Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Характеристика тепловоза ТЭ4
В конце 1952 г. Харьковский завод транспортного машиностроения построил тепловоз
ТЭ4-001 с газогенераторной секцией, называвшейся в то время тендером. Головные
секции с дизель-генераторными установками незначительно отличались от секций
тепловоза серии ТЭ2.
Газогенераторная секция была выполнена в виде вагона на двух двухосных тележках,
отличавшихся от тележек тепловозов серии ТЭ2 отсутствием деталей, необходимых
для подвешивания тяговых электродвигателей; диаметр колес остался 1050 мм. Длина
газогенераторной секции по буферам была 12 475 мм, расстояние между осями пят
составляло 7300 мм. В кузове этой секции было размещено оборудование для получения
газа из антрацита марки AM и воды. Сам газогенератор с шахтой, имевшей внутренний
диаметр 1750 мм, был рассчитан на получение в час 280 — 300 кг газа с 1 мг колосниковой
решетки и максимальный расход антрацита 650 кг/ч. Колосниковая решетка газогенератора
была выполнена вращающейся с центральным подводом паровоздушной смеси. На этой
секции были установлены также системы фильтров, газоохладителей и размещались
запасы угля (6,5 т), жидкого топлива (4 т), воды (3,5 м3) и песка (0,56 м3).
Буксы опытного локомотива имели роликовые подшипники.
На тепловозе ТЭ4-001 были установлены дизели Д55, имевшие конструктивные отличия
от дизелей Д50, связанные с работой на смеси газового и жидкого топлива. Турбовоздуходувка
дизеля типа Д55 имела две ступени: после первой ступени часть воздуха поступала
в качестве наддувочного в цилиндры, а часть дополнительно сжималась во второй
ступени и направлялась в шахту газогенератора для газификации. Крышки цилиндров
были рассчитаны на раздельную подачу в полости цилиндров газа, и воздуха; несколько
изменены были механизм газораспределения и регулятор частоты вращения вала дизеля.
Общая длина трехсекционного тепловоза по осям автосцепок составляла 36 370 мм;
его служебная масса при полной экипировке была 250 т, из которых 170 т — сцепная
и 80 т — масса газогенераторной секции.
Первоначально тепловоз ТЭ4-001 прошел обкатку с поездами на участке Харьков
— Основа Южной железной дороги, а затем в 1953 г. испытывался на экспериментальном
кольце Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
Испытания показали, что на смешанном топливе тепловоз удовлетворительно работал
при установившемся режиме; в общем тепловом балансе минимальная доля жидкого
топлива составляла 11%; расход воды на 1 кг сожженного антрацита равнялся 1,5
л; коэффициент полезного действия тепловоза при стендовых испытаниях достигал
16,2%, а при работе с поездами — 15%. Во время испытаний были выявлены также
отдельные конструктивные недостатки газогенераторного устройства, В конце 1953
г. тепловоз 134-001 поступил для опытной эксплуатации в депо Верхний Баскунчак
Приволжской железной дороги.
После пробега около 25 000 км с поездами массой до 3500 т тепловоз ТЭ4-001 был
отправлен на Харьковский завод для устранения выявленных конструктивных недостатков
и совершенствования отдельного оборудования. На заводе, в частности, были заменены
контроллеры машиниста с восемью позициями главной рукоятки на контроллеры с
шестнадцатью позициями, как на тепловозах серии ТЭЗ. После выхода с завода тепловоз
прошел повторные испытания на экспериментальном кольце и в августе 1956 г. вновь
поступил в депо Верхний Баскунчак, Как газогенераторный, тепловоз эксплуатировался
недолго, не только из-за конструктивных недостатков, но и в силу тех же самых
причин, что привели к прекращению работ по тепловозам серий ТЭ1Г. В 1960 г.
тепловоз уже был без газогенераторной секции и работал только на жидком топливе.
При этом он получил обозначение ТЭ2-001. Таким образом, на сети железных дорог
некоторое время существовали два тепловоза серии ТЭ2 под номером 001 — T32-001
и ТЭ2-20-001.
Род службы
Магистральный
Осевая формула
Годы выпуска
1952
Инвентарные номера
001
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год)
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог