...Чтобы привести технику в движение и использовать её до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику
по всем правилам искусства. Техника без людей, овладевших техникой, - мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой,
может и должна творить чудеса.
И. Сталин
Железная дорога - единственный вид транспорта, который осуществляет перевозки вне зависимости от погоды, во всех климатических условиях и и любое время года.
С 1960-х годов интенсивно разрабатывались и развивались системы высокоскоростного междугородного пассажирского транспорта рельсового типа. Такие системы допускают скорости движения до 300 км/ч при
средних скоростях до 160 км/ч. В данной статье приведен обзор высокоскоростных железных дорог эксплуатировавшихся в 20-м веке.
В Советском Союзе по сети железных дорог ходили секретные составы. Внешне они почти ничем не отличались от привычных
глазу пассажирских поездов. Внутри их стояли ядерные ракеты. БЖРК - боевые железнодорожные ракетные комплексы, - защищали нашу страну от врагов.
Опытный поезд Talent был представлен на линиях многих европейских стран уже в 1996 г. Из-за разнообразия
систем тока в Европе он исполнен как дизель-поезд.
В марте 1974 г. правительство Франции приняло решение о проектировании и строительстве двухпутной высокоскоростной линии для обслуживания
пассажирского движения между Парижем и Юго-востоком страны. Полностью этот участок введен в эксплуатацию осенью 1983 г.
Интересно продумана организация движения, конструктивные особенности и система ремонта поездов TGV.
С ноября 1999 г. на железных дорогах Финляндии находятся в эксплуатации 10 электропоездов серии Sm4 с пониженным уровнем пола, предназначенных
для обслуживания пригородных сообщений в районе Хельсинки.
Якунин заставил закупить для РЖД поезда типа ICE-3. Это хорошо знакомые Сапсаны.
Электропоезда типа ICE-T из вагонов с наклоняемыми кузовами появились на линии Штутгарт
- Цюрих и позволили сократить продолжительность поездки на 17 мин (до 2 ч 45 мин).
Высокоскоростные электропоезда типа ICE-3 ведены в эксплуатацию сначала на строящейся высокоскоростной линии Кёльн- Рейн/Майн (Франкфурт-на-Майне), затем в международных сообщениях.
При поездке между станциями железных дорог разной колеи пассажир вынужден делать пересадку, что сопряжено с потерей времени и разного
рода неудобствами. Эта проблема побудила разработать конструкцию, которая позволила бы автоматически изменять расстояние между колесами
колесных пар при движении поезда по специальному переходному участку между линиями разной колеи
Электропоезд серии Е2 состоит из шести моторных и двух прицепных вагонов. Конструкционная скорость поезда 315 км/ч. Ускорение при
трогании на площадке достигает 0,45 м/с2. Расчетная установившаяся скорость на открытом пути на подъеме 3 ‰ равна 300 км/ч, в тоннеле
на подъеме 30‰ - не ниже 170 км/ч. Воздействие нового поезда на путь при движении с высокой скоростью такое же, как поезда серии 200 линии Тохоку Синкансен.
Группа работников центрального аппарата и различных филиалов ОАО «РЖД» во главе с главным инженером Северо-Кавказской железной
дороги В.Ф. Танаевым в период с 8 по 13 июля 2007 г. посетила с рабочим визитом Японию. В ходе работы были осмотрены предприятия
по строительству, ремонту и обслуживанию подвижного состава для организации скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок Синкансен.
После начала эксплуатации первой высокоскоростной магистрали между городами Токио и Осака, входящей в систему линий Синкансен
была установлена ее недостаточная работоспособность при сильном поперечном ветре. Поэтому в дальнейшем стали применять усиленную
двойную недемпфированную контактную подвеску с увеличенным сечением и натяжением проводов. Но некоторые конструкции цепной подвески
оказались достаточно надежными и удобными в эксплуатации и были использованы на других высокоскоростных участках.
Железная дорога - это транспорт будущего. Управляется компьютерами, переносит по специальным трассам десятки тысяч тонн разнообразных
грузов, положение которых отслеживается навигационными спутниками, а локомотив в движение приводят новые мощные двигатели.
Сейчас, когда дороги запружены автомобилями, а запасы топлива подходят к концу, это технологическое чудо представляется
более чем своевременным. Старомодная техника, знакомая почти уже 200 лет, снова выходит на позиции транспорта будущего.