Контактная подвеска на скоростных линиях Японии

 

По теме "Синкансен"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Контактная подвеска на скоростных линиях Японии

Прошло несколько десятилетий с начала эксплуатации первой высокоскоростной железнодорожной магистрали Японии между городами Токио и Осака, входящей в систему линий Синкансен. На этой магистрали вначале была смонтирована двойная компенсированная контактная подвеска с пружинно-воздушными демпферами в струнах, состоящая из медно-кадмиевого несущего троса сечением 80 мм², медно-кадмиевого вспомогательного провода сечением 60 мм² и медного контактного провода сечением 110 мм². Натяжение каждого из проводов составляло 1000 даН (кгс).
Опыт эксплуатации такой подвески показал недостаточную ее работоспособность при сильном поперечном ветре. Поэтому при дальнейшем строительстве высокоскоростных линий применили усиленную двойную недемпфированную контактную подвеску с увеличенным сечением и натяжением проводов. Однако некоторые конструкции цепной подвески оказались достаточно надежными и удобными в эксплуатации и были использованы на других высокоскоростных участках. К таким конструкциям, в частности, можно отнести консоли, фиксаторы и струны.
В качестве поддерживающих конструкций применены поворотные изолированные трубчатые консоли, причем они спроектированы таким образом, что подкос с тягой составляют прямоугольный треугольник. Такая конструкция обеспечивает надежную работу консолей при повышенных изгибающих моментах.
На участках, свободных от искусственных сооружений, применяют прямые наклонные консоли со стержневыми или трубчатыми тягами. Первые работают на растяжение, а вторые — на сжатие.
Прямая наклонная консоль с трубчатой тягой
Прямая наклонная консоль с трубчатой тягой:
1 — трубчатый подкос; 2 — тяга; 3 — жесткая распорка; 4 — седло для несущего троса; 5 — стержневые изоляторы
На мостах и в тоннелях используют изогнутые консоли со стержневыми или трубчатыми тягами. Для повышения надежности работы наклонных консолей труба подкоса соединена с хомутом горизонтальной тяги жесткой распоркой.
В зависимости от горизонтального расстояния от оси поворота до седла несущего троса (стандартный размер) прямые консоли со стержневыми и трубчатыми тягами подразделяются на 7 типов каждая при стержневых тягах с минимальным размером 1850 мм и максимальным 3350 мм., а при трубчатых тягах соответственно 3600 и 5100 мм. Изогнутые консоли со стержневыми и трубчатыми тягами подразделяются на 3 типа каждая с минимальным стандартным размером 1900 мм и максимальным 2275 мм при стержневых тягах и соответственно 1850 и 2425 мм — при трубчатых тягах.
Изогнутая консоль с трубчатой тягой
Изогнутая консоль с трубчатой тягой:
1 — трубчатый подкос; 2 -- тяга; 3 — седло для несущего троса; 4 — стержневые изоляторы
Конструкции консолей дают возможность легко регулировать положение контактной подвески после ее монтажа. При этом номинальный регулировочный диапазон положения несущего троса по горизонтали относительно стандартного размера составляют +50...—100 мм для прямых консолей и +150...—200 мм — для изогнутых. Для прямых наклонных консолей допускается отклонение от номинального регулировочного диапазона +50...—100 мм. Максимальное отклонение несущего троса по вертикали от заданной его высоты после регулировки подвески не должно превышать 50 мм.
Известно, что при взаимодействии токоприемников электроподвижного состава (э.п.с.) с контактной подвеской под фиксаторами образуются так называемые «жесткие точки». Чем выше скорость движения и больше масса фиксаторов, тем хуже качество токосъема при их проходе. Поэтому фиксаторные устройства на высокоскоростных линиях Японии сконструированы таким образом, чтобы исключить их повреждения и обеспечить хорошее качество токосъема при больших скоростях.
Разработаны сочлененные фиксаторы для двойной цепной подвески на линиях вне искусственных сооружений и на мостах, в тоннелях. Для уменьшения массы фиксаторы выполнены из специального алюминиевого сплава, а фиксирующие зажимы — из алюминиевой бронзы. Поэтому фиксаторы не только легки, но и обладают противокоррозионными свойствами.
Сочлененный фиксатор для контактной подвески вне искусственных сооружений
Сочлененный фиксатор для контактной подвески вне искусственных сооружений:
1 —основной фиксатор; 2— дополнительный стержневой фиксатор для вспомогательного троса; 3 — дополнительный стержневой фиксатор для контактного провода; 4 — спиральная пружина;
5 — фиксаторная стойка; 6 — ветровая связь
Сочлененный фиксатор для контактной подвески в искусственных сооружениях
Сочлененный фиксатор для контактной подвески в искусственных сооружениях:
1 — основной фиксатор; 2 — дополнительный гибкий фиксатор для вспомогательного троса; 3 — дополнительный стержневой фиксатор для контактного провода; 4 — спиральная пружина;
5 — фиксаторная стойка
Между основанием фиксатора контактного провода и фиксаторной стойкой установлена спиральная пружина, облегчающая условия прохода фиксаторов токоприемниками э. п. с. Это повышает качество токосъема.
Фиксаторная стойка, предназначенная для крепления фиксаторов контактного провода и вспомогательного троса, присоединена к трубчатому основному фиксатору с помощью болтового зажима. При этом обеспечивается легкая регулировка горизонтального положения дополнительных фиксаторов, а следовательно, положения контактного провода в плане.
При необходимости дополнительный фиксатор вспомогательного троса может быть закреплен при помощи специального зажима непосредственно на основном фиксаторе.
Для надежной работы при сильном ветре между дополнительным фиксатором вспомогательного троса и основным фиксатором устанавливают ветровую связь.
Фиксаторы контактного провода, предназначенные для работы на главных путях, выдерживают растягивающую нагрузку не менее 380 даН, а в остальных случаях — не менее 250 даН.
Фиксаторы вспомогательного троса выдерживают нагрузку соответственно не менее 340 и 200 даН.
Надежность работы контактной подвески, удобство ее монтажа и эксплуатации в значительной мере зависят от конструкции струн и струновых зажимов. Для соединения контактного провода с вспомогательным тросом в двойной цепной подвеске на скоростных линиях Японии применяют специальные петлевые струны с зажимами на контактном проводе с запирающим устройством. Зажим сконструирован с учетом результатов исследования всех рабочих процессов монтажа контактного провода и может быть легко установлен в нужном месте.
Соединительный болт зажима снабжен на конце упругим элементом, представляющим собой кулачковый запирающий рычаг, с помощью которого зажим надежно закрепляется на контактном проводе. Запирающий рычаг может занимать три положения, соответствующие незакрепленному состоянию зажима на контактном проводе, временному и постоянному его закреплению. Окончательное закрепление зажима осуществляется после прохода рычагом «мертвой точки», что гарантирует эксплуатацию только надежно закрепленных струновых зажимов.
Такие зажимы имеют следующие преимущества: для их монтажа и демонтажа не требуется специального рабочего инструмента, достаточно иметь лишь плоскогубцы; обе щеки струнового зажима соединяются при помощи болта с запирающим штифтом, что исключает опасность их разъединения; положение струновых зажимов после их установки на контактном проводе контролируют с земли.
Петлевая струна с зажимом имеет определенные механические характеристики. Усилие на срыв зажима с контактного провода вдоль струны составляет не менее 500 даН.
Усилие натяжения между вспомогательным тросом и петлевой струной — не менее 300 даН. Усилие на сдвиг вдоль контактного провода — не менее 20 даН. Усилие поворота зажима вокруг оси контактного провода — не менее 250 даН/см.
Для соединения вспомогательного и несущего тросов в двойной контактной подвеске используются однозвеньевые струны со специальными зажимами, рассчитанными на соответствующее сечение троса. Струновой зажим разработан с целью более легкого монтажа по сравнению с традиционными болтовыми или клиновыми зажимами.
Корпус зажима для предохранения его от коррозии отливают из алюминиевой бронзы, а специальный запорный болт делают из фосфорной бронзы. Зажим надежно устанавливается на несущем или вспомогательном тросе путем легкого поворота плоскогубцами запорного болта, вставленного в корпус зажима и струновое кольцо. При этом можно легко и быстро выполнять работы, связанные с регулировкой контактной подвески и заменой струн между несущим и вспомогательным тросами.
Петлевая струна с зажимом для контактного провода
Петлевая струна с зажимом для контактного провода:
1 — петлевая струна; 2 — корпус зажима (две щеки); 3 — соединительный болт; 4 — запирающий рычаг
Положения запирающего рычага зажима для контактного провода
Положения запирающего рычага зажима для контактного провода:
I — незакрепленное положение; 2 — временное закрепление; 3 — постоянное закрепление
Однозвеньевая струна с зажимом для несущего троса в незакрепленном положении
Однозвеньевая струна с зажимом для несущего троса в незакрепленном положении:
1 — однозвеньевая струна; 2 — несущий трос; 3 — корпус зажима; 4 — запорный болт
Однозвеньевая струна с зажимом для несущего троса в закрепленном положении
Однозвеньевая струна с зажимом для несущего троса в закрепленном положении:
1 — однозвеньевая струна; 2 — несущий трос; 3 — корпус зажима; 4 — запорный болт
Состояние установленных струновых зажимов контролируют с земли по положению запорного болта. Струновой зажим, смонтированный на несущем или вспомогательном тросе, выдерживает усилие, приложенное к нему вдоль струны, не менее 800 даН. Усилие на сдвиг зажима вдоль троса составляет не менее 20 даН.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0049 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика