Северная железная дорога

 

По теме "Северная дорога"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Северная железная дорога

Северная железная дорога - пролегает на севере и северо-востоке России, на территории Полярного Урала и в северной части бассейна реки Оби в Западной Сибири. Управление дороги находится в Ярославле. Эксплуатационная длина дороги (01.07.2007 г.) составляет 5961,4 км. В состав дороги входят шесть отделений: Ярославское, Вологодское, Архангельское, Сольвычегодское, Сосногорское и Воркутинское. Дорога граничит с Московской (ст. Александров, Бельково), Октябрьской (ст. Меленьга, Сонково, Кошта) и Горьковской ж. д. (ст. Свеча, Новки, Сусоловка). В меридиональном направлении протянулась на 1040 км на север от ст. Александров через Ярославль - Данилов - Вологду до Архангельска. По основному широтному ходу протяженностью 632 км от ст. Кошта на линии Череповец - Вологда - Буй - Галич до ст. Свеча осуществляются транзитные связи Урала, Сибири, Дальнего Востока с Санкт-Петербургом и странами Балтии. От ст. Коноша, расположенной между Вологдой и Архангельском, дорога протянулась на 1562 км на северо-восток через Котлас - Ухту - Сосногорск до Воркуты с ответвлением от ст. Чум на Лабытнанги на реку Обь. Кроме основных путей на дороге эксплуатируется 4864 км подъездных путей промышленных предприятий. Основные сортировочные станции дороги: Ярославль-Главный, Лоста, Сольвычегодск; важнейшие грузовые станции: Череповец, Новоярославская, Инта, Воркута.
Северная железная дорога - одна из старейших магистралей России. Первый участок ее от ст. Новки через Шую до Иваново построен в 1868 г. Участок Александров - Ярославль - Данилов — Вологда введен в эксплуатацию в 1870-1872 гг., тогда же построены линии Рыбинск - Сонково и Иваново — Ермолино - Кинешма. В начале 20 в. завершено строительство основных подходов к Ярославскому узлу: линия Ярославль - Кострома, Ярославско - Рыбинская железная дорога. Участок Вологда - Архангельск проложен в 1898 г., причем сначала узкой колеей, впоследствии перешита на широкую колею. В 1906 г. вступила в эксплуатацию линия Череповец - Вологда - Вятка.
Карта Северной дороги
Карта Северной дороги
Северная дорога создана в 1959 г. в результате слияния с Ярославской и с Печорской железой дорогой. Первый участок Печорской ж. д. (Сусоловка - Котлас), давший выход от Вятки на Северную Двину, построен в 1899 г. Основная трасса от Коноши до Воркуты начала сооружаться в 1939 г. и была открыта для движения в 1941 г. Во время Великой Отечественной войны уголь Заполярья составил более 70% общего поступления твердого топлива в осажденный Ленинград.
Основные грузы: уголь, нефтепродукты, продукция деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, бокситы и строительные материалы, черные металлы, минеральные удобрения, продукция машиностроения, химической, текстильной и легкой промышленности. Большой объем перевозок связан с обслуживанием Череповецкого металлургического комбината, т. к. по дороге поступают практически все компоненты для осуществления полного цикла металлургического производства. Дорога обеспечивает связь отдаленных районов Европейского Севера с другими районами страны, что является важной предпосылкой дальнейшего развития этого региона, богатого природными ресурсами. Важную роль играет дорога в создании Тимано-Печорского территориально-промышленного комплекса, где на базе запасов нефти, газа, каменного угля, леса, титановых и бокситовых руд, известняков создается топливно-энергетическая и сырьевая база страны.
В 1970-е гг. на дороге были введены в эксплуатацию линии Архангельск - Карпогоры и Микунь - Кослан с ответвлением на Вендингу, которые предназначались для обеспечения вывоза древесины из лесных массивов Архангельской обл. и Коми, где разработки велись совместно с Болгарией, куда вывозилась часть сырья. После соединения линии Архангельск - Карпогоры и Микунь - Вендинга веткой 200 км уголь и нефтепродукты получат кратчайший выход в порт Архангельска. Для вывоза древесины построена также линия Сосногорск-Троицко-Печорск. К месторождениям нефти проложена линия Сыня - Усинск, которую продлили затем на Нарьян-Мар. Развитие сети продолжилось прокладкой веток Ядриха - Великий Устюг и Первушино - Заволжск. В связи с бурным развитием нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири возросла роль участка Чум - Лабытнанги, имеющего выход в порт на Оби. По этому участку осуществляется большой объем перевозок грузов для освоения Уренгойского и Ямбургского месторождений газового конденсата; предполагается усиление линии Чум-Лабытнанги. В конце 1980-х гг. началось строительство к нефтяным месторождениям на полуострове Ямал линии Обская - Бованенково с заходом в Новый порт.
Северная дорога взаимодействует с другими видами транспорта (морским, речным, автомобильным). Через беломорские порты Архангельска и Онеги осуществляется в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении экспорт леса, бумаги, а также большой и малый каботаж грузов Северным морским пароходством. В речных портах наВолге (ст. Ярославль, Кинешма, Рыбинск), Северной Двине (ст. Архангельск), Шексне (ст. Череповец), Сухоне (ст. Вологда), Вычегде (ст. Котлас, Сыктывкар), Печоре (ст. Печора), Оби (ст. Лабытнанги) осуществляется перевалка с воды на ж.-д. транспорт и обратно таких грузов, как апатиты, сернистый колчедан, железорудный концентрат, зерно, рыба, минеральные удобрения, строительные материалы, лес, черные металлы и пр. Налажено взаимодействие дороги с автомобильным транспортом, в основном в Ярославской, Ивановской, Костромской и Вологодской обл., где осуществляется передача короткопробежных перевозок с железной  дороги на автомобильный транспорт.
Для усиления перерабатывающей способности станций дороги выполнены работы по развитию станций Лоста, Обозёрская, Ярославль-Главный, Сольвычегодск, Лабытнанги; велось удлинение и укладка дополнительных путей на промежуточных станциях основных направлений дороги. Вторые пути уложены на направлении Буй-Свеча, частично на участке Инта-Печора-Рыбница. Дорога полностью обслуживается прогрессивными видами тяги. Длина электрифицированных участке составляет 1727,6 км (29% общей длины) Электрической тягой осваиваются более 58% грузооборота. Электрифицированы участка Данилов - Вологда - Череповец - Кошта, Нерехта - Кострома, Вологда - Коноша - Няндома - Плесецкая - Обозёрская, Вологда - Буй - Свеча. Более 68% протяженности путей оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией; св. 70% всех стрелочных переводов имеют электрическую централизацию. В 1980-е гг. оборудован автоблокировкой Воркутинский ход на участках Виледь—Урдома - Микунь - Сосногорск и Инта - Печора - Рыбница. В конце 1990-х гг. введена автоблокировка системы КЭБ на участках Буй - Бродни, Коноша - Ширихановский. Диспетчерская централизация задействована на участках Обозёрская - Исакогорка, Обозёрская - Маленга и Данилов - Буй - Шарья - Свеча. Системой автоматического управления тормозами (САУТ) оборудованы участки Александров - Данилов - Свеча и Данилов - Вологда - Кошта; до 70% протяженности дороги оборудовано автоматизированной системой диспетчерского контроля (АСДК). В локомотивных вагонных депо внедряются поточные, механизированные и автоматизированные линии. На дороге выполняются работы по усилению путевого хозяйства, модернизации устройств СЦБ и связи, повышению надежности устройств энергоснабжения, внедрению вычислительной техники. ВЦ дороги обеспечивает обработку информации по более чем 30 комплексам и задачам. На крупнейших сортировочных станциях дороги Ярославль-Главный, Лоста, Сольвычегодск созданы АСУ технологическими процессами. С 1983 г. функционирует автоматизированная система оперативного управления перевозочным процессом. С 2000 г. вводится в эксплуатацию Единый дорожный центр управления перевозками.
Коллектив дороги имеет свои традиции, выступая инициатором многих начинаний. В 1930-е гг. на железнодорожной сети страны широко было известно имя машиниста депо Ярославль В. А. Томке, который был одним из первых участников стахановско - кривоносовского движения за увеличение веса поездов, технической скорости. В начале  1940-х гг. с почином, направленным на отличное содержание локомотива и продление сроков его службы, выступил машинист А. П. Папавин; по инициативе машиниста депо Вологда В. И. Болонина создавались колонны тяжеловесных поездов. В 1950-е гг. на дорогах страны практиковался разработанный ярославскими железнодорожниками метод поточной сортировки вагонов на вытяжке; в 1960-е гг. предложен метод по концентрации перевозок лесных грузов; в 1970-е гг.- прогрессивная организация ремонта, технического обслуживания и эксплуатации тепловозов; в 1990 г. разработана интенсивная технология работы дороги (удостоена Государственной премии Совета Министров СССР). В 1984 г. на дороге впервые на сети было организовано курсирование длинносоставных пассажирских поездов из 24 вагонов (фирменный поезд Ярославль—Москва, поезда в Москву из Череповца, Иваново, Костромы, Воркуты, Вологды).
Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1968 г.).

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,004 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика