Сколько контейнеров на железных дорогах

 

По теме "контейнер"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Статистика парка железнодорожных контейнеров

В Советском Союзе до 1970-х годов в эксплуатации находились универсальные контейнеры весом брутто 5; 3 и 1,25 тонн.
Более 80% парка универсальных контейнеров принадлежало Министерству путей сообщения. Парк железнодорожных контейнеров к началу 1969 г. увеличился по сравнению с 1940 годом в 128 раз. Начиная с 1966 г. деревянные контейнеры железным дорогам не поставлялись и удельный вес их в парке с каждым годом уменьшался. На речном транспорте имелось примерно 100 тысяч деревянных 3-тонных контейнеров такой же конструкции, как и железнодорожные, и одинаковых с ними размеров. Основная масса речных контейнеров находилось в ведении Министерства речного флота РСФСР и только небольшое их количество эксплуатировало Днепровское речное пароходство Украины. Автотранспортные организации располагали незначительным парком преимущественно малотоннажных контейнеров, используемых для междугородных перевозок в прямом автомобильном сообщении.
Парк универсальных контейнеров МПС на 1 января 1969 г.
КонтейнерыВсегоВ том числе
тыс. физических единиц%металлическиедеревянные
тыс. единиц%тыс. единиц%
Всего724100,052872,919627,1
в т.ч. весом брутто:      
5 тонн506,950100,0--
3 тонны62686,543068,719631,3
1,25 тонн486,648100,0--

Изменение парка контейнеров за 1940-1968 годы
Инвентарный парк контейнеров на конец года, физ.единиц1940 г.1946 г.1950 г.1955 г.1960 г. 1965 г.1967 г.1968 г.
Всех типов 5634881963352286970422430 615959693880723880
5 тонн****136723857443848 49845
3 тонны****402750593302605928 626128
1,25 тонн****60083835344107 47907
* - данных о распределении контейнеров по типам не найдено

 В период от 1970 до 1990 г. доля отдельных типов контейнеров в парке МПС СССР составлила: крупнотоннажных - 62%, среднетоннажных  - 38%, среди которых основными являлись контейнеры массой брутто 5 т. Парк крупнотоннажных контейнеров в 1990 г. превысил 170 тыс. физических единиц.

Образование контейнерного парка железных дорог СНГ и Балтии

Распад Союза ССР вызвал необходимость разделения имущества МПС СССР. При разделе постоянные устройства и капитальные сооружения переданы в собственность вновь образованных независимых государств по месту их нахождения. Локомотивный парк и парк пассажирских вагонов бывшего МПС СССР, имеющие постоянную приписку к определенному депо, переданы в собственность по месту расположения пунктов приписки. Парк грузовых вагонов разделен между государствами в соответствии с методикой, базировавшейся на анализе размещения вагонов по территориям железнодорожных администраций в период 1985-1990 годов.
Вопрос разделения контейнерного парка начал обсуждаться в мае 1992 года.
Впервые этот вопрос был рассмотрен на 2 заседании Совета (6 мая 1992г. в г. Москве). На нем было принято решение одновременно с разделением вагонного парка МПС СССР начать соответствующую работу по разделению контейнерного парка. В соответствии с утвержденным на заседании Совета планом разработки системы использования, технического обслуживания и ремонта парков грузовых вагонов и контейнеров на сети железных дорог на 1992 год Дирекции Совета поручено до июня 1992 года представить на рассмотрение на заседании Совета проект методики расчета доли государств в общей собственности инвентарного парка, а ВНИИЖТ до июля 1992 года произвести соответствующий расчет, представленный на 3-м заседании Совета. Для пономерного разделения контейнеров ВНИИЖТ должен был представить в июне 1992 года согласованную методику физического разделения контейнеров (рассмотрена на 6-м заседании Совета). В октябре 1992 планировалось создание на дорогах и в ГВЦ МПС России базы данных по инвентарному парку контейнеров. В декабре ГВЦ МПС должен был произвести расчеты по разделению парка контейнеров, а Дирекция Совета - вынести на рассмотрение результаты расчета разделения парков (разделение балансовой стоимости завершено только в 1997 году). 
Одновременно ВНИИЖТу поручалась разработка проекта инструктивных указаний по принципам технического обслуживания, ремонта, технической приемки-передачи по стыкам и пунктам учета перехода вагонов и контейнеров при совместном использовании с рассмотрением их в сентябре на заседании Совета.  В целях уточнения фактического наличия и состояния контейнерного парков было решено произвести на всех железных дорогах государств -участников СНГ и Балтии перепись контейнеров до 1 июля 1992 года. Разработка программы переписи, порядка представления и обработка данных переписи на ИВЦ железных дорог, а также печатание и рассылка необходимых бланков поручалась МПС России. Это решение выполнено не было.
Во исполнение решений Совета была создана рабочая группа, которой была подготовлена методика долевого разделения собственности парка контейнеров исходя из фактического наличия контейнеров на железных дорогах сети по статистической отчетности КЭО-4 за 1991 год.
На 3-м заседании Совета (25 июня  1992 года в г. Киеве) эта методика была рассмотрена. Совет постановил утвердить предложенную Методику долевого разделения, однако в связи с изменением в 1991-1992 годах границ железных дорог произвести перерасчет наличия парка контейнеров на основе фактических данных 1991 года.
Рабочей группе было поручено  также рассмотреть предложение Армянской железной дороги об учете сложившихся в 1991 году обстоятельств, вызвавших сокращение наличия парка. Железнодорожным администрациям до завершения разделения парка установлено приостановить исключение контейнеров из инвентаря с 1 июля 1992 года. Для тех железнодорожных администраций, которые допустят исключение из инвентаря после этой даты контейнеры при разделении подлежали изъятию в размере исключенных.
На 5-м заседании Совета (20 октября 1992 года в г. Минске) было принято решение согласиться с проектом Соглашения о разделении инвентарных парков контейнеров бывшего МПС СССР  между государствами - участниками государств Содружества и Балтии и их дальнейшем совместном использовании и подготовить этот документ для подписания главам государств.
На 6-м заседании Совета (20 ноября  1992 года в г. Кишиневе) была рассмотрена Методика разделения инвентарного парка контейнеров и долевое и количественное разделение инвентарного парка контейнеров. Совет принял решение утвердить Методику пономерного разделения и итоговые данные долевого и количественного разделения инвентарного парка контейнеров МПС СССР между государствами. Утвержденные на заседании Совета результаты расчета доли государств в общей собственности инвентарного парка основывались исходя из фактического наличия контейнеров на железных дорогах сети по статистической отчетности КЭО-4 за 1991 год, с учетом изменений в 1991-1992 годах границ железных дорог.
Анализ исходных данных при разделении приведен на диаграмме.
Инвентарный парк контейнеров перед разделением
Инвентарный парк контейнеров перед разделением
>
Как видно из диаграммы данные инвентарного наличия по отчету АГО-19, книгам учета ВУ-63-К и результатами переписи 1990 года отличаются друг от друга. Если разница между первыми двумя относительно небольшая (в книги учета не внесены 31,6 тысяч среднетоннажных контейнеров, и не исключены по списанию 6 тысяч крупнотоннажных), то данные переписи мало подтверждают фактическое наличие парка. В сравнении с ними объем верных номеров при выверке книг ВУ-63К составил 69%, крупнотоннажных - 61%. Из общего количества номеров, которые подлежали дополнительной проверки по книгам ВУ-63 К было подтверждено переписью только 29% номеров.
Таким образом, разделение парка происходила на неподтвержденной переписью наличием. Происходило деление не фактических контейнеров, а их номеров.
В результате долевого разделения МПС России получил 68,3% всех контейнеров от общего количества, Укрзализныця -13,4%, железные дороги Казахстана и Узбекистана - около 5% каждая, Азербайджанская, Белорусская и Молдавская дороги - 1- 2% каждая, остальные железнодорожные администрации - менее 1%. В 1994 году была попытка произвести корректировку квот с учетом приобретения новых и списания старых контейнеров. Но предложения ВНИИЖТ не были принятыми железнодорожными администрациями.
Количество выделенных контейнеров каждой железной дороги
Железная дорогаКоличество выделенных контейнеров (всего)Доля из общего парка
Азербайджанская190931,51%
Армянская81310,64%
Беларусская249291,97%
Грузинская98020,77%
Казахские558564,41%
Киргизская24120,19%
Латвийская95360,75%
Литовская71560,57%
Молдавская130691,03%
Российские86524568,34%
Туркменская140991,11%
Среднеазиатская628354,96%
Украинские16898813,35%
Эстония48630,38%
Всего1266014 100%

Закупка (поставка новых) и исключение из инвентаря контейнеров железнодорожными администрациями привело к изменению этих долей. На конец 1998 года 96% контейнеров принадлежали Российским железным дорогам, около 2% - железным дорогам Украины. Доля всех остальных администраций составляет 0,1-0,7%. Так отнеслись к своему инвентарю железные дороги СНГ и Балтии.

Ведение инвентарного парка железнодорожных администраций.

Распределение контейнеров по железнодорожным администрациям потребовало уточнить их номерной перечень и принять меры и исправлению ошибок допущенных при делении парка.
Сравнение номерной базы данных ГВЦ МПС РФ с записями по книгам учета формы ВУ-63К показало, что не все контейнеры номерной базы данных подтверждены записями в книгах ВУ-63К. Кроме того среди номеров контейнеров в ГВЦ МПС РФ были обнаружены номера старой системы (до 1983 года), с нумерацией не соответствующие системой МПС, искаженные номера, номера, которые не отпускались ЦЧУ заводам-изготовителям, повторяющиеся номера (двойные, тройные и т.д.).Эти ошибки были исправлены в процессе выверки номерной базы контейнерного парка, проведенной в 1996 году. В процессе выверки в ГВЦ формировался автоматизированный банк данных (АБД ПК). В результате на 31 декабря 1996 года была сформирована эталонная база, рассмотренная на заседании Совета и розданная всем железнодорожным администрациям. Она содержала всего 289,5 тысяч трехтонных, 483,2 тысячи пятитонных и 182,3 тысячи крупнотоннажных контейнеров.
Количество официально зарегистрированных железнодорожных контейнеров
Дата учета контейнеров всех железнодорожных администраций Количество контейнеров
Трехтонные Пятитонные Крупнотоннажные
26 июня 1996 г. 286138 492439 178782
31 декабря 1996 г. 289531 483242 182334

С тех пор выверенная база данных постоянно поддерживается в актуальном режиме. На железных дорог сформированы дорожные картотеки. С ИВЦ дорог в ГВЦ ежесуточно поступает информация о всех изменениях в номерах контейнеров (поступление новых, исключение из инвентаря, изменения собственника, перенумерование). Проведенные изменения передаются на дорожных уровень, чем поддерживается актуальность дорожных картотек.
Часть реквизитов АБД ПК составляют технические сведения о контейнере. Эта информация заполняется из разработанного и согласованного железнодорожными администрациями технического паспорта на контейнер, как единого унифицированного документа для ведения инвентарного учета парка контейнеров стран СНГ и Балтии. Технический паспорт на контейнер содержит данные о номере, принадлежности контейнера, стоимостных показателях, сведения о последнем ремонте. Паспортизации подлежали все контейнеры принадлежности любой железнодорожной администрации как полученные после разделения контейнерного парка, так и вновь приобретаемые. Но паспортизация продвигалась крайне медленно в первую очередь из - за отсутствия реальных данных о дислокации контейнеров для отправления их в вагонные депо.

Анализ переписей контейнерного парка

Одним из видов контроля за полнотой охвата учета контейнерного парка является общесетевая перепись контейнеров. Как показал анализ, перепись за последние 25 лет проводилась неравномерно. Если в 70-е годы перепись проводилась ежегодно, то уже начиная с 1979 года происходит постепенное увеличение разрыва между переписями до 3-5 лет. Это привело к ослаблению контроля за состоянием контейнерного парка, увеличения недостоверности к системе учета. Практически ни одна перепись контейнерного парка не могла быть признана удовлетворительной.
Сравнение результатов переписей показывает, что несмотря на рост учтенных переписями контейнеров (818097 в 1973 году и 1085132 в 1990 году) количество переписанных контейнеров принадлежности МПС СССР в период 1973 -1974 годов увеличилось с 769311 до 793769, а в последующие годы уменьшилось до 701909 по переписи 1990 года. В то же время по данным Госкомстата на 1 января 1990 года парк контейнеров Министерства путей сообщения составлял 1179,4 тысяч контейнеров в физ. единицах и 2476,4 условных. Таким образом, переписью было охвачено только 60% инвентарного парка контейнеров.
Посмотрим каковы же результаты четырех переписей после 1 января 1990 года.
Перепись 1990 года. 10 октября 1990 года была проведена последняя в СССР натурная номерная перепись контейнеров, принадлежащих МПС, Министерствам морского и речного флота, другим министерствам и ведомствам, организациям и иностранным владельцам. Переписи подлежали груженные и порожние контейнеры, исправные и неисправные массой брутто 3 тонны и выше, на всех видах транспорта в т.ч. за границей. В течении двух дней после переписи был организован контроль полноты охвата переписью контейнеров на контейнерных площадках, пунктах перехода между дорогами, пунктах передачи контейнеров на новостройки и порты. На все контейнеры, на которых не оказывалось мелового знака следовало составить переписные списки на натурных листах и представить НЧ для включения в общие результаты и обработки.
Однако 100% охвата переписью достичь не удалось. Несколько пароходств на Дальневосточной ж.д. и Ленское пароходство Восточно-Сибирской ж.д. не представили результаты переписи. В результате было вновь переписано только 60% контейнеров МПС СССР. Переписью выявлено на 284,6 тысяч условных контейнеров меньше балансового наличия. По этой причине была произведена соответствующая корректировка балансового наличия на минус 54 тысячи условных контейнеров.
Перепись 1994 года. После образования независимых железнодорожных администраций и Совета по железнодорожному транспорту вопрос о переписи контейнерного парка поднимался неоднократно. Впервые было принято решение провести перепись в 1992 году по результатам разделения контейнерного парка, но оно не было выполнено. Позднее удалось согласовать проведение переписи в сентябре 1994 года и 15 сентября 1994 года в соответствии с решением 11 заседания Совета она была проведена. Перепись осуществлялась только на железных дорогах государств-участников Соглашения. На момент переписи балансовое наличие составляло 632948 среднетоннажных контейнеров и 158912 крупнотоннажных. Переписано среднетоннажных 319748 контейнеров или 50,5% от балансового наличия и 77443 крупнотоннажных контейнеров (48,7% от балансового наличия).
На ряде дорог (Азербайджанской, Грузинской, Киргизской, Молдавской, Туркменской и Эстонской) фактическое общее наличие всех переписанных контейнеров оказалось больше балансового. Так на Азербайджанской превышение составило 16,3%, на Грузинской - 90,6%, на Туркменской в 2, 76 раза. На дорогах России, Украины, Белорусской, Среднеазиатской и Литовской количество переписанных контейнеров составило 45-60% от балансового наличия.
Наличие крупнотоннажных контейнеров, выявленных переписью, оказалось больше балансового наличия на Азербайджанской, Белорусской, Туркменской и Латвийской ж.д. в среднем на 5-10%.
Принятое решение об изменении по результатам переписи балансового наличия только на железных дорогах и ж.д. администрациях, на которых количество переписанных контейнеров оказалось больше балансового наличия привело к искажению картины действительного размещения контейнерного парка.
Переписью выявлено значительное число неисправных контейнеров. Их доля составила 22% от числа переписанных, в т.ч. из этого количества 39029 контейнеров требовали текущего ремонта.
Размещение контейнеров принадлежности железнодорожных администраций, показало, что хотя в целом из 305,5 тысяч контейнеров 224 тысячи находились на территории своей железнодорожной администрации на эти результаты влияют данные по российским контейнерам. Без учета парка МПС России на территории своей администрации находились только 47% переписанных контейнеров.
Анализируя эти результаты можно сделать вывод, что действующая в то время система учета была недостоверна. Основной ошибкой в организации переписи явилось проведение ее только на железных дорогах, без охвата предприятий морского и речного транспорта, складов клиентуры. Перепись показала несостоятельность организации взаиморасчетов между железнодорожными администрациями на основе балансового метода.
Необходимо было изменить методологию оперативного и статистического учета наличия и дислокации контейнерного парка; улучшить методику организации проведения очередной переписи и выверки инвентарного парка контейнеров. Встал остро вопрос и об ускорении разработки АСУ пономерного учета контейнерного парка.
Перепись 1997 года. В соответствии с решением заседания Совета 17 сентября 1997 года состоялась очередная перепись контейнерного парка на железнодорожных администрациях государств - участников Соглашения.
Перепись проводилась единовременно на всех железных дорогах, морском, речном и автомобильном транспорте, в портах и на пристанях, за границей, на новостройках, у грузоотправителей и грузополучателей, а также в транспортно-экспедиционных предприятиях и в пунктах постройки контейнеров.
В процессе подготовки к переписи были учтены недостатки предыдущей переписи, разработано специальное программное обеспечение, позволяющее выявлять ошибочные записи в переписных листах. Это позволило выявить 25% ошибочных записей, классифицировать их по типам ошибок.
Перепись выявила 117,4 тысяч неисправных контейнеров, что составляет 28% от числа переписанных из которых требуют текущего 37% контейнеров. Свыше 11 тысяч неисправных контейнеров на момент переписи находились не на администрациях-собственницах.
Сравнение буквенного кода и цифрового номера переписанных контейнеров с выделенным диапазоном показало, что на имеются контейнеры с номерами соответствующими принадлежности морского или речного транспорта на которые нанесен код принадлежности железнодорожных администраций.
Сравнение переписанных номеров с функционирующей в ИТЦ (Информационно-техническом центре) ГВЦ МПС России автоматизированной базой данных контейнеров (АБД ПК) показало, что переписано только 27% контейнеров, зарегистрированных в базе данных и выявлено 53 тысячи контейнеров не зарегистрированных на момент переписи в АБД ПК, но имеющих код принадлежности железнодорожным администрациям. Как известно, каждая железнодорожная администрация должна после международной регистрации своего парка произвести перенумерацию контейнерного парка. В процессе обработки результатов переписи было обнаружено почти 4 тысячи контейнеров с буквенными индексами RZDU, неправильным контрольным знаком и отсутствующими в АБД ПК. После программного исправления индекса номера контейнера на SZDU контрольный знак оказывался верным и номер контейнера обнаруживался.
Перепись показала, что почти 22 тысячи контейнеров имели на борту собственника отличного от зарегистрированного в АБД ПК. Так, например, переписью выявлено 458 контейнеров, которые по базе данных не имеют собственника, а по материалам переписи на них нанесен трафарет собственника «Российские железные дороги» и наоборот, у 67908 контейнеров при переписи не выявлен трафарет собственника, а при сравнении с АБД ПК эти контейнеры числятся как принадлежность Российских железных дорог.
Обнаружено значительное количество контейнеров с повторяющимися номерами. Выявлены контейнеры, одинаковый номер которых повторяется на двух, трех и даже четырех контейнерах.
Были выявлены контейнеры у которых нумерация отличалась от общепринятой системы: например, для среднетоннажных номера начинаются не с 3 и 5, как определено стандартом, а с других цифр, для крупнотоннажных буквенный индекс состоит из двух или трех символов.
По результатам переписи было уменьшено балансовое наличие контейнерного парка на железных дорогах государств-участников Соглашения на 437,6 тысячи физ. контейнеров.
На основе действующей в опытной эксплуатации АСУ пономерного учета был разработан механизм постоянного контроля за количеством переписанных контейнеров. Это позволило за первые 5 месяцев 1998 года дополнительно выявить на дорогах сети 18 тысяч зарегистрированных и 29 тысяч незарегистрированных в АБД ПК универсальных контейнеров железнодорожных администраций. Это позволило сделать вывод о вновь неполном охвате переписи, невозможности корректировки в АБД ПК, и разработать механизм дальнейшей выверки базы данных .

Основные недостатки в балансовом учете наличия контейнеров

Основные причины расхождения результатов переписей с балансовым наличием обнаруживаются в многолетней сложившейся практике учета контейнерного парка.
До 1 апреля 1991 года балансовый учет контейнеров осуществлялся в условных единицах. Это программировало ошибку, вводило двойственность в учете контейнеров: поставка и списание, перепись осуществлялись в физических единицах, текущий учет - в условных.
На 15-м заседании Совета были утверждены и с 1 сентября 1996 года введены в действие новые Инструктивные указания о порядке составления отчетных и учетных форм по перевозкам грузов в контейнерах. В них был полностью переработан отчет формы КЭО-4 «Отчет о наличии и использовании контейнеров», дополнены разделы в отчетах КЭО-3 «Отчет о движении контейнеров», КЭО-1 «Отчет о контейнерных перевозках и простое контейнеров», КЭО-2 «Отчет об отправлении контейнеров по станциям назначения». В этих отчетах появилась возможность охватить учетом контейнеры принадлежности железных дорог на любом виде транспорта, учет охватывает все контейнеры в любом состоянии, введен учет контейнеров собственных, принадлежности организаций и фирм, находящихся на железнодорожном транспорте. На основании отчета КЭО-2 появилась возможность детальнее рассмотреть контейнеропотоки при разработке плана формирования вагонов с контейнерами.
Рост числа собственных контейнеров также оказывал влияние на качества учета. В те годы отсутствовала технология, которая позволяла исключать контейнеры, выданные вместе с грузом из балансового наличия отделения, железной дороги, железнодорожной администрации.
Имелись случаи недостоверного учета и при переходе контейнеров по межгосударственным стыковым пунктам. Такая ситуация в разное время обнаруживалась на железнодорожных администрациях: России, Грузии, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана. Как известно, основным документом, являющимся первоисточником для учета перехода контейнеров с дороги или отделения на другие является натурный лист. Наличие контейнеров в поезде кодируется кодами «00200 - среднетоннажные контейнеры», «00300 - крупнотоннажные контейнеры», «69304 - контейнеры специальные грузовладельца», «69305 - контейнеры универсальные в ремонт и из ремонта», «39115 -контейнеры универсальные». Графа «Количество контейнеров», согласно Инструкции по составлению натурного листа поезда заполнялась в большинстве случаев при наличии кода груза «00200» или «00300», и соответственно, контейнеры следующие под другими кодами из учета выпадали.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0046 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика