Памятники на железной дороге

 

По теме "история"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Паровоз серии Ь в Рославле

Скачать эту картинку на мобильный телефон Паровоз серии Ь в Рославле

Паровозы на пьедесталах

Люди издавна с уважением относились к технике, заменявшей тяжелый труд человека. Машины вообще берегли и лелеяли, как живые существа. Особенно это свойственно тем, кто напрямую имел и сегодня имеет дело с локомотивами, довольно сложными в техническом отношении агрегатами. И даже отбегавшие свое паровозы-старички не всегда попадали под автогенный «скальпель». Некоторые из них сегодня можно увидеть перед крупными депо, где застыли они на постаментах.
Паровоз серии П36
Паровоз серии П36
А рассказываю я это к тому, что есть локомотивы, судьба которых заслуживает особого внимания. Вот и в центре Челябинска, рядом с Дворцом культуры железнодорожников, увидел американский декапод — этакую 130-тонную махину, о котором был достаточно наслышан от многих ветеранов-паровозников. Намаялись они в свое время с «американцем», имевшим пять пар ведущих колес, прожорливый котел, доверху засыпанный углем тендер.
И вдруг не отечественный паровоз, а эта махина иностранного производства — на пьедестале в центре Челябинска! Поневоле заинтересуешься его историей. Пришлось листать подшивки старых газет и журналов, рыться в музейных архивах, встречаться и разговаривать подолгу с ветеранами. Вот что удалось выяснить.
В 1920 году ситуация с железнодорожным транспортом в России складывалась напряженная. В ходе гражданской войны большая часть техники оказалась разбитой. Из строя были выведены многие тысячи километров пути. Страна Советов остро нуждалась в локомотивах, без которых невозможно было наладить экономические связи центра с районами, где выращивался хлеб, велась добыча полезных ископаемых. В то время каждый паровоз был на особом счету. Именно в то тяжелейшее время произошли событии, заслуживающие того, чтобы рассказать о них.
Для начала приведу выдержку из постановления общего собрания рабочих, мастеровых и служащих узла от 18 апреля 1920 года: «...принимая во внимание острый недостаток в Центре в паровозах, мы, рабочие станции Челябинск, идя навстречу нашим товарищам-братьям Центральной Советской Республики и желая оказать им помощь, шлем им в память 50-летия В. И. Ленина созданный из совершенного мертвеца своим бесплатным коммунистическим упорным трудом живой паровоз-гигант «Красный коммунар». Мы "приложим максимум энергии для восстановления железнодорожного транспорта».
Простим авторам их высокопарный слог и витиеватый стиль, хотя, как представляется, не один час мудреные головы напрягали свой ум при составлении исторического документа. Люди, сделав большое дело, были переполнены гордостью за свершенное и чувством исполненного долга.
В деповском музее я переходил от экспоната к экспонату, всматривался в открытые лица, запечатленные на пожелтевших фотографиях, и мысленно переносился в то незабываемое время. Было над чем задуматься...
Но вот и первый документ. Газета «Советская правда» от 7 марта 1920 года сообщала, что «... в паровозных мастерских артелью рабочих во внеурочные часы ремонтируется гигантский паровоз американской системы. Работало в разное время 174 человека, причем на каждого в среднем приходилось 8,8 часа рабочего времени. Ремонт выполнен в размере 75 процентов. Производительность труда на 225 процентов выше нормы».
Таким оказалось первое скромное упоминание о «Красном коммунаре», дальнейшая судьба которого стала поистине удивительной. Тут самый раз вспомнить о слесарях депо Челябинск С. Муранове и А. Гундареве, в начале апреля 1920 года случайно обративших внимание на «американца», брошенного на старых путях в Чурилове, и решивших его восстановить. Техническое состояние и внешний вид декапода поначалу не вызывали особого энтузиазма.
С оптимизмом отнесся к предложению отремонтировать паровоз-гигант коллектив депо. На митинге рабочие были единодушны в решении — «оживить» локомотив. Трудность состояла в том, как поднять 130-тонную махину. Ведь тогда, по свидетельству участника ремонта Г. Лементугова, и домкратов-то соответствующих не было.
Прицепили декапод к другому локомотиву и повезли его в Челябинск. Несколько часов ходил вокруг «американцах опытный слесарь, мастер золотые руки С. Муранов. Потом обратился к товарищам по работе: «Ну что, хлопцы, дадим вторую жизнь декаподу? Вот будет подарок Владимиру Ильичу Ленину...» Предложение ветерана было встречено с энтузиазмом. Да и время тогда было особенное. Никаких трудностей рабочий класс не боялся. Наоборот, они, эти трудности, прибавляли энергии, будили смекалку и находчивость В выходные дни, задерживаясь допоздна, работали люди не чувствуя усталости.
В музее хранится летопись тех боевых дней. Есть фамилии наиболее одержимых. Среди них высококлассные ремонтники Ф. Платунов, Ф. Кораблев, М. Напольский В. Моисеев, И. Шалонкин, В. Пивкин, М. Горненко, многие другие. Организатором и вдохновителем всего ремонта, как свидетельствуют документы, являлся комиссар узла Д. Мешин.
И вот машина вздохнула, обдав собравшихся клубам пара. Кто же поведет обретший вторую жизнь локомотив гигант в первую пробную поездку? Опытных машинистов тогда в депо хватало. Да уж больно честь велика. Выбор остановили на машинисте Ф. Альбове, человеке немногословном в совершенстве знавшем паровозное вождение.
Вздрогнув всем телом, локомотив медленно двинулся из Челябинска в сторону Шумихи. Вот сейчас пишу эти строки и мысленно представляю себе десятки лиц, застывших в напряженном ожидании. Как поведет себя машина в пути! Не закапризничает ли? Результаты, как сообщает летописец превзошли все ожидания. Декапод развил скорость в 60 км/ч.
Это было только началом грандиозной эпопеи, выпавшем на долю паровоза-гиганта. Коллектив решил не просто от править его своим ходом в Москву, где каждый локомотив был на счету, но и послать в центр страны эшелон с хлебом И это, заметьте, уважаемый читатель, происходило в апреле 1920 года, когда в России свирепствовали голод и разруха каждый пуд зерна был на счету. Вдумайтесь в этот факт люди добрые. Мы сегодня скандалим в очередях, зло смотрим друг на друга, локтями готовы пробить себе дорогу к прилавку. Да что же с нами происходит? А в те годы...
Когда в Челябинске был объявлен добровольный сбор хлеба, к станционным путям, где формировался состав потянулись подводы с зерном. Да что там подводы, несли кто сколько мог. Люди, в основном железнодорожники, сами не всегда сытые, отрывали от себя последнее. 200 пудов прислали паровозники из знаменитого Златоуста. Этот хлеб который очень не помешал бы их семьям, они получил за перевыполнение производственных заданий по ремонту локомотивов. Хлеб и мука поступили из Троицка и Кургана — крупных железнодорожных узлов Южно-Уральской дороги. Та было исстари. Беда сплачивала людей, объединяла в едино порыве доброты. Всего собрали 27 тысяч пудов.
Эшелон с хлебом и мукой, во главе которого под парам стоял сияющий свежий декапод, требовалось доставить в срок и точно по назначению. Нужно было выбрать делегатов которые поведут состав с бесценным грузом от Челябинск до Москвы. Тут просто опытными машинистами и кочегарам не обойтись. Ведь им предстояла встреча с трудовыми коллективами Москвы, а значит нужны были люди грамотные с широким кругозором, способные рассказать о том, как живут и трудятся южноуральские железнодорожники, в частности — челябинцы.
На рабочем собрании избрали троих — С. Муранова, И. Михалевича и А. Гундарева. Это кадровые рабочие, активно участвовавшие в ремонте локомотива. Единодушно были названы первоклассные машинисты Ф. Альбов и С. Новожилов, уже опробовавшие декапод в работе. Помощниками к ним назначили К. Гарагулю и Ф. Малахова, кочегарами — В. Хохлова и Ф. Блинова. Для сопровождения выделили охрану.
О Михалевиче нужно сказать особо. Участник революционных событий 1905 года в Питере, он трудился на Путиловском заводе. Потом был выслан. Из ссылки бежал в Челябинск. Работал в депо. Затем руководил местной транспортной потребкооперацией. Вот что он писал в своих воспоминаниях: «Обычно эшелоны с продовольствием от Челябинска до Москвы шли 10—12 суток. Пути восстанавливались медленно. Паровозам не хватало угля. Нам и вовсе не повезло. От Чишмы стали снабжать сырыми дровами. Скорость сразу упала. Между Бугульмой и Симбирском (ныне г. Ульяновск) мост оказался взорванным. Тем не менее, преодолев все трудности, через трое с половиной суток локомотивные бригады привели поезд на станцию Перово. Я остался сдавать хлеб, а остальные с паровозом и четырьмя теплушками поехали на Казанский вокзал...»
Здесь Муранова и Гундарева ждали. В автомобиле челябинских деповчан повезли в Кремль. Управляющий делами Совнаркома Бонч-Бруевич сказал: «Подождите, я доложу о вас Владимиру Ильичу...» Беседа с Лениным была короткой. Он поинтересовался, сколько они добирались, как ехали.
— Трое с половиной суток? — не скрывая удивления, переспросил Владимир Ильич. — А вот товарищи из Нарком-пути толкуют, что эшелоны с хлебом раньше, чем за 10— 12 дней с Урала в Москву не доставишь. Запишите себе, Владимир Дмитриевич, -- обратился Ленин к Бонч-Бруевичу, — потолкуем об этом на коллегии Наркомата...
Домой челябинцы отправились с письмом Бонч-Бруевича для деповчан. Оно и сегодня хранится в Центральном государственном архиве Октябрьской революции. Вот короткие выдержки из него: «Товарищам Муранову и Гундареву, прибывшим с поездом хлеба из Челябинска под названием «Красный коммунар». Сим удостоверяется, что вверенный Вам поезд с хлебом прибыл в Москву своевременно в полной исправности... Та горячая благодарность, которую В. И. Ленин выразил в лице Вашем всем товарищам сибирякам, пригнавшим так скоро в голодную Россию прекрасный сибирский хлеб в таком большом количестве, ясно свидетельствует, до какой степени вождь Российской революции и вместе с ним все товарищи чувствуют Ваше настоящее пролетарское дело. Прошу Вас, товарищи, передать всем сибирякам наш самый горячий привет и твердую убежденность в том, что в настоящее трудное время, когда польские паны, польские помещики, капиталисты поднялись против Украины и России, желая во что бы то ни стало задушить нашу революцию. Вы, сибиряки, так долго страдавшие под гнетом белогвардейщины и мощно сбросившие его, пойдете на помощь России неудержимыми батальонами...» Внизу стояла подпись управляющего делами Совнаркома РСФСР.
С тех памятных событий минули десятилетия. И вот однажды челябинский краевед, потомственный железнодорожник А. Козырев заинтересовался дальнейшей судьбой «Красного коммунара».
— Где он теперь, знаменитый «американец»? — спросил Александр Иванович ветеранов и работников музея. — Хорошо бы его найти и вернуть в Челябинск. Ведь с ним столько связано событий...
Поиски начали через газету «Гудок», опубликовав 3 сентября 1957 года воспоминания С. Муранова о «Красном коммунаре». Материал проиллюстрировали снимком 1920 года: на фоне паровоза-гиганта стоят рабочие, отремонтировавшие его.
Спустя месяц из города Свободный, что в Амурской области, пришло сообщение: паровоз ЕС350 находится там. Но что самое удивительное, и через три с лишним десятилетия ветеран был в полном порядке. Он исправно служил на одном из предприятий комбината «Дальвостокуголь».
Вскоре начальник Амурской дороги получил распоряжение МПС: заменить «Красный коммунар» любым другим исправным паровозом, а декапод вернуть в Челябинск. И вот сбылась мечта южноуральцев. Через 40 лет «Красный коммунар» занял свое место на постаменте в самом центре Челябинска, рядом с Дворцом культуры железнодорожников (Челябинск, улица Цвиллинга, 54). Вместе с ветераном депо Челябинск Владимиром Евгеньевичем Зуевым поднимаемся по широким ступеням. Американский декапод сегодня не кажется гигантом, хотя своими размерами будит воображение. На высоком постаменте, обрамленном голубыми елями, он, кажется, летит в свете неоновых огней, напоминая сегодняшнему поколению о трудовом подвиге их дедов.
Любители железных дорог из разных городов сообщают локомотивах, установленных на постаменты как памятники славной истории железнодорожного транспорта. «Наши курганские железнодорожники — говорит учитель Н. А. Семенов,— проявили себя самоотверженным трудом в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году они завоевали знамя Государственного Комитета Обороны, хранящееся ныне в музее Курганского депо. В их честь на вокзальной площади Кургана 1 августа 1980 года был установлен на постамент паровоз ФД. Памятник расположен очень удачно и доступен для обозрения всем».
Паровоз ФД в Кургане
Паровоз ФД в Кургане
«Посылаю фотографию паровоза 202, установленного на станции Рузаевка Куйбышевской железной дороги,— пишет машинист экскаватора В. Родичкин.— Этот паровоз, выпущенный Коломенским заводом в 1910 году, только в Рузаевском депо проработал более 40 лет и 1 июля 1970 года был установлен на вечную стоянку около его входа». «Еще один паровоз П-36 с заводским номером 0027 стал памятником отечественному паровозостроению,— сообщает А. П. Мартынов.— Он с 1954 года водил составы экспресса «Красная стрела» между Москвой и Ленинградом и прошел расстояние, равное 46 экваторам. Потом использовался на других дорогах. В 1983 году локомотив был обнаружен на Красноярской железной дороге и теперь стал экспонатом № 1 музея локомотивного депо Ленинград-пассажирский — Московское».
Паровоз 202
Паровоз 202
Хочу сообщить о двух, на мой взгляд очень ценных, паровозах-памятниках, установленных в Грузии, - сообщает Ю.ИЛЬИН из Ленинграда. Первый — паровоз 6г-48 — стоит рядом с Депо Боржоми.
Паровоз 6г-48
Паровоз 6г-48
В этом курортном месте в 1902 году была проложена живописная горная узкоколейная дорога Боржоми — Бакуриани с шириной колеи 900 мм. На этой дороге и работал паровоз серии «мягкий знак». Сравнительно недавно ее электрифицировали, и теперь по ней водят составы чехословацкие электровозы «Шкода» ЧС-11, а старый локомотив поставили как памятник. На табличке можно прочесть: «№ 4487. 1914 г. Общество Коломенского машиностроительного завода в Коломне».Другой паровоз-памятник можно увидеть в Тбилиси. В 1935 году этот маленький 0-2-0 — танк-паровоз — провел первый поезд по первой в нашей стране детской железной дороге. Ширина его колеи 750 мм, серия АК1721.
Паровоз АК1721
Паровоз АК1721
К сожалению, к паровозу прицепили фальшивый тендер, которого он никогда не имел. Однако, несмотря на такую «реставрацию», паровоз — ценнейший памятник старой техники.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0058 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика