Тепловоз ТЭ109

 

По теме "ТЭ109"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Характеристика тепловоза ТЭ109

В конце 1967 г. Ворошиловградский завод изготовил два опытных шестиосных тепловоза ТЭ109, имеющих четырехтактные дизели и электрическую передачу переменно-постоянного тока.
Кузов тепловоза цельнонесущий; в его конструкции применены алюминиевые сплавы. Тележки бесчелюстные типа примененных на опытных тепловозах 2ТЭ10Л, и в дальнейшем на тепловозах 2ТЭ10В. Передаточное отношение редуктора 15:68=1:4,533, предусмотрена возможность применения редуктора с передаточным отношением 20:63=1:3,15 для использования тепловоза с пассажирскими поездами. Тепловоз вписан в габарит 02-Т. Длина тепловоза по осям 20170 мм, общая колёсная база 15550 мм.
На тепловозе установлен V-образный четырехтактный шестнадцатицилиндровый дизель 1А-5Д49 (16ЧН26/26), имеющий номинальную мощность 3000 л. с. при частоте вращения вала 1000 об/мин. Диаметр цилиндров 260 мм, ход поршня 260 мм. Применен газотурбинный наддув и непосредственный впрыск топлива. Вес дизеля с поддизельной рамой (сухой) 17 500 кгс, расход топлива при номинальной мощности 180 гцэ.л.с.ч).
На тепловозе ТЭ109 впервые в Советском Союзе применена электрическая передача переменно-постоянного тока, проект которой был выполнен харьковским заводом «Электротяжмаш». Эта передача позволяет иметь более легкий и надежный главный генератор. Тяговый генератор переменного тока ГС-501А мощностью 2000 кВт с независимым возбуждением и принудительной вентиляцией представляет собой двенадцатиполюсную синхронную машину; на статоре генератора расположены две трехфазные обмотки, сдвинутые относительно друг друга на 30° эл. Обмотка ротора получает питание от возбудителя ВС-650 через выпрямитель. Возбудитель имеет номинальную мощность 26 кВт (напряжение 287В, ток 146А, частота тока 220 Гц при частоте вращения ротора 3300 об/мин), вес возбудителя 355 кгс.
Для выпрямления тока служит установка УВКТ-2. Каждое плечо трехфазного моста имеет десять параллельных цепей, в которых включено по два вентиля ВЛ-200-8 последовательно. Общее количество вентилей 240.
На тепловозе установлено шесть четырехполюсных тяговых электродвигателей ЭД-112А номинальной мощностью 294 кВт со следующими параметрами:
РежимНапряжение, ВТок, АЧастота вращения, об/мин
Продолжительный370900440
Максимально допустимый7004752320
Вес электродвигателя 3000 кгс, вентиляция электродвигателей —принудительная. Предусмотрены две ступени ослабления возбуждения- 57—63 и 35—39%. у
Для управления тепловозом служит контроллер КВ-1552, имеющий реверсивную и главную рукоятки; главная рукоятка — нулевую и 15 рабочих позиций.
Три вентилятора холодильника, вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей приводятся во вращение трехфазными асинхронными электродвигателями. Компрессор ПК-35М (двухступенчатый, двухцилиндровый, подача воздуха 3,7 м3/мин) приводится электродвигателем постоянного тока. Для пуска дизеля и питания цепей управления и освещения служит стартер-генератор СТГ-7 мощностью 50 кВт (напряжение 110В, частота вращения 1150—3300 об/мин).
Тепловоз имеет силу тяги продолжительного режима 24 600 кгс при скорости 24,2 км/ч. Конструкционная скорость 100 км/ч, вес тепловоза в рабочем состоянии 120 тс, запас топлива 3480 кг, песка 450 кг, воды 1250 кг и масла 1000 кг.
Тепловоз рассчитан на работу с пассажирскими поездами с максимальной скоростью 140 км/ч (передаточное отношение редуктора 1:3,15) и на колее 1435 мм путем замены колесных пар. Тепловозы ТЭ109 № 001 и 002 в 1968—1969 гг. прошли сравнительные испытания с тепловозом 2ТЭ40.-005 и тепловозами 2ТЭ10Л в депо Бельцы Одесско-Кишиневской дороги. В одинаковых условиях работы тепловозов ТЭ109 и 2ТЭ40 (работали одиночными секциями) расход топлива у них был на 9—11% меньше, чем у тепловозов 2ТЭ10Л.
В октябре-ноябре 1969 г. Ворошиловградский тепловозостроительный завод им. Октябрьской революции выпустил два двухсекционных тепловоза 2ТЭ109. На тепловозе № 001 были установлены дизели 2Д70, на тепловозе № 002 — дизели 1А-5Д49. Дизели 2Д70 имеют одинаковые с дизелями тепловозов 2ТЭ40 параметры.
Сравнительные эксплуатационные испытания этих тепловозов при работе по одной секции проводились в депо Бельцы зимой 1969—1970 гг., затем эти тепловозы в двухсекционном виде работали в депо Печора Северной дороги до апреля 1971 г. Они расходовали меньше топлива по сравнению с тепловозами 2ТЭ10Л примерно на 14%. Используя опыт создания и эксплуатации тепловозов ТЭ109, Ворошиловградский завод внес в их конструкцию ряд усовершенствований, строил их в дальнейшем для колеи 1435 мм. Опытные же тепловозы ТЭ109 использовались в хозяйственной работе.
Род службыМагистральный,
грузовой
Осевая формула30-30
Годы выпуска1968-1969; 1977-1978
Инвентарные номера001-002; 003-033
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год) Диапазон не выделен

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0044 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика