определения числа голосов членов Международный Союз железных дорог в зависимости от их членского взноса; назначает на 2-летний период президента и вице-президентов; утверждает назначение Генерального директора и его заместителей; утверждает соглашения с другими международными организациями; принимает решения о введении новых членов, а также об исключении членов Международного Союза железных дорог, об изменении Устава Международный Союз железных дорог и использовании в организации рабочих языков.
Ассамблея активных членов собирается на свои пленарные заседания, как правило, 2 раза в год. Созыв Ассамблеи обеспечивает президент, который руководит в качестве председателя пленарным заседанием. Внеочередное пленарное заседание Ассамблеи может быть проведено по требованию не менее 8 членов Международный Союз железных дорог при условии, что сумма их голосов составит не менее 1/5  голосов всех членов Ассамблеи.
Ассамблея активных членов принимает бюджет, утверждает размер членских взносов и правила определения числа голосов, предоставляемых Европейским формированием Ассамблеи, определяет задачи работы научно-исследовательских органов, принимает их программу, назначает руководителей и исполнителей работ.
Всемирный исполнительный совет собирается на заседания, как правило, 2 раза в год. Созыв обеспечивает вице-президент Международного Союза железных дорог, который руководит заседанием в качестве председателя.
Главная задача Всемирного исполнительного совета - определение политики Международный Союз железных дорог на мировом уровне, в связи с чем он подготавливает материалы по всем вопросам мировой политики Международного Союза железных дорог, представляющим интерес для большинства членов. Исполнительный совет представляет отчет о работе за предыдущий период и предлагает Генеральной ассамблее на утверждение кандидатуру вице-президента Международный Союз железных дорог, который возглавляет Всемирный исполнительный совет.
Исполнительный комитет — исполнительный орган, обеспечивающий работу Международного Союза железных дорог между сессиями и заседаниями. Он подготавливает материалы для Генеральной ассамблеи и Ассамблеи активных членов (за исключением материалов, входящих в компетенцию Всемирного исполнительного совета). К этим материалам относятся предложения: по финансовой деятельности, структуре, кандидатам на замещение постов в Генеральной дирекции; по программе работ на дальнюю и среднюю перспективу, в текущей работе; по отчету за предыдущий период.
Исполнительный комитет включает в себя максимально 11 сотрудников, в т.ч. президента, вице-президента и генерального директора Международный Союз железных дорог.
Президент и два вице-президента избираются Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года. Один из вице-президентов координирует деятельность н.-и. организаций, другой -занимается работами, связанными с деятельностью ж.-д. промышленности. Кроме того, избирается третий вице-президент на таких же условиях по предложению Всемирного исполнительного совета и затем возглавляет Совет.
Генеральный директор избирается Ассамблеей активных членов, которая определяет срок и условия его деятельности. Кандидатура представляется на утверждение Генеральной ассамблее. Генеральный директор Международный Союз железных дорог обеспечивает под свою ответственность административное управление и руководство Международного Союза железных дорог, при этом Ассамблея активных членов и Всемирный исполнительный совет официально делегируют ему необходимые полномочия. Таким образом, Генеральный директор Международный Союз железных дорог наделен самыми широкими правами и может принимать решения по всем возникающим вопросам.
Международный Союз железных дорог сотрудничает с Европейской конференцией по расписаниям пассажирских поездов, имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном советах ООН. Представители Союза принимают участие (с правом совещательного голоса) в работе комитетов по внутреннему транспорту Экономических комиссий ООН для Европы и для стран Азии и Тихого океана. Международный Союз железных дорог и Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (МАЖК) совместно проводят конгрессы, издают ежемесячный журнал «Железные дороги мира» на французском, английском, немецком и русском (с 1960 г.) языках и ежемесячный бюллетень «Железнодорожная документация» .
На основе совместного договора, подписанного в 1995 г., Международный Союз железных дорог сотрудничает с Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД). В рамках этого договора проводятся совместные работы: по кодированию и информатике; гармонизированной номенклатуре грузов; созданию систем резервирования и продажи проездных документов с помощью ЭВМ; выработке единых требований к подвижному составу, габаритам; статистике и научно-технической информации. Международный Союз железных дорог и ОСЖД издают также совместный ежегодник «Бюллетень статистических данных».
Ряд вопросов разрабатывается в комиссиях Союза по поручениям Европейской конференции министров транспорта и других межправительственных организаций.

В каких организациях принимала участие железная дорога СССР

Кроме транспортных организаций, в которые входят только страны Восточной Европы и социалистические страны Азии, советские железные дороги участвовали в Международной ассоциации железнодорожных конгрессов (МАЖК) (с 1956 г.), что позволяло осуществлять взаимный обмен научно-техническими достижениями; с 1954 г. - в Комитете по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК), для сотрудничества с 28 европейскими странами-участницами в области железнодорожных, автомобильных и внутренних водных сообщений.
С  1953 г. МПС участвует  в аналогичном комитете стран Азии и Дальнего Востока (ЭКДВ), членами которого состоят 24 государства Азии, Австралии и Америки.
В ряде международных транспортных организаций наша железная дорога юридически не состояла, но сотрудничала по отдельным эксплуатационным, техническим и юридическим вопросам.

Cовет по железнодорожному транспорту государств - участников Cодружества

Совет по железнодорожному транспорту - координационный орган, учрежден соглашением глав правительств государств - участников СНГ 14 февраля 1992 г. для координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработки согласованных принципов его деятельности. Находится в Москве (Россия). Одновременно учрежден исполнительный орган Совета -Дирекция совета по железнодорожному транспорту для координации эксплуатационной деятельности железных дорог, разработки нормативных актов, регламентирующих организацию перевозок пассажиров и грузов между государствами Содружества. Членами Совета являются главы администраций и органов управления железнодорожным транспортом (железнодорожные администрации) государств - участников СНГ. В работе Совета участвуют: в качестве ассоциированных членов железнодорожные администрации Латвии, Болгарии Финляндии и Монголии; в соответствии с договорами - железнодорожные администрации Литвы и Эстонии; в качестве наблюдателя - представитель Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.
Совет рассматривает и решает следующие вопросы: организация перевозок пассажиров и грузов, эксплуатационная деятельность железных дорог в международном сообщении; совместное использование и техническое содержание грузовых вагонов и контейнеров; условия перевозок; тарифы на перевозку пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа; обеспечение безопасности движения в международном сообщении; научно-техническое сотрудничество; взаиморасчеты за выполненную работу и услуги, а также принимает согласованные решения по приоритетным направлениям развития железнодорожного транспорта. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Каждый член Совета имеет один голос. Для решения отдельных вопросов в период между заседаниями Совета созываются совещания уполномоченных членов Совета.
Дирекция совета обеспечивает реализацию решений Совета, в оперативном режиме координирует эксплуатационную работу железных дорог в международном сообщении, подготавливает совместно с железнодорожными администрациями, н.-и. и другими организациями проекты различных нормативных правовых документов, решений и рекомендаций. Ежегодно железнодорожными администрациями при координации Совета и участии Дирекции разрабатывается график движения и план формирования поездов, устанавливается порядок направления вагонопотоков в международном сообщении. Значительное место в работе Дирекции занимает содействие железнодорожным администрациям в оперативном решении вопроса перевозок, передачи поездов и вагонов через межгосударственные стыковые пункты. В Дирекции установлена круглосуточная работа диспетчерского аппарата, регулярно с участием руководящих работников железнодорожных администраций рассматривается положение с ходом перевозок, использованием подвижного состава и другие вопросы работы железных дорог в международном сообщении с принятием соответствующих рекомендаций и решений. Благодаря деятельности Совета и Дирекции сохранено технологическое единство железных дорог, сохранено и развивается общее информационное пространство, ведется согласованная тарифная политика железнодорожных администраций.
Для информационного обеспечения работы железнодорожного транспорта государств — участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии в международном сообщении, организации совместного пользования и технического содержания грузовых вагонов и контейнеров создан информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций (ИВЦЖА). В рамках Совета образованы и работают постоянно действующие комиссии специалистов по вопросам вагонного хозяйства, информатизации железнодорожного транспорта, взаимодействия железнодорожных администраций в области здравоохранения; Межгосударственный технический комитет (МТК) по стандартизации в области железнодорожного транспорта. Совет назначает на должность председателя Дирекции совета и заместителей председателя Дирекции, начальника ИВЦЖА, утверждает председателей комиссий, МТК.
Советом создана нормативная правовая база функционирования железнодорожного транспорта в международном сообщении, подготовлено и принято более 120 соглашений, правил, инструкций, положений и других документов. Совет утверждает структуру, функции, штатное расписание Дирекции; функции и общую численность персонала ИВЦЖА; сметы расходов на обеспечение деятельности Дирекции и ИВЦЖА. Источник финансирования - взносы железнодорожных администраций.
Совет издает «Вестник Совета по железнодорожному транспорту» с публикацией в нем нормативных правовых документов. Рабочим языком Совета является русский язык.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0045 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика