Оборона Москвы и восстановление Северо-Кавказской дороги

 

По теме "война"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Героические подвиги Советских железнодорожников в годы Великой отечественной войны

В тяжёлые дни глухой осени 1941 года штаб специального формирования железнодорожных войск стоял в резерве недалеко от Москвы, в лесу, и с нетерпением ожидал того момента, когда силы, знания и способности его работников понадобятся для прямого дела.
И вот, этот момент настал. Из Москвы был получен приказ: срочно переехать в город и приступить к выполнению важного задания.
Враг был недалеко от столицы. Не только ночью, но и днём вражеские самолёты пытались проникнуть в город, разрушить железнодорожный узел, парализовать сосредоточение полевых войск.
В течение нескольких часов после прибытия в Москву штаб был развёрнут. Началась энергичная работа. Следовало прежде всего расставить силы и средства, чтобы в случае повреждения авиацией противника железнодорожных подходов немедленно их восстановить, а затем нужно было предусмотреть организацию всех возможных заграждений на случай дальнейшего продвижения фашистских войск.
Враг был уже в непосредственной близости от города. Столице грозила опасность, но все твёрдо верили, что близок не только день, но и час, когда враг будет отброшен от Москвы.
Сохранились записки одного из работников штаба, описавшего историю первых восстановительных работ под Москвой и подготовку к ним.
«Незабываемыми на всю жизнь останутся для меня дни 6 и 7 ноября 1941 года, — рассказывает он — 6 ноября мне вместе с другими товарищами выпало счастье быть на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся, где с исторической речью выступил товарищ Сталин.
Перед собранием мы долго думали, где же оно будет, потому что не исключалась опасность нападения с воздуха. В последнюю минуту нам сказали, что надо ехать в метро до станции «Площадь Маяковского».
Платформа станции была скромно убрана, но до отказа заполнена гостями. Когда подошёл поезд и из него вышли члены правительства и товарищ Сталин — всеобщему восторгу не было границ. Овация длилась долго, и только когда товарищ Сталин, поднявшись на трибуну, жестом руки попросил всех успокоиться, воцарилась мёртвая тишина. С великим волнением и неописуемым вниманием слушали мы каждое слово вождя.
Ночью, когда мы вернулись с этого собрания, нас ожидала приятная новость. Мы получили приглашение на Красную площадь, на утро 7 ноября. О том, что будет парад, никто не знал, да и не предполагал, что он может состояться. Спать в эту ночь мы так и не ложились!
Трудно передать, что переживали мы все на Красной площади. Запомнилось на всю жизнь спокойное, уверенное лицо товарища Сталина. Каждое слово, сказанное им с трибуны, вселяло в нас неиссякаемую энергию. И я помню, когда мы шли с парада, многие из жителей просто поздравляли друг друга, веря в победу так, как будто она уже и была одержана».
«Прошло немного времени, — однажды ночью когда мы уже Легли отдыхать, вдруг слышим в радиорепродукторе шум. Мы насторожились, предполагая, что объявляется воздушная тревога. Но неожиданно для всех диктор объявил: «Слушайте, слушайте, говорит Москва. В последний час...» Мы замерли. И вот, диктор с особенным ударением, объявил на весь мир, что войска Западного и Калининского фронтов перешли в наступление!
Вскоре после начавшегося отступления немцев штаб восстановителей получил распоряжение товарища Кагановича выехать вместе с ним в Яхрому для осмотра разрушенного железнодорожного моста.
Ещё до приезда наркома мост осматривала разведочная команда Восстановительного отдела.
По данным этой разведки был составлен эскизный проект восстановления разрушенного моста, на том же самом подходе, где раньше был постоянный мост. Уже начаты были и работы по восстановлению. Но дело шло медленно, исключительно потому, что вариант восстановления был выбран неудачно.
Восстановители хотели разрушенную часть моста перекрыть деревянными эстакадами, проходящими по оси моста между упавшими пролётными строениями. Но исключительная высота моста, при очень малом фронте работ, делала работы, объём которых был очень велик, чрезвычайно затруднительными.
После осмотра разрушенного моста и обходов его справа и слева состоялось небольшое совещание в будке у бакенщика канала Москва-Волга.
Нарком указал правильное решение вопроса. Он предложил произвести изыскания и составить проект с пересечением канала и реки Яхромы низководным мостом. Поздно ночью штаб возвращался в Москву. Навстречу двигались большие колонны с войсками — по железной дороге подвоз войска был исключён. Это встреча указывала, какое огромное имело значение для фронта восстановление вышедшего из строя участка Савёловской железной дороги.
Расчёты народного комиссара подтвердили произведённые изыскания. Правда, низководный обход требовал выполнения в мёрзлом грунте около 6 тысяч кубометров земляных работ, — разработки карьера для балластировки подходов. Однако новый вариант имел и ряд преимуществ.
Восстановители получали возможность вести работы на широком фронте. Конструкция временного моста была проще, а значит легче было выполнить отдельные элементы моста. Значительно меньше оказывалась потребность в лесных материалах, в поковках и т. д. Помимо этого сооружением временного моста на обходе давалась возможность вести капитальное восстановление разрушенного моста без перерыва движения на этом участке железной дороги».
«Приехали, материалов нет. Мороз жуткий. Всё кругом сожжено, и мы с трудом нашли небольшой домик, вернее какой-то сарай, да и то кругом дырявый, где разместили весь свой технический аппарат. Не теряя ни минуты, организовали всё местное население, включая и школьников, на расчистку от снега подходов к мосту, которые были занесены не менее как на метр. Не знаю, сколько кубометров снега было убрано, но во всяком случае, это была огромная работа, которая форсировалась нами изо всех сил потому, что нам предстояло в мёрзлом грунте сделать подходы к мостам общей протяжённостью до 3 километров».
Снег, метели, мороз, ночное время — ничто не останавливало бойцов и командиров. Дороги были занесены снегом, но люди шли очень быстро и сразу же вступали в работу. Так, рота лейтенанта Кондратьева, пройдя 30 километров пешком, прибыв на место, сразу же приступила к работе.
Нарком торопил восстановителей, и они следили за всем, чтобы не допустить хоть где-нибудь срыва, чтобы не опоздать хотя бы на один час. Люди работали, не жалея сил и не претендуя даже на какой-нибудь отдых.
Подъём более всего вызывало то обстоятельство, что на глазах у всех из-за отсутствия моста войска двигались по проходившему рядом с железной дорогой шоссе, а лошадей перевозили на автомашинах. Такие перевозки явно не обеспечивали нужд фронта, и все прекрасно понимали, что мост ускорит наступление Советской Армии. 25 декабря мост был готов, и через час, после того как началось испытание моста, было уже сообщено соседним станциям, что они могут пропускать сквозные поезда к фронту. Сразу же двинулись эшелоны: в ожидании открытия движения по мосту они стояли сплошной лентой.
Первым прошёл с уменьшенной скоростью санитарный поезд. Пропустив два поезда с кавалерией, решили увеличить скорость. Пробка из нескольких десятков эшелонов была быстро ликвидирована. Бойцы, ехавшие на фронт, весело помахивали платками, приветствовали из теплушек восстановителей, довольные своей первой победой.
Мост у Яхромы был первым мостом, восстановленным железнодорожными войсками после перехода советских войск в наступление.
Успешно справившись с поставленной задачей, восстановители постарались извлечь из первого опыта уроки на будущее и критически разобрали все недостатки в работе. В результате был правильно поставлен ряд вопросов, что впоследствии принесло делу немалую пользу.
Жители Яхромы не ожидали, что поезда пойдут так скоро. Многие предполагали, что потребуется чуть ли не месяц, чтобы восстановить мосты и путь, в то время как всё было сделано за неделю.
Дня через два или три отряд выехал уже на восстановление участка Москва—Бологое. Наступление шло стремительно. Железная дорога от Москвы до Бологого была уже освобождена. Задержка была только за восстановителями. Движения по этому участку полевые войска ждали с нетерпением.
Когда в г. Калинине руководство восстановительного отряда встретилось с начальником гарнизона, он заявил:
— Рассчитывайте на любую нашу помощь, лишь бы только в Калинин из Москвы поскорее прибыл поезд!
Наступающие войска требовали боеприпасов, продовольствия, оружия. Автотранспорту в ту суровую зиму справляться с перевозками было очень трудно.
В восстановлении Октябрьской железной дороги принимали участие не только железнодорожные части, но и слушатели Военно-транспортной академии вместе с начальниками кафедр и преподавателями.
Для слушателей Академии это была исключительная практика. Характер разрушений был сложный, да и природные условия были жёсткими. Восстановители работали дружно и смело.

Восстановление моста через реку Терновку
Не всё шло так гладко, были и неудачи, но с каждым днём, с восстановлением каждого нового объекта учитывались ошибки, быстрота и качество работ беспрерывно возрастали. 3 января 1942 г. состоялось решение Государственного Комитета обороны, которым все людские и материальные ресурсы для восстановления железных дорог, разрушенных противником, объединялись в Наркомате путей сообщения.
С этого момента Армия железнодорожников-восстановителей пошла следом за Советской Армией, ни на шаг не отставая. Железнодорожники первыми появлялись на разорённой земле. Они засыпали ещё дымящиеся воронки и по земле, ещё гудящей от близких взрывов, клали шпалы и рельсы. Они двигались с экскаваторами, подъёмными кранами, кирками, лопатами, со своими библиотеками, лавками и мастерскими. Как будто целые города на колёсах сопровождали наступающую армию. Позади этих движущихся городов возникали насыпи, на них ложились свежие шпалы, рельсы, вырастали только что обструганные телеграфные столбы, повисали над реками и оврагами мосты.
Среди великого разрушения павших на землю грудой камней водонапорных башен, среди чёрных коробок станционных помещений и железных скелетов обгоревших вагонов и паровозов становились заново вокзалы, путевые будки.
Армия восстановителей двигалась дальше, и ей «в затылок дышал паровоз» первого поезда, требуя новых путей.
Нашим железнодорожным войскам, восстановительным организациям и личному составу железных дорог пришлось восстановить много десятков тысяч километром пути и тысячи мостов для того, чтобы потоки грузов могли двигаться к фронту вслед за наступающей армией. Ни разрушения, ни налёты вражеской авиации, ничто не могло остановить подвоз к фронту боеприпасов продовольствия и резервов.
Ни одна стройка никогда прежде не знала таких темпов работы, какими проходило, например, восстановление Северо-Кавказской дороги. Главный путь Невинномысская — Ростов протяжением в 367 километров был восстановлен за 28 дней. Участок Сарепта — Батайск восстанавливался по 11 километров в сутки.
Усилиями железнодорожных войск и железнодорожников за годы войны введено в строй более 35 тысяч километров главных железнодорожных путей, свыше двух с половиной тысяч станций и разъездов, более пяти с половиной тысяч мостов и труб, восстановлено 250 тысяч проводо-километров линий связи, сотни паровозных депо, вагонных депо и других сооружений. Все эти восстановительные работы, несомненно, сыграли большую роль в организации бесперебойного снабжения армии всем необходимым в её наступательных операциях.
Высокие темпы наступления потребовали и высоких темпов восстановительных работ. Практика строительства мостов, железнодорожных сооружений, путей в условиях мирного времени не такова, какой требует военная обстановка. Восстановители-железнодорожники, творчески разрешая задачи восстановления» показали немало примеров изумительного мастерства.
На одном из участков фронта командование приказало построить новую железнодорожную линию в два месяца. Это был очень жёсткий срок. Но через несколько дней изменившаяся обстановка на фронте потребовала и этот срок сократить до 35 дней. И задание было выполнено точно в установленный срок.
Высокие темпы восстановительных работ складывались из высокой производительности труда каждого восстановителя.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0044 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика