Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
История развития международных организаций железных дорог
С развитием железных дорог стали создаваться международные организации по различным
вопросам железнодорожного транспорта. Поэтому далее здесь будет идти речь о
междунарожных организациях зарубежных (европейских стран). Первое международная
организация в области железнодорожного транспорта была организована в 1869 г.
в Брюсселе. Это было Международное общество спальных и туристических вагонов
CIWL (Compagnie Internationale des Wagons-Lits et des Grands Express Europeens).
В 1885 г. была основана Международная ассоциация железнодорожных конгрессов
(Association Internationale du Congres de Chemins de Fer — AICCF) и Международный
союз общественного транспорта (International Union of Public Transport — IUPT);
в 1889 г. — Международный союз по пассажирским и багажным вагонам (Regolamento
Internationale Carrocce — RIC). В 1893 г. было основано Центральное бюро международных
железнодорожных перевозок (Office Central des Transports Internationaux par
Chemins de Fer - OTIF).
В 20 веке количество международных организаций выросло. В 1902 г. был
основан Международный комитет железнодорожного транспорта (Comite International
des Transports par Chemins de Fer); в 1916 г. — Среднеевропейское Акционерное
общество спальных вагонов и вагонов-ресторанов (Mitropa); в 1921 г. — Международный
союз по грузовым вагонам (Regolamento Internationale Veicoli — RIV).
Важным событием международного объединения заграничных железных дорог стало
создание в 1923 г. двух организаций: Международного союза железных дорог — Международный
Союз железных дорог (Union Internationale des Chemins de Fer — UIC) и Международного
союза пассажирских и багажных вагонов (Verband — RIC). Народный комиссариат
путей сообщения СССР был одним из основателей Международный Союз железных дорог.
В 1930 г. была основана Международная ассоциация по железнодорожному подвижному
составу (Association Internationale des Constructeurs de Materiel Rowlant).
В рамках Международного союза железных дорог параллельно с Советским Союзом
в 1938 г. технические нормативные документы железных дорог были пересмотрены
и переутверждены еще раз в 1970 г. Новые соглашения отражали уровень и достижения
железных дорог тех лет.
В октябре 1982 г. к столетию принятия «Единых технических норм» прошла Европейская
конференция железных дорог, подчеркнувшая роль UIC в создании единой европейской
сети железных дорог.
В отличие от технического сотрудничества, вопросы правового и административного
регулирования международного сотрудничества были прописаны не столь подробно.
С 1872 г. проводились международные конференции по вопросам регулирования грузовых
перевозок, но только в 1924 г. были согласованы единые правила международных
грузовых перевозок.
С учетом принятого в Берне (1890 г.) первого государственного договора о транспортировке
грузов в 1924 г. была принята Конвенция грузового транспорта (Convention internationale
concernant le transport ferroviaire des marchandises — CIM), а позднее — Конвенция
пассажирского и почтово-багажного транспорта (Convention internationale concernant
le transport ferroviaire des voyageurs et des bagages — СIV ).
Большой разрыв во времени принятия этих документов связан с трудностями, вызванными
различиями в законодательствах разных стран по вопросам ответственности железных
дорог перед пострадавшими в возможных авариях на транспорте. Естественно, обе
конвенции (CIM и CIV) определяют также ответственность и отправителей, и железных
дорог за соблюдение сроков транспортировки грузов. Для железных дорог в 33-х
странах, подписавших конвенции, эти документы до сих пор имеют силу закона.
В 1923 г. была учреждена Европейская конференция по расписанию пассажирских
поездов (ЕКПР) члены которой — железнодорожные администрации 25 европейских
стран (в том числе СССР), несколько пароходных компаний, компаний спальных вагонов.
Ее основная задача — согласование расписаний прямых пассажирских поездов и урегулирование
других вопросов, возникающих при осуществлении международных железнодорожных
и водных пассажирских сообщений (порядок обслуживания вагонами и др.). Конференции
проводятся ежегодно.
После Второй мировой войны сближение технических, административных и правовых
вопросов железных дорог разных стран развивалось еще более интенсивно. В 1949
г. создано Международное железнодорожное общество по перевозке скоропортящихся
грузов (Intertrigo), в 1949 г. — Международное бюро железнодорожной документации
— BDC (Bureau International de Documentation des Chemins de Fer), в 1967 г.
— Международное бюро по контейнерам — BIC и Международное общество контейнерных
перевозок (Intercontainer).
В 1975 г. была основана Международная конвенция по пассажирским тарифам (Convention
Internationale sur le Transport des Voyageurs et des Bagages par Chemins de
Fer).
К успехам международного сотрудничества следует отнести организацию движения
грузовых поездов — TEEM (Trans-Europe-Express-Мarchandises), которые (в отличие
от классических грузовых поездов) не зависимы от внезапных изменений объемов
перевозок и гарантируют своевременность доставки грузов. К 1985 г. в Европе
грузы перевозили более 500 ТЕЕМ-поездов на 135 направлениях общей протяженностью
180 тыс. км.
В рамках Европейского Сообщества (ЕС) и Европейского экономического сообщества
(ЕЕС) также были приняты основополагающие конвенции и соглашения:
Европейская конвенция обосновных магистралях международного железнодорожного
сообщения (AGC);
Международная конвенция о железнодорожной перевозке грузов (IUEG);
Международная конвенция о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа
(IUEP);
Международное соглашение о взаимном пользовании пассажирскими и багажными
вагонами (RIC);
Международное соглашение (Международная конвенция) по железнодорожным
грузовым перевозкам (CIM);
Европейское соглашение о международной перевозке опасного груза железной
дорогой (RID);
Международное соглашение о железнодорожной перевозке срочного груза
(RIEx);
Международное соглашение о взаимном пользовании товарными вагонами (RIV);
Соглашение по международным железнодорожным пассажирским и багажным
сообщениям (C1V);
Соглашение о международном грузовом железнодорожном сообщении (COTIF);
Соглашение по международным железнодорожным пассажирским и багажным
сообщениям (AIV);
Соглашение о международных железнодорожных грузовых перевозках (VUG);
Соглашение о международных железнодорожных пассажирских перевозках и
перевозках багажа (VUP).
Был разработан Единый (общий) таможенный тариф стран — членов ЕС (GZT). Регулярно
стали проводиться заседания Европейской конференции министров транспорта (СЕМТ).
В 2006 г. в Европе функционировали:
Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ, CIT);
Европейская ассоциация железнодорожников (АЕС);
Международный союз железнодорожников (IEV);
Союз предприятий европейской железнодорожной промышленности (UNIFE);
Международное общество спальных вагонов (ISG);
Международная конференция по единым железнодорожным техническим стандартам
(ТЕ);
Европейская конференция по расписаниям движения пассажирских поездов
(СЕН).
Такая довольно сложная и развитая система призвана обеспечить эффективное функционирование
и дальнейшее развитие европейской и мировой транспортной сети.
Европейский союз принял программу по развитию транспортной инфраструктуры и
созданию сверхнациональных транспортных сетей, включающую трансъевропейскую
систему энергоснабжения и трансъевропейскую сеть инфраструктуры, охватывающую
весь пассажирский и грузовой транспорт. При этом особое внимание обращено на
унификацию технических предпосылок общего пользования путями сообщения.
В целях повышения пропускной и провозной способности наиболее загруженных железнодорожных
магистралей в Европе создана компьютеризированная система управления железнодорожными
перевозками (CIR-ELKE).
Международный Союз железных дорог (Международный Союз железных дорог)
Международный Союз железных дорог — Международный Союз железных дорог (Union
Internationale des Chemins de Fer — UIC) организован во Франции в Париже 7 июля
1923 года и согласно французскому праву зарегистрирован как Ассоциация частных
или общественных предприятий (организаций), занимающихся железнодорожной деятельностью.
Международный Союз железных дорог - всемирная неправительственная организация
по сотрудничеству между железнодорожными предприятиями. Генеральная дирекция
- в Париже. Источник финансирования - членские взносы. Официальные языки
- французский, немецкий, английский.
Свидетельство о регистрации МСЖД
Главные цели Союза: дальнейшее развитие железнодорожных перевозок; совершенствование
эксплуатационной деятельности железных дорог; повышение конкурентоспособности
железнодорожного транспорта; развитие трансъевропейской сети инфраструктуры,
интероперабельности и интермодальности перевозок; повышение уровня безопасности
и экологии железнодорожных систем; использование на на железных дорогах современных
технологий и технических средств. Членство в Международный Союз железных дорог
можно осуществить в виде активного члена, ассоциированного члена и присоединенного
члена.
В качестве активных членов в Союз могут входить частные или общественные предприятия
и организации, занимающиеся эксплуатацией железнодорожных линий, включая железнодорожную
инфраструктуру, или только предоставлением услуг по пассажирским и грузовым
перевозкам с обеспечением средств тяги. При этом объем железнодорожной деятельности
в области грузовых и пассажирских перевозок должен быть не менее 1000 млн. приведенных
тонно-километров. В отдельных случаях в число активных членов могут быть приняты
организации, не отвечающие указанным выше требованиям, но членство этих организаций
представляет особо важный интерес для Союза.
Общественные или частные предприятия и организации, осуществляющие смежную деятельность
на железных дорогах (строительство, проектные и научно-исследовательские работы,
реклама) могут быть ассоциированными членами. Предприятия и организации, деятельность
которых касается конкретных железнодорожных областей (пригородное сообщение,
городской транспорт, общество ресторанов, туризм и др.), могут быть присоединенными
членами.
На основе двусторонних договоров (соглашений) с другими международными организациями
Союз обеспечивает координацию и единую транспортную политику на европейском
континенте и в мире.
Железнодорожные предприятия, институты или частные лица, для которых цели и
работы Международный Союз железных дорог представляют интерес, могут быть корреспондентами
Союза. Условия работы корреспондентов определяются отдельными договорами, в
которых в зависимости от объема представляемой информации указывается размер
годового финансового взноса.
Железные дороги Советского Союза были одним из основателей Международного Союза
железных дорог и состояли членом этой организации по 1947 гг. Ассоциированными
членами Международный Союз железных дорог от России (2001 г.) являются Всероссийский
н.-и. институт ж.-д. транспорта и Центральный н.-и. институт информации, технико-экономических
исследований и пропаганды ж.-д. транспорта. Каждый член располагает, как правило,
числом голосов, пропорциональным сумме своего годового членского взноса.
Руководящие органы Международный Союз железных дорог являются: Генеральная ассамблея,
Ассамблея активных членов, Всемирный исполнительный совет, Исполнительный комитет;
избираются президент и генеральный директор. Генеральная ассамблея (высший орган Международный Союз железных дорог)
собирается на свою обычную сессию ежегодно. Внеочередные сессии созываются по
инициативе Ассамблеи активных членов или Всемирного исполнительного совета,
а также по требованию не менее 10 активных или ассоциированных членов при условии,
что их общая сумма голосов составит не менее 1/5 голосов всех
членов. Международная организация или какая-либо другая организация, с которой
заключен договор, может получить право голоса на условиях, оговоренных в этом
договоре.
Генеральная ассамблея утверждает: мировой бюджет, счета Международный Союз железных
дорог, сумму мировых ежегодных членских взносов для всех видов членов Международный
Союз железных дорог; правила определения числа голосов членов Международный
Союз железных дорог в зависимости от их членского взноса; назначает на 2-летний
период президента и вице-президентов; утверждает назначение Генерального директора
и его заместителей; утверждает соглашения с другими международными организациями;
принимает решения о введении новых членов, а также об исключении членов Международного
Союза железных дорог, об изменении Устава Международный Союз железных дорог
и использовании в организации рабочих языков. Ассамблея активных членов собирается на свои пленарные заседания, как
правило, 2 раза в год. Созыв Ассамблеи обеспечивает президент, который руководит
в качестве председателя пленарным заседанием. Внеочередное пленарное заседание
Ассамблеи может быть проведено по требованию не менее 8 членов Международный
Союз железных дорог при условии, что сумма их голосов составит не менее 1/5 голосов всех членов Ассамблеи.
Ассамблея активных членов принимает бюджет, утверждает размер членских взносов
и правила определения числа голосов, предоставляемых Европейским формированием
Ассамблеи, определяет задачи работы научно-исследовательских органов, принимает
их программу, назначает руководителей и исполнителей работ. Всемирный исполнительный совет собирается на заседания, как правило,
2 раза в год. Созыв обеспечивает вице-президент Международного Союза железных
дорог, который руководит заседанием в качестве председателя.
Главная задача Всемирного исполнительного совета - определение политики Международный
Союз железных дорог на мировом уровне, в связи с чем он подготавливает материалы
по всем вопросам мировой политики Международного Союза железных дорог, представляющим
интерес для большинства членов. Исполнительный совет представляет отчет о работе
за предыдущий период и предлагает Генеральной ассамблее на утверждение кандидатуру
вице-президента Международный Союз железных дорог, который возглавляет Всемирный
исполнительный совет. Исполнительный комитет — исполнительный орган, обеспечивающий работу
Международного Союза железных дорог между сессиями и заседаниями. Он подготавливает
материалы для Генеральной ассамблеи и Ассамблеи активных членов (за исключением
материалов, входящих в компетенцию Всемирного исполнительного совета). К этим
материалам относятся предложения: по финансовой деятельности, структуре, кандидатам
на замещение постов в Генеральной дирекции; по программе работ на дальнюю и
среднюю перспективу, в текущей работе; по отчету за предыдущий период.
Исполнительный комитет включает в себя максимально 11 сотрудников, в т.ч. президента,
вице-президента и генерального директора Международный Союз железных дорог.
Президент и два вице-президента избираются Генеральной Ассамблеей сроком
на 2 года. Один из вице-президентов координирует деятельность н.-и. организаций,
другой -занимается работами, связанными с деятельностью ж.-д. промышленности.
Кроме того, избирается третий вице-президент на таких же условиях по предложению
Всемирного исполнительного совета и затем возглавляет Совет. Генеральный директор избирается Ассамблеей активных членов, которая определяет
срок и условия его деятельности. Кандидатура представляется на утверждение Генеральной
ассамблее. Генеральный директор Международный Союз железных дорог обеспечивает
под свою ответственность административное управление и руководство Международного
Союза железных дорог, при этом Ассамблея активных членов и Всемирный исполнительный
совет официально делегируют ему необходимые полномочия. Таким образом, Генеральный
директор Международный Союз железных дорог наделен самыми широкими правами и
может принимать решения по всем возникающим вопросам.
Международный Союз железных дорог сотрудничает с Европейской конференцией по
расписаниям пассажирских поездов, имеет консультативный статус при Экономическом
и Социальном советах ООН. Представители Союза принимают участие (с правом совещательного
голоса) в работе комитетов по внутреннему транспорту Экономических комиссий
ООН для Европы и для стран Азии и Тихого океана. Международный Союз железных
дорог и Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (МАЖК) совместно
проводят конгрессы, издают ежемесячный журнал «Железные дороги мира» на французском,
английском, немецком и русском (с 1960 г.) языках и ежемесячный бюллетень «Железнодорожная
документация» .
На основе совместного договора, подписанного в 1995 г., Международный Союз железных
дорог сотрудничает с Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД). В рамках
этого договора проводятся совместные работы: по кодированию и информатике; гармонизированной
номенклатуре грузов; созданию систем резервирования и продажи проездных документов
с помощью ЭВМ; выработке единых требований к подвижному составу, габаритам;
статистике и научно-технической информации. Международный Союз железных дорог
и ОСЖД издают также совместный ежегодник «Бюллетень статистических данных».
Ряд вопросов разрабатывается в комиссиях Союза по поручениям Европейской конференции
министров транспорта и других межправительственных организаций.
В каких организациях принимала участие железная дорога СССР
Кроме транспортных организаций, в которые входят только страны Восточной Европы
и социалистические страны Азии, советские железные дороги участвовали в Международной
ассоциации железнодорожных конгрессов (МАЖК) (с 1956 г.), что позволяло осуществлять
взаимный обмен научно-техническими достижениями; с 1954 г. - в Комитете по внутреннему
транспорту Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК), для сотрудничества
с 28 европейскими странами-участницами в области железнодорожных, автомобильных
и внутренних водных сообщений.
С 1953 г. МПС участвует в аналогичном комитете стран Азии и Дальнего
Востока (ЭКДВ), членами которого состоят 24 государства Азии, Австралии и Америки.
В ряде международных транспортных организаций наша железная дорога юридически
не состояла, но сотрудничала по отдельным эксплуатационным, техническим и юридическим
вопросам.
Cовет по железнодорожному транспорту государств - участников Cодружества
Совет по железнодорожному транспорту - координационный орган, учрежден соглашением
глав правительств государств - участников СНГ 14 февраля 1992 г. для координации
работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработки
согласованных принципов его деятельности. Находится в Москве (Россия). Одновременно
учрежден исполнительный орган Совета -Дирекция совета по железнодорожному транспорту
для координации эксплуатационной деятельности железных дорог, разработки нормативных
актов, регламентирующих организацию перевозок пассажиров и грузов между государствами
Содружества. Членами Совета являются главы администраций и органов управления
железнодорожным транспортом (железнодорожные администрации) государств - участников
СНГ. В работе Совета участвуют: в качестве ассоциированных членов железнодорожные
администрации Латвии, Болгарии Финляндии и Монголии; в соответствии с договорами
- железнодорожные администрации Литвы и Эстонии; в качестве наблюдателя - представитель
Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.
Совет рассматривает и решает следующие вопросы: организация перевозок пассажиров
и грузов, эксплуатационная деятельность железных дорог в международном сообщении;
совместное использование и техническое содержание грузовых вагонов и контейнеров;
условия перевозок; тарифы на перевозку пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа;
обеспечение безопасности движения в международном сообщении; научно-техническое
сотрудничество; взаиморасчеты за выполненную работу и услуги, а также принимает
согласованные решения по приоритетным направлениям развития железнодорожного
транспорта. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2
раз в год. Каждый член Совета имеет один голос. Для решения отдельных вопросов
в период между заседаниями Совета созываются совещания уполномоченных членов
Совета.
Дирекция совета обеспечивает реализацию решений Совета, в оперативном режиме
координирует эксплуатационную работу железных дорог в международном сообщении,
подготавливает совместно с железнодорожными администрациями, н.-и. и другими
организациями проекты различных нормативных правовых документов, решений и рекомендаций.
Ежегодно железнодорожными администрациями при координации Совета и участии Дирекции
разрабатывается график движения и план формирования поездов, устанавливается
порядок направления вагонопотоков в международном сообщении. Значительное место
в работе Дирекции занимает содействие железнодорожным администрациям в оперативном
решении вопроса перевозок, передачи поездов и вагонов через межгосударственные
стыковые пункты. В Дирекции установлена круглосуточная работа диспетчерского
аппарата, регулярно с участием руководящих работников железнодорожных администраций
рассматривается положение с ходом перевозок, использованием подвижного состава
и другие вопросы работы железных дорог в международном сообщении с принятием
соответствующих рекомендаций и решений. Благодаря деятельности Совета и Дирекции
сохранено технологическое единство железных дорог, сохранено и развивается общее
информационное пространство, ведется согласованная тарифная политика железнодорожных
администраций.
Для информационного обеспечения работы железнодорожного транспорта государств
— участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии в международном сообщении, организации
совместного пользования и технического содержания грузовых вагонов и контейнеров
создан информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций (ИВЦЖА).
В рамках Совета образованы и работают постоянно действующие комиссии специалистов
по вопросам вагонного хозяйства, информатизации железнодорожного транспорта,
взаимодействия железнодорожных администраций в области здравоохранения; Межгосударственный
технический комитет (МТК) по стандартизации в области железнодорожного транспорта.
Совет назначает на должность председателя Дирекции совета и заместителей председателя
Дирекции, начальника ИВЦЖА, утверждает председателей комиссий, МТК.
Советом создана нормативная правовая база функционирования железнодорожного
транспорта в международном сообщении, подготовлено и принято более 120 соглашений,
правил, инструкций, положений и других документов. Совет утверждает структуру,
функции, штатное расписание Дирекции; функции и общую численность персонала
ИВЦЖА; сметы расходов на обеспечение деятельности Дирекции и ИВЦЖА. Источник
финансирования - взносы железнодорожных администраций.
Совет издает «Вестник Совета по железнодорожному транспорту» с публикацией в
нем нормативных правовых документов. Рабочим языком Совета является русский
язык.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог