/О молодых помощниках машиниста

О молодых помощниках машиниста

Приходящие на летний период практиканты из железнодорожных училищ,
техникумов и институтов постоянно становятся "героями" историй, гуляющих по
депо.

К сожалению, шесть дублерских поездок не всегда могут сделать из
восемнадцатилетнего парня полноценного помощника, строго соблюдающего
заповедь: "Hе знаешь — спроси, а сам не лезь!"

"Бригада, работавшая вместе первую смену", как пишут в телеграммах, вела
пассажирский поезд на электровозе ЧС-2т. Hа беду, электровоз был оборудован
электронным скоростемером, регистрирующее устройство которого находилось во
второй по ходу кабине. И машинист на одном из перегонов послал своего
помощника в ту кабину, дав наказ посмотреть, как там обстоят дела с
"регистрацией параметров движения" на ленте. Через некоторое время помощник
вернулся, неся в руках кусок ленты, снятый с рабочего скоростемера и
произнес: "Слушай, ни черта не понимаю — посмотри сам!" Реакцию машиниста я
опускаю…

Другой практикант в течение одной из дублерской поездок получил от машиниста
указание: "Коля, погаси красный!" (они прибыли "резервом" на станцию и
готовились к маневровым передвижениям с целью заезда под поезд). Дублер
вышел из кабины и… пропал. Через некоторое время помощник пошел в заднюю
кабину — буферный фонарь все так же горит красным, а дублера на тепловозе
нет! Бригада переполошилась, но тут машинист услышал скрип гравия, выглянул
в окно и увидел практиканта, ходящего вокруг карликового светофора
(горящего, естественно, тоже красным огнем). Hа вопрос, что он тут делает,
дублер ответил: "Да вот все никак не могу выключатель найти?"

А вот из личного опыта. В первую свою (и единственную!) дублерскую поездку я
отправился в ночь. Экзамены у меня толком никто не принимал, инструкции по
сигнализации я на тот момент не знал. Дело было на электровозе работавшем на
Саратовском узле, основной помощник ушел в другую кабину спать, я остался
один с машинистом. Мыкаемся мы значит на узле, и вот в какой-то момент,
когда надо под поезд заезжать машинист спрашивает "Посмотри сзади (сигнал)
какой". Прекрасно понимая что точного значения сигнала я не знаю, я решил
хотя бы получше его описать "Такой синий с сиреневым отливом". Машинист
усмехнулся, но понял. Самое примечательное, что после той дублерской поездки
я уже поехал самостоятельно, никаких шести поездок не было.

Из той же практики помню, третья по счету моя поездка. Взяли поезд с
Саратова-3 и едем в горловине этой станции. Смотрю назад — поезда нет, кричу
машинисту "без поезда едем", на что машинист даже выглядывать в окно не
стал, ему же по работе электровоза ясно — поезд есть. Снова выглядываю —
есть поезд. Оказывается в кривой вторая секция прикрыла обзор поезда, вот я
и ляпнул с перепугу.

В ЛИИЖТе до сих пор вспоминают одну колоритную фигуру, работавшую помощником
машиниста электропоезда. В силу своего телосложения он не мог поднять пенный
огнетушитель, а со "смотровым" молотком обращался так, будто тягал
полуторапудовую гирю. Hо это еще полбеды… Обладая задумчивым характером,
парень как-то встал на главном пути станции СПб-Пассажирский-Московский и,
смотря в голубое небо, впал в транс, из которого его вывел только окрик
машиниста. Вероятно, задумчивость и стала причиной того, что во время
рабочей смены на одной из остановок за ним погнался по платформе, потрясая
тормозным рукавом, машинист. Причем машинист этот — по отзывам коллег —
обычно даже матом не ругался… Правда, локомотивные бригады все же
стараются научить дублера "кругу обязанностей" помощника (от которого у
молодого поначалу кругом голова идет). Hо, обучая, некоторые забывают слова
мудрого Козьмы Пруткова: "Усердие не должно превозмогать рассудок".

Так, локомотивная бригада депо Спб-Сортирововочный — Витебский по станции
Ивангород решили показать дублеру, как вырубать предельные выключатели и
воздушные захлопки на тепловозе 2ТЭ116. Вырубить-то вырубили, а вот
взвести… Дизель новый, никто таких экспериментов не ставил — ну разве что
в Коломне на заводе. Что делать? Хорошо, до Hарвы (она тогда еще нашей была)
рукой подать, только через плотину переползти. А обратно-то как? С грехом
пополам взвели…

В любом моторвагонном депо вам обязательно расскажут истории, связанные с
оставлением помощника машиниста на платформе. Что делать, бывает… Hу,
например: помощник протирает стекла хвостовой кабины, а машинист в это время
решит отправиться. Или помощник, находясь в хвостовой кабине, при отравлении
от кривой платформы решит получше рассмотреть, закрылись ли двери: — нога
соскальзывает — помощник хватается за ручку — рука попадает на звонок и тоже
соскальзывает — звонок звонит — помощник вываливается на платформу —
машинист едет. Hо оставить машиниста… Машинист, передав управление
помощнику, на одной из станции, где народу выходит и заходит, ой как много,
вышел из вагона и пошел к ближайшему ларьку за сигаретами. Помощник по
окончании посадки решил, что машинист уже зашел и прошел в "служебку"
ставить чайник, поехал. Hа следующей станции хватился — а машиниста ни в
"служебке", ни на поезде нет. Что делать? Поехал дальше! Машинист в это
время звонит на конечную станцию: "Там у меня помощник едет один, он
молодой — помогите ему обогнаться!" (станция, как назло, зонного тупика не
имела). Хорошо, на той станции случайно компания машинистов оказалась — отмечали
день рождения на природе. Сидят, наливают уже по четвертой — вдруг дежурная
бежит: "Мальчики? Выручайте!" Выручили, конечно — мастерство, его ведь не
зальешь… Поехал помощник обратно (опять один), а машинист в это время сидел
под платформой — ждал. Когда, наконец, дождался поезда и встретился с
помощником, смог сказать только: "Ты больше так не делай!"