Крушение электропоезда на перегоне Тальменка-Литвиново в 1996 г.

 

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Обстоятельства, причины крушения электропоезда. Виновные в гибели пассажиров на Кемеровской ж.д. Выводы коллегии Министерства путей сообщения.

Одно из самых страшных трагедий, происшедших на железных дорогах  России в последнее время - это крушение электропоезда № 6304 ЭР-2 № 663 под управлением машиниста Зябкина С.С. и помощника машиниста Степанцова В.А. 31 мая 1996 года в 16 час 07 мин. на 3526 км пикет 6 перегона Тальменка-Литвиново Тайгинского отделения Кемеровской железной дороги.  В результате крушения погибли 17 пассажиров и 44 получили травмы разной степени тяжести. В ликвидации последствий крушения активно участвовали восстановительные и пожарные поезда, необходимую помощь оказали местные органы власти, бригады врачей, жители близлежащих населенных пунктов и пассажиры. Всем пострадавшим в результате крушения электропоезда № 6304 на Кемеровской железной дороге оказана медицинская и материальная помощь, проявлена забота о пострадавших и семьям погибших.
Крушение произошло в результате столкновения электропоезда № 6304 с группой вагонов самопроизвольно ушедших со станции Литвиново по 2-му главному пути навстречу электропоезду. Цепочка должностных преступлений различных работников железнодорожного транспорта привела к гибели пассажиров.
На станции Литвиново 31 мая 1996 г. в период с 13 часов до 13 часов 50 мин. производилась маневровая работа по перестановке группы вагонов, состоящей из трех груженых и одного порожнего цементовоза с 6-го станционного пути на 4 путь по указанию дежурного по железнодорожной станции Кудлаевой Л.Ю. маневровая работа выполнялась главным кондуктором Пульниковым А.С. (руководитель работ), кондуктором Ужаковым А.П., машинистом маневрового локомотива ТЭМ-2 № 579 Белокуровым П.Г.
Уход вагонов на перегон Литвиново-Тальменка стал возможным вследствие, грубых нарушений правил производства маневровой работы.
Дежурный по железнодорожной станции Литвиново Кудлаева Л.Ю. дала указание главному кондуктору Пульникову А.С. о перестановке группы вагонов в четной горловине станции с 6-го пути на свободный участок 4-го пути с резервированием места для поездного локомотива.
Главный кондуктор Пульников А.С. в нарушение п. 11.17, 11.20«З» Инструкции по движении поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации передоверил выполнение маневровой работы кондуктору Ужакову А.П. который оставил группу вагонов на свободной участке 4-го пути имеющего профиль с уклоном 6,6 тысячных в сторону перегона и закрепил их одним тормозным башмаком со стороны уклона, вместо трех согласно норм ТРА железнодорожной станции Литвиново для этого количества вагонов.
Главный кондуктор Пульников А.С. работу кондуктора Ужакова А.П. не контролировал, закрепление группы вагонов на 4-м пути не проверил, проявил преступную халатность, изъяв освободившиеся тормозные башмаки с 6-го пути, отнес их на место постоянного хранения к дежурному по железнодорожной станции вместо укладки на 4-м пути.
Дежурный по железнодорожной станции Литвиново Кудлаева Л.Ю. грубо нарушив п. 15,1 ПТЭ и п. 11.15 и 11.41 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, работу кондукторской бригады не контролировала, доклада о фактическом закреплении вагонов на 4-м пути не потребовала, поездному диспетчеру Живолупу С.В. об освобождении пути № 6 и закреплении вагонов на 4-м пути не доложила.
Поездной диспетчер Живолуп С.В. не контролировал действия дежурного по железнодорожной станции Литвиново Кудлаевой Л.Ю. в части занятия приемо-отправочных путей станции и закрепления на их подвижного состава.
Дежурный по железнодорожной станции Литвиново Рымарчик Л.А., принимая дежурство от Кудлаевой Л.Ю., не проверила правильность закрепления группы из 4-х вагонов, стоявших в четной горловине на 4 пути, в результате полной потери давления в тормозной магистрали указанная группа вагонов в 15 часов 59 минут пришла в движение, взрезали стрелки № 8, 6 и вышла на перегон Литвиново – Тальменка по второму главному неправильному пути навстречу электропоезду № 6304 который отправился со станции Тальменка в 15 часов 57 минут.
Дежурная по железнодорожной станции Литвиново Рынарчик Л.А. своевременно не выявила факта ухода вагонов с 4-го пути на перегон Литвиново -Тальменка, в то время, как на пульте-табло произошла быстрая смена занятости стрелочных секций в четной горловине и звенел звонок взреза стрелки № 8, грубо нарушив п. 11.40 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, не приняла немедленных мер по информации машиниста электропоезда № 6304 Зябкина С.С. об ушедшей на перегон группе вагонов.
Только после получения сообщения по громкоговорящей связи от электромеханика Курчевского А.Г. находившегося на территории станции в нерабочее время и увидевшего уходившие на перегон вагоны, дежурная по железнодорожной станции Литвиново Рымарчик Л.А. стали принимать меры по информации об этой дежурного по соседней железнодорожной станции Тальменка и машиниста электропоезда № 6304. При этой, вызывая машиниста электропоезда № 6304 по радиосвязи дежурная по станции Рымарчик Л.А. грубо нарушила регламент срочного сообщения о надвигающейся опасности не получив ответа по радиосвязи от машиниста электропоезда, дежурная по железнодорожной станции Литвиново Рымарчик Л.А. только в 16 час 04 мин. сообщила о случившемся поездному диспетчеру Волкогоновой П.С. в результате было упущено время для срочного предупреждения машиниста электропоезда № 6304, об уходе вагонов с железнодорожной станции Литвиново навстречу электропоезду.
Вступившая в ночное дежурство поездной диспетчер Волкогонова П.С. с занятостью приемо-отправочных путей на железнодорожной станции Литвиново и правильностью закрепления на них вагонов не ознакомилась и при получении информации от дежурной по железнодорожной станции Литвиново Рымарчик Л.А. об уходе вагонов на перегон, никаких мер к остановке электропоезда № 6304 не приняла.
После проследования сигнальной точки № 8 с зеленым огнем локомотивная бригада электропоезда № 6304 в составе машиниста Зябкина С.С. и помощника машиниста Степанцова В.А. в 16 час 04 мин. остановила поезд на остановочной платформе 3524 км при появившейся на локомотивной светофоре желтом огне, после графиковой стоянки в 16 час 05 мин локомотивная бригада, не выяснив по радиосвязи причину появления на локомотивном светофоре менее разрешающего желтого огня, привела поезд в движение. В нарушение п. 5.3 правил эксплуатации поездной радиосвязи от 22.12.89 № ЦШ-4734 на вызов дежурных по станциям Литвиново и Тальменка не отвечала, несмотря на исправное действие радиосвязи. При подъезде к сигнальной точке № 6 за 50 метров на локомотивной светофоре появился красно-желтый огонь.
Машинист электропоезда № 6304 Зябкин С.С. в нарушение п. 16.39 ПТЭ вместо экстренного применил служебное торможение в две ступени и остановил поезд на 3526 км пк 5+75 метров.
В это же время в зоне видимости 200-250 метров локомотивная бригада увидела надвигающуюся на электропоезд группу вагонов, открыла двери вагонов электропоезда, объявила пассажирам о срочной высадке и покинула кабину управления.
В 16 часов 07 минут произошло столкновение группы вагонов с электропоездом № 6304.
В результате расследования обстоятельств крушения, изучения документов, объяснений виновных и причастных, осмотра стрелочных переводов № 6 и 8 на станции Литвиново, места крушения и подвижного состава, справки о расшифровке скоростемерной ленты электропоезда № 6304 за 31.05.96 выполненной независимой экспертизой, установлено, что причиной крушения электропоезда № 6304 на перегоне Тальменка - Литвиново является допущенный уход группы из 4-х вагонов со станции Литвиново по второму главному неправильному пути, основными виновниками крушения являются главный кондуктор Пульников А.С., кондуктор Ужаков А.П., дежурные по железнодорожной станции Литвиново Кудлаева Л.Ю., Рымарчик Л.А., машинист электропоезда № 6304 Зябкин С.С. и помощник машиниста этого электропоезда Степанцов В.А.
Избежать крушения, гибели и травмирования пассажиров было бы возможно при своевременных и правильных действиях дежурного по железнодорожной станции Литвиново Рымарчик Л.А., локомотивной бригады электропоезда № 6304 машиниста Зябкина С.С. и помощника машиниста Степанцова В.А. не использовавших имеющийся резерв времени с момента ухода вагонов со станции (16.00 час) до столкновения (16.07 час) для остановки электропоезда и эвакуации пассажиров.

Выводы Министерства путей сообщения

На месте катастрофы работала специальная комиссия Министерства путей сообщения. По ее итогам была проведена выездная Коллегия МПС. Коллегия рассмотрела материалы служебного расследования крушения электропоезда № 6304 с тяжелыми последствиями на Кемеровской железной дороге и заслушали в связи с этим объяснения руководителей и других работников этой железной дороги и Тайгинского отделения железной дороги.
Как показало расследование профилактическая работа на железнодорожной станции Литвиново по предупреждению аварийности проводились неудовлетворительно. Должным образом не организован контроль за фактический выполнением своих должностных обязанностей непосредственными исполнителями перевозочного процесса и прежде всего в части закрепления подвижного состава от ухода.
На этой станции при наличии перелома профиля станционных путей не было выполнено указание МПС России от 30 января 1996 г. № С-812 в части обозначения места этого перелома.
Во многом такая обстановка стала возможной из-за серьезных недостатков в организации обеспечения безопасности движения на Тайгинском отделении железной дороги (начальник отделения Маер А.В., главный ревизор по безопасности движения отделения железной дороги Крицкий В.И.).
Работа по предупреждению аварийности на этом отделении велась без должной системы, не соблюдался порядок рассмотрения результатов технических ревизий предприятий, нарушений безопасности движения. В течение 1995 года было проведено 18 таких ревизий, 50 % разборов их проведено начальником отделения без выезда в коллективы и принципиальной оценки виновных допустивших нарушения.
Начальник службы перевозок Кемеровской железной дороги Мазур А.А. не принял должных мер по выполнению требований приказа МПС России от 3 января 1994 г. № 1Ц «О мерах по обеспечений безопасности движения на железнодорожном транспорте», в части проведения профилактической работы по закреплению подвижного состава на станциях, внедрения и использования технических средств безопасности движения.
В целом на Кемеровской железной дороге положение с обеспечением безопасности движения остается крайне неудовлетворительным. В текущей году допущено крушение пассажирского поезда, 165 браков в поездной и маневровой работе, в том числе 4 случая излома шейки оси и колеса, 5 случаев неограждения сигналами места производства работ, 39 раз по неисправности пути ограничивалась скорость или закрывалось движение поездов.
Возросло количество внеплановых ремонтов электровозов и прежде всего в локомотивном депо Тайга.
На этой железной дороге эксплуатируется 62 секции электропоездов со сроком службы более 28 лет.
Главный инженер железной дороги В. А. Исаенко и руководители службы сигнализации и связи должным образом не решают вопросы повышения надежности работы радиосвязи, модернизации и замены устаревших устройств электрической централизации. На 21 железнодорожной станции в эксплуатации находится электрическая централизация со сроком службы более 25 лет с низкой надежностью работы, физически и морально устаревшая.
Главный ревизор по безопасности движения железной дороги А.Ф. Солодовник не принимает эффективных мер по усилению контроля за выполнением положений ПТЭ, не предъявляет необходимой требовательности к руководителям, по устранению недостатков, не вникает в причины аварийности, допускает серьезные просчеты в руководстве ревизорским аппаратом железной дороги.
Неудовлетворительное положение с обеспечением безопасности движения поездов на Кемеровской железной дороге объясняется прежде всего отсутствием должного контроля за деятельностью руководящего состава по обеспечению безопасности движения, резким ослаблением трудовой и технологической дисциплины в трудовых коллективах.
Допускаются серьезные недостатки в подборе, расстановке стиле и методах работы руководящих кадров, формировании резерва. Предприятия этой железной дороги не доукомплектованы руководителями среднего звена, мастерами, неудовлетворительно и с низкий качеством организована техническая учеба, что отрицательно сказывается на состоянии безопасности движения. Руководители железной дороги (А.М. Корячкин, В.Г. Колмогоров) не обеспечили выполнение приказа министра от 8 января 1994 года № 1Ц «О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте», в части ответственности руководителей подразделений железной дороги за организацию безаварийной работы, внедрения технических средств безопасности движения, проявляют терпимость к серьезным недостаткам в работе заместителей начальника железной дороги, начальников служб и отделений железой дороги.
Главное управление перевозок МПС России, возглавляемое В.С. Захаренко не проявляет должной требовательности к руководителям железных дорог, отделений железных дорог по реализации разработанных министерством мер направленных на укрепление дисциплины и организацию безаварийной работы, недостаточно проводило работу по оказанию помощи Кемеровской железной дороге по разработке и внедрению технических средств, повышающих безопасность движения поездов.
Главным управлением локомотивного хозяйства (начальник управления В.В. Титов) не проводится необходимой работы по укреплении) дисциплины локомотивных бригад, повышению уровня технических знаний, умению четко действовать в нестандартных ситуациях, возникавших в поездной и маневровой работе.
Начальник главного управления по безопасности движения и экологии Г.Б. Якимов не предъявляет должных требований к руководителям управлений МПС, начальникам железных дорог и отделений железных дорог по устранению причин аварийности, резко ослабил руководство ревизорский аппаратом железных дорог.
Приказами начальников Кемеровской железной дороги и Тайгинского отделения железной дороги за неудовлетворительную организацию обеспечения безопасности движения и допущенное крушение электропоезда № 6304, повлекшее гибель пассажиров, виновные работники освобождены от занимаемых должностей или привлечены к дисциплинарной ответственности.
Отдельные выводы были сделаны и по другим работникам железнодорожного транспорта.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 866-р начальник Кемеровской железной дороги А.И. Корячкин освобожден от занимаемой должности.
За неудовлетворительную организацию контроля по выполнению правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, низкую требовательность к руководителям служб, отделений и предприятий железной дороги в обеспечении безаварийной работы и допущенное крушение электропоезда № 6304 повлекшие гибель пассажиров, освобожден от занимаемой должности главный ревизор по безопасности движения Кемеровской железной дороги А.Ф. Солодовник.
За необеспечение безопасности движения поездов в хозяйстве перевозок, самоустранение от проведения профилактической работы по предупреждению аварийности и допущенное крушение электропоезда № 6304 повлекшее гибель пассажиров освобожден от занимаемой должности заместитель начальника дороги - начальника службы перевозок Кемеровской железной дороги А.А. Мазур.
За упущения в руководстве ревизорский аппаратом железных дорог снижение требовательности к руководителям управлений МПС, железных дорог, отделений железных дорог по устранению нарушений безопасности движения поездов освободить от занимаемой должности начальник главного управления по безопасности движения и экологии МПС Г.Б. Якимов.
За необеспечение безопасности движения поездов, отсутствие необходимой требовательности к подчиненный и допущенное крушение электропоезда № 6304 повлекшее гибель пассажиров объявлен строгий выговор первому заместителю начальника Кемеровской железной дороги В.Г. Колмогорову.
За неудовлетворительную работу технических средств связи, невыполнение программы по оснащению станций техническими средствами против ухода вагонов, серьезные недостатки в обучении работников объявлен строгий выговор главному инженеру Кемеровской железной дороги В.А. Исаенко.
За необеспечение безопасности движения поездов, серьезные просчеты в руководстве отделения, низкий уровень технологической дисциплины и допущенное крушение электропоезда № 6304 повлекшее гибель пассажиров объявлен строгий выговор начальнику Тайгинского отделения Кемеровской железной дороги А.В. Маеру.
За недостатки в подборе и подготовке кадров, непринятие действенных мер по укреплению трудовой дисциплины на предприятиях железной дороги объявлен выговор заместителю начальника Кемеровской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Е.Н. Кулиничу.
Начальнику главного управления перевозок В.С. Захаренко указано на серьёзные недостатки в профилактической работе по обеспечению безопасности движения поездов в хозяйстве перевозок и прежде всего в вопросах предотвращения самопроизвольного ухода вагонов.
Новым начальником Кемеровской железной дороги был назначен Владимир Иванович Старостенко. Новым начальником главного управления по безопасности движения и экологии МПС России был назначен В.И. Яковлев, занимавший должность главного ревизора по безопасности движения Северной железной дороги.
Постановление № 16 выездной Коллегии Министерства путей сообщения под руководством Министра путей сообщения – председателя коллегии Г.М. Фадеева от 4 июня 1996 г. предусматривало:
В области первоочередных мер по предупреждению ухода вагонов со станции:
Запретить оставление подвижного состава на приемо-отправочных путях железнодорожных станций с неблагоприятым профилей (более 2,5 тысячных) не имеющих устройств, предупреждающих уход вагонов на маршруты приема и отправления поездов и прилегающих перегонов.
В кратчайший срок специально рассмотреть вопрос укомплектования командного состава отделов перевозок железнодорожных станций и ревизоров движения, обратив особое внимание на обеспечение безопасности движения в случаях управления одним начальником несколькими станциями.
Установить порядок, при котором открытие приемо-отправочных путей на железнодорожных станциях для движения поездов и маневровой работы после производства капитального, среднего ремонта, а так же других работ, вызывающих изменение профиля пути, разрешается только после представления дистанцией пути натурной съемки профиля указанных путей и его утверждения начальником отделения железной дороги.
Первому заместителю министра О.А. Мошенко, начальникам главных управлений перевозок В.С. Захаренко, локомотивного хозяйства В.В. Титову, по безопасности движения и экологии В.И. Яковлеву, в месячный срок подготовить и представить в установленном порядке на утверждение руководству министерства дополнение в п. 11.24 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, запрещающее машинисту локомотива, производящего маневры, отцеплять от состава локомотив до получения уведомления от руководителя маневров о закреплении вагонов по нормам установленным ТРА железнодорожных станций.
Начальнику главного управления перевозок В.С. Захаренко разработать и до 1 июля 1996 г. представить в установленном порядком на утверждение руководству министерства план внедрения стационарных тормозных упоров на 1997-2000 гг. по железный дорогам исходя из объемов их производства до 450 комплектов в год.
Директору ВНИИЖТа Л. Лисицыну обеспечить размещение заказов с учетом увеличения темпов выпуска тормозных упоров типа УТС всех модификаций. Начальникам железных дорог обеспечить финансирование указанных работ в соответствии с планом.
Начальнику главного управления пути С.А. Рабчуку, директору ВНИИЖТа А.Л. Лисицыну, заместителю начальника управления экономики и развития В.А.Королю в целях контроля и механизации съемки продольных профилей обеспечить ежегодную поставку на железные дороги, начиная с 1997 года по 4 путеизмерителя ЦНИИ-4. Начальникам железных дорог обеспечить финансирование поставок путеизмерителей ЦНИИ-4.
Директору ВНИИЖТа А.Л. Лисицыну, начальникам главных управления перевозок В.С. Захаренко, путевого хозяйства С.А. Рабчуку, заместителю начальника управления экономики и развития В.А. Королю организовать разработку и создание унифицированной модели путевого устройства, обеспечивающего закрепление вагонов на любом участке станционного пути.
Новому начальнику Кемеровской железной дороги В. И. Старостенко было поручено:
Организовать в течение 1996 года на каждом отделении железной дороги учебные центры для подготовки и повышения квалификации кадров, укомплектовав их необходимым техническим оборудованием, тренажерами, учебными пособиями, литературой и квалифицированными преподавателями, а также принять безотлагательные меры по доукомплектованию предприятий руководителями среднего звена, мастерами. В целях повышения уровня знаний этой категории работников организовать дополнительно переподготовку работающих специалистов, при необходимости провести проверку их знаний. В месячный срок организовать проверку вагоном-лабораторией качества радиосвязи дежурных по станциям и диспетчерского аппарата с локомотивными бригадами на всех участках железной дороги. Обнаруженные недостатки незамедлительно устранить. Обеспечить в 1996-1997 гг. выполнение работ по модернизации поездной и станционной радиосвязи, включая установку в необходимых количествах распорядительных станций, стационарных и локомотивных радиостанций. Провести реконструкцию и ремонт направляющих линий поездной радиосвязи протяженностью не менее 200 км.
В области усиления работы по обеспечению безопасности движения поездов
Заместителю министра А.Н. Кондратенко, начальнику главного управления локомотивного хозяйства В.В. Титову, учитывая специфику работы машинистов пассажирских поездов совместно с ВНИИЖТом и определить предельные сроки стажа работы машиниста, не повышающего свою квалификацию для присвоения очередного класса. До 1 октября 1996 г. подготовить и в установленном порядке внести изменения в «Положение о порядке присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонных поездов железнодорожного транспорта», в части повышения квалификационных требований при присвоении очередного класса.
Начальнику главного управления локомотивного хозяйства В.В. Титову, начальникам железных дорог: :
Обеспечить до 2000 года поэтапный переход на вождение пассажирских поездов машинистами 1 и 2 класса, в исключительных случаях разрешать вождение пригородных поездов машинистами 3 класса.
Кандидатура каждого машиниста 3 класса для вождения пригородных поездов должна персонально рассматриваться и утверждаться лично начальником железной дороги.
Разработать в месячный срок программу повышения квалификации машинистов 3 класса, используя для этой цели учебную базу локомотивных депо и дорожно-технических школ.
Начальникам железных дорог установить порядок:
- снижения премии работникам за нарушения требований безопасности движения;
- неуклонного обеспечения надлежащей трудовой и технологической дисциплины в вопросах безопасности движения поездов и прежде всего по закреплению вагонов.
- поощрения всех работников, связанных с обеспечением безопасности движения за вскрытие недостатков в вопросах безопасности и своевременное принятие мер по их предупреждению.
Начальнику главного управления перевозок В.С. Захаренко, начальнику управления кадров учебных заведений Н.М. Бурносову, директору ВНИИЖТа А.Л. Лисицыну, заместителю начальника управления экономики и развития В.А. Королю, ректору СПГУПС В.Е. Павлову до 1 октября 1996 г. разработать и представить на утверждение программу завершения исследований и внедрения на железных дорогах системы профотбора ведущих профессий хозяйства перевозок.
Начальнику главного управления вагонного хозяйства С.С. Барбаричу в июне 1996 г. приобрести за счет централизованных средств финансирования и направить на Кемеровскую железную дорогу 10 феррозондовых дефектоскопных установок ДФ-103 для контроля узлов и деталей тележек, корпусов автосцепок, тяговых хомутов, с внедрением их в августе 1996 г в вагонных депо этой железной дороги.
В области социальной защиты пострадавших.
Согласиться с планом действий Кемеровской железной дороги по обеспечении социальной защиты и оказанию помощи пострадавший и членам семей погибших при крушении электропоезда № 6304.
Заместителю министра А.О. Богдановичу, начальникам управлений кадров и учебных заведений Н.М. Бурносову, социального развития Г.Б. Сарафанову, врачебно-санитарного В.М. Сивилеву установить личный контроль за реализацией плана действий Кемеровской железой дороги по оказанию помощи семьям пострадавших и членам семей погибших при крушении электропоезда № 6304.
Заместителю министра А.О. Богдановичу, начальнику врачебно-санитарного управления МПС В.М. Сивилеву, начальнику Кемеровской железной дороги В.И. Старостенко обеспечить, в полной объеме долечивание, медицинскую и социальную реабилитацию и протезирование пострадавших при крушении электропоезда № 6304.
Первому заместителю министра И.С. Беседину, заместителю министра Ю.М. Герасимову, начальнику финансового управления А.В. Мартынчуку, начальнику главного пассажирского управления В.Н. Шатаеву рассмотреть вопрос о возможности распространения обязательного личного страхования от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта в пригородном сообщении. По результатам рассмотрения подготовить соответствующие предложения.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0064 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика