Появление электродвигателя

 

По теме "электричество"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Первые опыты с электрическим двигателем. Профессор Столетов. Начало передачи электроэнергии на расстояния.

Великие русские электротехники в лице Петрова, Яблочкова, Лодыгина, Славянова, Попова чрезвычайно расширили области применения электричества для самых разнообразных практических целей.
В то же время русские инженеры немало способствовали и дальнейшему совершенствованию генераторов электрического тока. Особенную услугу инженерам-электротехникам в этом деле оказала докторская диссертация знаменитого русского физика Александра Григорьевича Столетова: «О функции намагничения железа». С помощью измерений, которые впервые проделал в своей работе Столетов, определяется теперь магнитная проницаемость для различных сортов железа и стали и на основе этих данных ведётся проектирование всех генераторов и моторов в электротехнике.

Профессор А. Г. Столетов
Хотя диссертационная работа Столетова имела чисто теоретический характер, Александр Григорьевич как типичный представитель передовой науки указывал в заключении и на практическое значение произведённых им исследований:
«Изучение функции намагничения железа может иметь практическую важность при устройстве и употреблении как электромагнитных двигателей, так и тех магнито-электрических машин нового рода, в которых временное намагничение железа играет главную роль... Знание свойств железа относительно временного намагничения так же необходимо здесь, как необходимо знакомство со свойствами пара для теории паровых машин». Работы Столетова положили начало теоретическим исследованиям вопросов электротехники, до того развивавшейся в основном эмпирическим путём. Это было начало нового периода развития электротехники. Теоретические исследования стали намечать правильные пути для разрешения вопросов, связанных с конструированием электрических машин и дальнейшим использованием электричества как энергетического источника.
Если в первом периоде развития электротехники всеобъемлющей проблемой являлась проблема создания генераторов электрического тока, то во втором периоде, когда эти генераторы были созданы, задача стала сводиться уже к тому, чтобы использовать их во всей полноте их возможностей для практических нужд. Препятствием для широкого использования электроэнергии являлась невозможность передавать энергию на значительное расстояние от места производства её до места потребления.
И эта задача величайшего значения была разрешена русскими учёными и инженерами.
В 1880 году старейший русский журнал «Электричество» в ряде номеров начал публикацию статей профессора физики Петербургского лесного института Дмитрия Александровича Лачинова о применении электродвигателей и о передаче электрической энергии. Профессор Лачинов указал, что дальнейшее промышленное использование электродвигателей зависит не от их конструкции, а от возможности «провести механическую силу к рабочему, вместо того, чтобы заставлять его приходить к источнику силы». В результате своих теоретических соображений русский учёный предложил для передачи «электрической силы, распределяемой подобно воде и газу», пользоваться токами высокого напряжения, но малой силы. Этим предложением воспользовался ассистент профессора Столетова, талантливый изобретатель и конструктор Иван Филиппович Усагин. Летом 1882 года на Всероссийской промышленной выставке он осуществил такую передачу электроэнергии на значительное расстояние для освещения выставки.
Следуя тому же простому предложению Лачинова, француз Марсель Депре, сначала в Париже в 1881 году, а затем в Мюнхене в 1882 году демонстрировал свои установки передачи электроэнергии.
Эти опыты произвели огромное впечатление, так как открывали широчайшие возможности для использования вторичного двигателя повсюду, где имеется нужда в механическом двигателе, однако вне зависимости от местонахождения генератора электрического тока.
В известном письме своём к Э. Бернштейну Энгельс писал: «Паровая машина научила нас превращать тепло в механическое движение, но использование электричества откроет нам путь к тому, чтобы превращать все виды энергии — теплоту, механическое движение, электричество, магнетизм, свет— одну в другую и обратно и применять их в промышленности. Круг завершён. Новейшее открытие Депрэ, состоящее в том, что электрический ток очень высокого напряжения при сравнительно малой потере энергии можно передавать по простому телеграфному проводу на такие расстояния, о каких до сих пор и мечтать не смели, и использовать в конечном пункте, дело это ещё только в зародыше, — это открытие окончательно освобождает промышленность почти от всяких границ, полагаемых местными условиями, делает возможным использование также и самой отдалённой водяной энергии, и если вначале оно будет полезно только для городов, то в конце концов оно станет самым мощным рычагом для устранения противоположности между городом и деревней. Совершенно ясно, что благодаря этому производительные силы настолько вырастут, что управление ими будет всё более и более не под силу буржуазии».
Открывая широчайшие перспективы перед электродвигателем, опыты Усагина и Депре, конечно, ещё не осуществляли этих перспектив. Практическое значение передачи электроэнергии на расстоянии приобрела только после того, как в 1890 году блестящий русский инженер Михаил Осипович Доливо-Добровольский сконструировал олень простой и удобный «асинхронный» электродвигатель трёхфазного тока. Совместно с другим русским инженером, Робертом Эдуардовичем Классоном, он построил линию электропередачи в Германии между Лауфеном и Франкфуртом, начавшую работать 25 августа 1891 года. Эта историческая линия показала возможность передачи электроэнергии с незначительными потерями от генератора тока к потребителю на расстояние в 175 километров. То был крупнейший успех электротехники. Началось применение электропередач на большие расстояния, открывшее, в свою очередь, возможность использования, прежде всего, гидравлических двигателей для производства дешёвой энергии, а также и паровых машин, работающих на местном топливе.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0061 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика