Общее преставление о системе Экспресс

 

По теме "экспресс"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

О первой системе продажи билетов Экспресс. Сравнение систем Экспресс-1 и Экспресс-2

Первая отечественная система, полностью автоматизирующая все билетно-кассовые операции, начала работать в 1972 году в Московском железнодорожном узле. Она получила название "Зкспресс-1" и предназначалась для массового обслуживания пассажиров в реальном масштабе времени. Она стала и первой системой коллективного пользования электронных вычислительных машин (ЭВМ) на железнодорожном транспорте в режиме реального времени. Основной целью создания системы "Экспресс-1" являлось получение опыта в автоматизации управления билетно-кассовыми операциями в масштабе такого крупного железнодорожного узла, как Москва, обслуживающего в сутки до 250 тыс. пассажиров поездами прямого и местного сообщения. Первоначально система обслуживала Киевское направление Московского железнодорожного узла, а затем стала обслуживать все остальные направления узла с помощью 580 автоматизированных билетных касс, подключенных к системе.
Это значительно облегчило труд кассира, сняло напряженность, с которой он работал. Во-первых, отпала необходимость в расчете стоимости проезда и заполнения бланков проездных документов, во-вторых, стало не нужно составлять длинный отчет о проданных документах и, в-третьих, отпала необходимость в запоминании сведений о местах, передаваемых ему диспетчером. Таким образом, труд билетного кассира в новых условиях свелся к работе оператора, работающего за пультом.
Автоматизированная система управления продажей билетов "Зкспреес-2" явилась развитием системы Экспресс-1.
Она создана как типовая для сети железных дорог и предназначена для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций на любом выделенном полигоне сети. Первая система "Экспресс-2" начала функционировать в Московском железнодорожном узле в 1982 г. Она разработана на базе накопленного 10-летнего опыта эксплуатации системы "Экспресс-1" и является, как и первая система, системой коллективного пользования для массового обслуживания пассажиров в реальном масштабе времени. Она представляет собой систему человек-машина, включающую совокупность административных технологических, программных и технических средств, направленных на значительное улучшение организации перевозок пассажиров и культуры их обслуживания.
Если система "Экспресс-1" была предназначена для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций в крупных железнодорожных узлах, то АСУ "Зкспресс-2" управляет продажей билетов и пассажирскими перевозками в масштабе регионов (полигонов), выделяемых на сети железных дорог. В регион сети, обслуживаемый одной АСУ "Экспресс-2", может входить территория одной или нескольких железных дорог. В этом и заключается их основное различие, хотя большинство принципов обработки заказов является общим. Основные показатели сравнения систем типа "Экспресс" приведены в таблице.
Показатель АСУ "Экспресс-1" АСУ "Экспресс-2"
Сфера назначения Для железнодорожных узлов Для регионов железнодорожной сети
Период предварительного резервирования мест, сут 10 63
Число резервируемых мест в сутки До 200 тыс. До 450 тыс.
Число обслуживаемых касс 580 До 2000
Число обслуживаемых поездов    
с учетом хранения мест 300 До 600
без учета хранения мест Нет До 2600
Число обслуживаемых маршрутов следования прицепных и беспересадочных вагонов в одном поезде 4 До 16
Нумерация поездов Трехзначная (по узлу) Пятизначная (по всей сети)
Нумерация станций Четырехзначная (по узлу) Пятизначная (международная)
Максимальное число станций (участков),обслуживаемых системой по пути одного поезда Нет До 256
Число разных видов броней на места 3 До 24
Число разных видов работ (заказов), выполняемых кассиром 7 До 100
Среднее время оформления одного билета в кассе, сек. 49,5 45
Число возможных вариантов поездки пассажира в одном заказе 1 До 6
Тип используемых ЭВМ "Маршрут-1" ЕС ЭВМ разных моделей
Производительность системы заказов/с 4 15

Эффективность работы АСУ "Экспресс-2" в основном определяете тремя показателями: сокращением времени, затрачиваемого пассажиром на приобретение билетов; улучшением использования мест в пассажирских поездах; улучшением обслуживания пассажиров, едущих с пересадками и приобретающих билеты на обратный поезд Система АСУ "Экспресс-2" рассчитана на круглосуточную работу с коэффициентом готовности не менее 0,99, что соответствует 99 % полезного времени работы.
Для управления технологическими процессами организации продажи билетов через АСУ "Экспресс-2" при ЭВЦ, управлениях дорог и управлениях МПС были созданы специальные технологические отделы, бюро и группы. Технологические отделы ЭВЦ осуществляли контроль за выполнением технологического процесса в АСУ "Экспресс-2", корректировку информационных массивов при переходе на новые сутки и при смене расписаний, открытие и закрытие билетных касс, внесение различных режимов в работу системы, установление в кассах соответствующих видов работ, решение различных задач, связанных с работой системы, и выработку на их основании необходимых рекомендаций для управления дорог и МПС. Технологические группы при управлениях железных дорог и МПС через дистанционные терминальные устройства автоматически получают необходимую информацию от действующих на сети АСУ "Экспресс-2" (сведения о пассажирских перевозках, работе билетных касс, пунктов продажи билетов, использовании подвижного состава, потребностях пассажиров, рекомендациях системы и т. п.) и подготавливают на ее основании соответствующие распоряжения, включая перевозки в международном сообщении.
Через АСУ иЭкспресс-2" автоматизированы все процессы управления продажей билетов с учетом транзитных поездов, включая распределение нормы мест, продажу мест как по станции формирования поезда, так и по пути следования поездов, продажу мест через бюро заказов по телефону, оформление прямой плацкарты и групповых заявок к т. п. В АСУ "Экспресс-2" выдача билетов осуществляется как в свободной продаже, так и по номерам броней. Каждому номеру брони из общего банка мест выделяется определенная норма мест, которая может быть изменена в зависимости от хода текущей продажи. Все номера броней являются идентичными для любой АСУ "Экспресс-2" на сети дорог. Бронь может накладываться на весь вагон и на отдельные места.
Используемые в Экспресс-2 ЕС ЭВМ к середине 1990 годов не могли уже отвечать современным требованиям. Развитие вычислительной техники, интернета, поставили перед железнодорожникам задачу модернизировать вычислительную сеть Экспресс. Эта задача была успешно решена, и с 2002 года на железных дорогах начал появляться Экспресс-3.

История системы Экспресс

1972 Система "Экспресс-1" запущена в эксплуатацию в предварительных кассах Киевского вокзала Москвы
1973 Освоен выпуск специализированных манипуляторов кассира на Лосиноостровском электромеханическом заводе
1974 Система "Экспресс-1" введена в эксплуатацию в масштабе Московского железнодорожного узла
1977 Совместно со специалистами предприятия VILATI выполнена разработка манипуляторов кассира для системы "Экспресс-1"
1978 Начинается выпуск специализированных манипуляторов кассира предприятием VILATI (Венгрия)
1982 Система "Экспресс-2" запущена в Москве с обслуживанием пассажиров через бюро заказов по телефону. Системы "Экспресс-1" и "Экспресс-2" функционируют совместно
1983 Система "Экспресс-2" начинает обслуживание предварительной продажи в полном объеме. Система "Экспресс-1" обслуживает суточную продажу
1983 Совместно со специалистами завода пишущих машин г. Пловдив (Болгария) создано специализированное печатающее устройство БПУ "Ромашка"
1984 Запущены региональные система "Экспресс-2" в Ленинграде и Киеве
1985 Внедрена автоматизированная справочно-информационная система "ЭКАСИС"
1985 Система "Экспресс-2" начинает обслуживать пассажиров в полном объеме, включая суточную и предварительную продажу билетов. Система "Экспресс-1" обеспечивает оформление "прямой плацкарты"
1986 Создано новое терминальное оборудование, и предприятие VILATI (Венгрия) приступило к выпуску нового поколения терминалов для системы "Экспресс-2"
1986 Совместно со специалистами Комбината ROBOTRON создано специализированное билетопечатающее устройство ROBOTRON
1988 Запущен в эксплуатацию пусковой фрагмент сети передачи данных АСУ "Экспресс-2" на полигоне Москва - Ленинград - Киев
1989 На сети железных дорог функционируют 15 региональных систем "Экспресс-2"
1990 Все 15 региональных систем "Экспресс-2" объединены единой сетью передачи данных
1990 Внедрена подсистема оформления и учета багажа, грузобагажа и почты ЭСУБР
1991 Введена в эксплуатацию подсистема оформления поездок в международном сообщении
1992 Установлено соединение системы "Экспресс-2" с системой "KURS-90" (Германия). Система "Экспресс-2" получила транзитный выход в другие системы резервирования Западной Европы
1992 Создано отечественное терминальное оборудование. К его серийному выпуску приступили НПЦ СПЕКТР и Брестский электромеханический Концерн
1992 Внедрена подсистема оформления проездных документов в пригородном сообщении
 1993-1995 Введены в эксплуатацию еще 11 региональных систем "Экспресс-2"
1993 В Самаре внедрен в опытную эксплуатацию шлюз, обеспечивающий взаимодействие систем "Экспресс-2" и "СИРЕНА"
1993 Осуществлен переход на новые принципы кодирования станций и новые правила оформления проездных документов с учетом расчета тарифов по границам государств
1994 Осуществлен перевод систем в Ростове-на-Дону и Самаре на ЭВМ IBM 4381 с использованием накопителей на магнитных дисках 3380
1995 Осуществлен перевод системы в Москве на ЭВМ COMPAREX 8/91
1995 При запуске региональной системы "Экспресс-2" на Юго-Восточной железной дороге впервые использован процессор телеобработки данных IBM-3725
1996 В Самаре внедрена задача оформления проездных документов на междугородные автобусы
1996 Внедрена децентрализованная система ввода нормативно-справочной информации с использованием персональных компьютеров
1997 В Нижнем Новгороде впервые осуществлен перевод системы на ЭВМ IBM-9672 и накопители на магнитных дисках SIMMETRIX
1997 Запуск региональной системы "Экспресс-2" в Хабаровске
2001 Запуск системы "Экспресс-3" на Московской железной дороге

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0036 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика