Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Обстоятельства и причины крушения пассажирского поезда № 326 на перегоне Шимановская – Селеткан Свободненского отделения
Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
12 июня 2008 года в 08 часов 07 минут московского времени на 7736 км пикет 4 перегона Шимановская –
Селеткан двухпутного электрифицированного участка Магдагачи – Белогорск Свободненского отделения
Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» при следовании пассажирского поезда № 326
сообщением Нерюнгри – Хабаровск (вес 1038 тонн, 20 вагонов, 80 осей) с электровозом ЭП1 № 130 под
управлением локомотивной бригады депо Белогорск в составе машиниста Фалеева А.Л. и помощника
машиниста Губы М.Я. при скорости 88 км/час допущен сход 13-ти вагонов, начиная со 2-го с головы
состава.
Вагоны №№ 09720525, 09721564, 09721713, 09628090, 09710351, 09615097, 09663477, 09617242,
09615220, 09721945 на боку по ходу движения, вагоны №№ 09641184, 09721929, 09722087 всеми колесами
на откосе.
В результате схода за медицинской помощью обратились 94 человека, 5 из которых были
госпитализированы, сбито 6 опор контактной сети, повреждено 200 м четного пути, габарит нечетного
пути не нарушен. Перерыв в движении по четному пути составил 14 часов 25 минут.
Комиссия ОАО "Российские железные дороги" в соответствии с приказом Минтранса России от 25.12.2006 № 163 данное транспортное происшествие
классифицировало как крушение пассажирского поезда. Для определения причины схода проанализированы режим ведения поезда и управления тормозами,
проверено техническое состояние локомотива, подвижного состава, пути на подходе к месту и в месте
схода, изучена необходимая техническая документация. Ответственность за него взяло Михайло-Чесноковская дистанция пути Свободненского отделения Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Как могло это случиться? Расследованием установлено, что при выходе поезда из левой кривой радиусом 653 м машинист
Фалеев А.Л. на расстоянии около 200 метров увидел выброс пути со смещением рельсошпальной решетки и
при скорости 93 км/час применил экстренное торможение, но из-за малого расстояния, наезд на
неисправный участок пути предотвратить не смог.
Электровоз ЭП1 № 130 приписки локомотивного депо Белогорск Забайкальской железной дороги
эксплуатируется в технически исправном состоянии.
Нарушений режима ведения поезда и управления тормозами со стороны локомотивной бригады допущено не
было.
На 7736 км уложен бесстыковой путь, с рельсами типа Р-65 и железобетонными шпалами на
щебеночном балласте, высота насыпи 5,08 м. Усиленный капитальный ремонт пути
производился в сентябре 2007 года. Укладка плетей производилась 1 ноября 2007 г., а принудительный
ввод плетей в оптимальный интервал закрепления +25ºС выполнялся 11 ноября 2007 г. силами ПМС № 185 ст. Ушумун.
Установленная скорость движения пассажирских поездов составляет 95 км/час.
По результатам последнего контрольного прохода вагона-путеизмерителя № 031 6 июня 2008 г. путь на
7736 км оценен в 150 баллов «удовлетворительно» при двух неисправностях II-ой степени (просадка 11
мм на 4 метрах, рихтовка 19 мм на 31 метре) и одной неисправности III-ей степени (рихтовка 38 мм на
23 метрах) при повышении температуры рельсов до +34ºС.
При предыдущем проходе вагона-путеизмерителя 19 мая 2008 г. на этом же месте было также выявлено
отступление II-ой степени – рихтовка 17 мм на 13 метрах. Учитывая динамику роста угла в плане
заместитель начальника вагона-путеизмерителя дал уведомление на ограничение скорости 60 км/час.
На 7736 км после проведенного усиленного капитального ремонта были уложены рельсовые плети длиной
по 755 метров и принудительно введены с использованием гидравлического натяжного устройства и
удлинением каждой рельсовой плети на 195 мм. В процессе эксплуатации и текущего содержания рельсовых
плетей бесстыкового пути в зимний период в декабре 2007 года по левой нити и в январе 2008 года по
правой нити на 7736 км пикет 2 для устранения сверхнормативных стыковых зазоров в уравнительных
пролетах в нарушение требований ТУ-2000 от 31.03.2000 была произведена обрезка концов рельсовых
плетей (правой на 12,40 м, левой на 12,42 м) с последующей укладкой дополнительной четвертой пары
рельсов длиной 12,44 метра (по проекту должны укладываться в уравнительном пролете три пары
рельсов).
В период эксплуатации плети имели на «маячных» шпалах смещение контрольных сечений рельсов до 48 мм,
в результате чего дистанцией пути производилась неоднократная смена рельсов в уравнительных
пролетах, что свидетельствует об ошибках инженерно-технических работников Михайло-Чесноковской
дистанции пути при организации работ по принудительному вводу плетей в оптимальный интервал
температур и ненормативном закреплении клеммных болтов.
7 июня 2008 года на 7736 км под руководством дорожного мастера пути Мотрева А.Г. после прохода
вагона-путеизмерителя производились работы по устранению неисправностей по рихтовке пути с
применением ручного механизированного инструмента в утренние часы при температуре рельсов +18ºС.
При этом качество работ проверил заместитель ПЧ Гончаров А.П., который в 06 часов 00 минут московского
времени приказом № 445 отменил предупреждение на ограничение скорости 60 км/час. В нарушение ТУ-2000
от 31.03.2000 не была произведена разрядка температурных напряжений в рельсовых плетях.
12 июня 2008 г. после длительно установившейся температуры воздуха до +32ºС и в рельсах
до +44ºС на 7736 км пикет 4 на месте производства работ с нарушением технологии вновь
образовался угол в плане, что привело к выбросу пути с последующим сходом вагонов в пассажирском
поезде.
И вот итог - причиной схода вагонов в пассажирском поезде № 326 явилось нарушение
технологии производства работ по устранению неисправностей, выявленных при проходе
путеизмерительного вагона.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог