Тепловоз Ээл12 - Ээл55

 

По теме "Ээл12"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Характеристика тепловозов Ээл12 - Ээл55

В 1934 г. Коломенский машиностроительный завод совместно с заводами "Динамо" и ХЭМЗ начал строить по типу тепловоза ЭЭЛ9 тепловозы Ээл (Ээл 12 и далее), получившие наименование серийных. На них устанавливались дизели 42БМК-6 Коломенского завода, работавшие на моторном топливе. Эти дизели были однотипны с дизелями тепловозов Ээл5 и Ээл9 фирмы MAN и представляли собой четырехтактные бескомпрессорные шестицидиндровые двигатели с диаметром цилиндров 450 мм и ходом поршней 420 мм, развивавшие при частоте вращения вала 450 об/мин мощность 1150 л. с. (15-минутный режим), а при 425 об/мин — 1050 л. с. (часовой режим). После нескольких лет эксплуатации тепловозов Ээл5 и Ээл9 на них также были установлены дизели 42БМК-6.
Расположение оборудования на тепловозе серии Ээл
Расположение оборудования на тепловозе серии Ээл:
1 — возбудитель; 2 — тяговый генератор; 3 — главная муфта; 4 — дизель; 5 — вентиляторное колесо
Электрооборудование серийных тепловозов было однотипно с оборудованием тепловоза ЭЭЛ9. На них была применена схема Вард-Леонарда. Частота вращения якорей тяговых электродвигателей у тепловозов серии Ээл регулировалась изменением напряжения подводимого к ним тока. Напряжение тягового тока машинист мог варьировать, изменяя сопротивления резисторов, включенных в цепь независимой обмотки тягового генератора, или частоту вращения коленчатого вала дизеля. Тяговые электродвигатели ДПТ-140 имели длительный ток 169 А (при 1000 об/мин) и были рассчитаны на напряжение 750 В. Передача от тяговых электродвигателей к колесным парам была двусторонней с передаточным числом 86:15=5,73. Диаметр движущих колес равнялся 1220 мм. Общая масса серийного тепловоза составляла 138 т, сцепная масса — 98 т.
Тепловоз серии Ээл развивал силу тяги около 21 000 кгс при скорости 11 км/ч; при 25 км/ч сила тяги составляла около 9000 кгс, а при наибольшей скорости 55 км/ч — около 1600 кгс.
Тепловозы серии Ээл № 12 — 27 были оборудованы тормозом Казанцева, а с № 28 — тормозом Матросова.
После предварительных испытаний и опытных поездок по Московско-Казанской железной дороге серийные тепловозы направлялись в депо Ашхабад Среднеазиатской (с 1936 г. Ашхабадской) железной дороги. Наличие жидкого топлива, отсутствие воды надлежащего качества для питания паровозных котлов создавали предпосылки для использования тепловозов на этой дороге. Поэтому в конце 1931 г. опытные тепловозы, как уже отмечалось выше, были направлены в Ашхабад, где было решено создать тепловозное депо. В первые годы эксплуатации тепловозы (в том числе и серии Ээл), приписанные к депо Ашхабад, работали неудовлетворительно из-за отсутствия ремонтной базы, нехватки запасных частей, слабой подготовки кадров для обслуживания дизелей и электрооборудования. Ряд конструктивных недостатков, а иногда и невысокое качество заводского изготовления деталей значительно увеличивали процент неисправных тепловозов. Оказалась ненадежной конструкция топливных насосов дизелей, появлялись трещины в блоке двигателей, растрескивалась заливка мотылевых подшипников, неудовлетворительно работали муфты, соединявшие дизель с генератором, выпускные газы и пары масла проникали в помещение для тепловозной бригады и т. д.
В результате указанных причин постройка тепловозов серии Ээл как локомотивов для тяги поездов в 1937 г. была прекращена после выпуска тепловоза Ээл37. Этому способствовало строительство в то время новых паровозов типа 1-5-0 серии СОК с конденсацией пара , которые, как тогда считалось, решали проблемы, связанные с эксплуатацией паровозов в безводной местности.
Во второй половине 1938 г. в Ашхабаде было введено в эксплуатацию новое тепловозное депо; кроме того, к этому времени были подготовлены квалифицированные кадры тепловозников. Все это позволило улучшить работу тепловозов: значительно сократилось число их порч, снизился процент неисправных локомотивов, увеличились пробеги между обточками бандажей, уменьшились эксплуатационные расходы. Тепловозы серии Ээл на Ашхабадской железной дороге в 1939 — 1941 гг. расходовали условного топлива на измеритель в 5 — 6 раз меньше, чем работавшие вместе с ними в таких же условиях паровозы серии СО1. Денежные затраты на единицу работы при тепловозах были на 30 — 50% ниже, чем при паровой тяге. Удовлетворительно работали тепловозы серии Ээл и в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Не случайно, что многие из них направлялись с поездами далеко за пределы Ашхабадской железной дороги для доставки грузов в прифронтовые зоны.
После прекращения выпуска тепловозов серии Ээл для тяги поездов Коломенский машиностроительный завод в 1937 — 1941 гг. продолжал строить их для работы в качестве передвижных электростанций. Тяговые генераторы таких тепловозов были приспособлены для снятия с их якорей трехфазного тока, локомотивы оборудовались аппаратурой, необходимой для отвода от них электроэнергии.
Всего было построено 46 тепловозов серии Ээл.
Выпуск тепловозов серии Ээл по годам постройки
Год выпуска Количество Номера
1931 1 5
1932 1 9
1934 8 12-19
1935 5 20-24
1936 12 25-36
1937 5 37-41
1938 4 42-45
1939 5 46-50
1940 4 51-54
1941 1 55
Для повышения надежности работы тепловозов серии Ээл Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта разработал в 1948 г. проект модернизации их отдельных узлов. Предусматривались установка топливной аппаратуры типа аппаратуры дизелей Д50, защита кабины машиниста от шума и газов из машинного помещения, улучшение водяной системы охлаждения и т. д. Такой модернизации подвергся тепловоз Ээл 27. На нескольких тепловозах данной серии гибкая упругая муфта, соединявшая дизель с генератором, была заменена полужесткой.
Большинство тепловозов серии Ээл, использовавшихся для поездной работы, было исключено из парка Ашхабадской железной дороги в первой половине 60-х годов.
Род службыМагистральный
Осевая формула 
Годы выпуска1934-1937
Инвентарные номера12-55
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год) Диапазон не выделен

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0034 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика