Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Как создавалась технология работы парком контейнеров в СНГ (1992 - 1998 годы)
Впервые после создания Совета по железнодорожному транспорту и Дирекции Совета вопрос по
контейнерным перевозкам был рассмотрен на 2 заседании Совета (6 мая 1992г. в г. Москве).
На нем было принято решение одновременно с разделением вагонного парка МПС СССР начать
соответствующую работу по разделению контейнерного парка. В соответствии с утвержденным на заседании
Совета планом разработки системы использования, технического обслуживания и ремонта парков грузовых
вагонов и контейнеров на сети железных дорог на 1992 год Дирекции Совета поручено до июня 1992 года
представить на рассмотрение на заседании Совета проект методики расчета доли государств в общей
собственности инвентарного парка, а ВНИИЖТу до июля 1992 года произвести соответствующий расчет,
представленный на 3-м заседании Совета. Для пономерного разделения контейнеров ВНИИЖТ должен был
представить в июне 1992 года согласованную методику физического разделения контейнеров (рассмотрена
на 6-м заседании Совета). В октябре 1992 планировалось создание на дорогах и в ГВЦ МПС РФ базы
данных по инвентарному парку контейнеров. В декабре ГВЦ МПС должен был произвести расчеты по
разделению парка контейнеров, а Дирекция Совета - вынести на рассмотрение результаты расчета
разделения парков (разделение балансовой стоимости завершено только в 1997 году).
Одновременно ВНИИЖТу поручалась разработка проекта инструктивных указаний по принципам
технического обслуживания, ремонта, технической приемки-передачи по стыкам и пунктам учета перехода
вагонов и контейнеров при совместном использовании с рассмотрением их в сентябре на заседании
Совета. В целях уточнения фактического наличия и состояния контейнерного парков было решено
произвести на всех железных дорогах государств-участников СНГ и Балтии перепись контейнеров до 1
июля 1992 года. Разработка программы переписи, порядка представления и обработка данных переписи на ИВЦ железных дорог, а также печатание и рассылка необходимых бланков поручалась МПС России. Это
решение выполнено не было.
Во исполнение решений Совета была создана рабочая группа, которой была подготовлена методика
долевого разделения собственности парка контейнеров исходя из фактического наличия контейнеров на
железных дорогах сети по статистической отчетности КЭО-4 за 1991 год.
На 3-м заседании Совета (25 июня 1992 года в г. Киеве) эта методика была
рассмотрена. Совет постановил утвердить предложенную Методику долевого разделения, однако в связи с
изменением в 1991-1992 годах границ железных дорог произвести перерасчет наличия парка контейнеров
на основе фактических данных 1991 года.
Рабочей группе было поручено также рассмотреть предложение Армянской железной дороги об учете
сложившихся в 1991 году обстоятельств, вызвавших сокращение наличия парка. Железнодорожным
администрациям до завершения разделения парка установлено приостановить исключение контейнеров из
инвентаря с 1 июля 1992 года. Для тех железнодорожных администраций, которые допустят исключение из
инвентаря после этой даты контейнеры при разделении подлежали изъятию в размере исключенных.
На 5-м заседании Совета (20 октября 1992 года в г. Минске) было принято решение
согласиться с проектом Соглашения о разделении инвентарных парков контейнеров бывшего МПС СССР
между государствами - участниками государств Содружества и Балтии и их дальнейшем совместном
использовании и подготовить этот документ для подписания главам государств.
На этом же заседании был утвержден перечень форм оперативной и статистической отчетности,
передаваемой железными дорогами государств-участников Содружества. Дирекции Совета поручено при
необходимости вносить предложения по изменению состава информации и сроков ее передачи, а также
замечания к Инструктивным указаниям по их заполнению. Однако, как будет сказано ниже, в части
контейнерных перевозок предложения Дирекции не учитываются.
На 6-м заседании Совета (20 ноября 1992 года в г. Кишиневе) была рассмотрена
Методика разделения инвентарного парка контейнеров и долевое и количественное разделение
инвентарного парка контейнеров. Совет принял решение утвердить Методику пономерного разделения и
итоговые данные долевого и количественного разделения инвентарного парка контейнеров МПС СССР между
государствами.
В результате долевого разделения Российская Федерация получила 68,3% всех контейнеров от общего
количества, Украина -13,4%, Казахстан и Узбекистан - около 5% каждая, Азербайджанская и Молдавская
республика и Беларусь - 1- 2% каждая, остальные государства - менее 1%. Позднее на 12 заседании
Совета было принято решение поручить ВНИИЖТУ произвести корректировку квот с учетом приобретения
новых и списания старых контейнеров, однако предложения ВНИИЖТ не были утверждены на заседании
экспертов.
На 7-м заседании Совета (6 февраля 1993 года в г. Алма-Ате) был принят план
неотложных мероприятий по совместному использованию универсальных контейнеров, в число которых
вошли:
1. По разделению парка контейнеров в первом квартале 1993 года:
рассылка ГВЦ МПС России магнитоносителей с номерами контейнеров железнодорожных администраций
государств-участников Соглашения о совместном использовании вагонов и контейнеров (выполнено);
разработка ГВЦ МПС и ПКТБ АСУЖТ справочной системы распознавания принадлежности контейнера
государству-собственнику (выполнено);
разработка, утверждение и рассылка документации нанесение на контейнеры обозначений
государств-собственников Дирекцией Совета совместно с ЦВ, ЦМ и проектно-конструкторским бюро ЦВ МПС
России и вынесения на заседание Совета определения порядка и сроков нанесения трафаретов на
контейнеры разделенного парка (выполнено);
2. По разработке порядка передачи контейнеров между государствами - разработка ВНИИЖТом и ЦМ МПС России в первом квартале 1993 года проекта положения о порядке
передачи контейнеров в межгосударственном сообщении и рассмотрение этого документа во втором
квартале 1993 года на заседании Совета (рассмотрен на 9-м заседании Совета).
3. По разработке правил взаиморасчетов за использование контейнеров:
разработку ВНИИЖТом в первом квартале 1993 года проекта Правил взаиморасчетов за использование
контейнеров между государствами-участниками Соглашения о совместном использовании и рассмотрение его
во втором квартале на заседании Совета (рассмотрен на 8 заседании Совета).
4. По созданию автоматизированной системы учета перехода контейнеров через стыковые пункты
сопредельных государств и обмена контейнерами с морскими и речными пароходствами: разработка НИИЖА, ВНИИЖТом, ПКТБ АСУЖТ и ГВЦ МПС России во втором квартале 1993 года плана
графика по созданию автоматизированной системы номерного учета (выполнен).
На этом же заседании Совета решено проводить ежегодную перепись контейнеров на железных дорогах.
Это решение в то время не выполнялось.
22 января 1993 года Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ было подписано
решение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между
государствами-участниками Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской
Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании.
Одновременно было подписано всеми главами правительств также Соглашение о разделении инвентарных
парков грузовых вагонов и контейнеров, а позднее 12 марта 1993 года Соглашение о совместном
использовании грузовых вагонов и контейнеров.
На 8 заседании Совета(4 июня 1993 года в г. Ташкенте) были рассмотрены,
представленные рабочей группой железнодорожных администраций и Дирекцией Совета и утверждены
Правила взаиморасчетов за пользование универсальными контейнерами в межгосударственном сообщении.
Дирекции Совета совместно с железнодорожными администрациями поручено осуществить отработку системы
взаиморасчетов в 3-м квартале 1993 года и доложить ее результаты на Совете. Взаиморасчеты
предлагались начать в 4-м квартале 1993 года. Заседание согласилось с предложениями железнодорожных
администраций Украины и Латвии о необходимости изменения порядка учета и взаиморасчетов за
пользование контейнеров и поручило ВНИИЖТу и ПКТБ АСУЖТ подготовить необходимые изменения и
представить их на согласование в 4-м квартале 1994 года заседанию Совета.
Также было принято решение для корректировки квоты государств -участников Соглашения за начало
отсчета исходить из общего наличия парка контейнеров по отчетным данным формы КЭО-4 по состоянию на
1 января 1992 года.
Также заседание Совета поручило Дирекции Совета совместно с железнодорожными администрациями и
ВНИИЖТом провести необходимую подготовительную работу по проведению переписи контейнеров (проект
разработанной Методики по переписи рассмотрен на 11-м заседании Совета).
На 9-м заседании Совета (14-15 октября 1993 года в г. Бишкеке) было принято
Временное соглашение о порядке передачи вагонов и контейнеров с грузами через межгосударственные
железнодорожные переходы государств-участников Содружества и Республики Грузия.
Совет также рассмотрел ход подготовки нормативных документов по совместному использованию
контейнерного парка:
было заслушана и принята к сведению информация по разработке систем пономерного учета передачи (и
слежения) контейнеров в межгосударственном сообщении и номерного банка данных инвентарного парка
контейнеров;
всем железнодорожным администрациям рекомендовано принять меры по внедрению системы АСОУК-1 и
завершить ее внедрение в первом квартале 1994 года (повторно рассматривался на 10 и 12 заседаниях
Совета);
определено на переходный период (т.е. до разработки системы пономерного слежения проводить
ежегодную перепись контейнеров на железных дорогах государств-участников Соглашения). Дирекции
Совета совместно с железнодорожными администрациями, ГВЦ МПС РФ и ВНИИЖТом разработать методические
материалы для осуществления переписи (решение не выполнено);
Совет согласился с необходимостью разработки с последующим введением в действие нового
перевозочного документа на контейнерные перевозки - аналога натурного листа поезда, содержащего
номерной список контейнеров, находящихся в поезде. ВНИИЖТу совместно с железнодорожными
администрациями поручено разработать такой документ (документация не была утверждена);
в целях обеспечения достоверных взаиморасчетов установлено представление ежедекадной ( а не
месячной как ранее) отчетности о наличии парка контейнеров формы КЭО-4, а Дирекции Совета по
отчетным данным произвести опытные взаиморасчеты за пользование контейнерным парком (выполнено).
Было также принято решение о разделении неисправных контейнеров, выявленных переписью 1993 года в
количестве 9576 единиц, как не имеющих собственника по всем железнодорожным администрациям по
утвержденной на 6 заседании Совета доле (выполнено).
На 10-м заседании Совета (20-21 января 1994 года в г. Воронеже) были рассмотрены
результаты опытных взаиморасчетов за пользование контейнерами в ноябре 1993 года. Результаты
взаиморасчетов были приняты к сведению.
Железнодорожным администрациям рекомендовано усилить контроль за надлежащим содержанием и
использованием контейнеров, обеспечить своевременную и качественную ежедекадную передачу отчетности
КЭО-4, завершить в первом полугодии 1994 года работы по нанесению на контейнеры цифровых обозначений
государств-собственников и запретить с 1 января 1995 года использование в межгосударственном
сообщении универсальных контейнеров не имеющих цифровых обозначений государств-собственников
(решение не выполнено, что подтверждено переписью 1997 года).
Было поручено ВНИИЖТу совместно с железнодорожными администрациями и Дирекцией Совета разработать
программу оздоровления парка контейнеров на период до 1995 года и предложения по квотам приобретения
парка контейнеров в 1994 -1996 годах, которые не были утверждены.
Совет согласился с намеченными рабочей группой экспертов железнодорожных администраций
мероприятиями по повышению достоверности отчета КЭО-4:
внедрением во втором квартале 1994 года автоматизированной системы сбора и передачи информации об
использовании контейнерного парка (АСОУК-1), рассмотренные на 12-м заседании Совета;
разработкой автоматизированной системы учета контейнеров в соответствии с разделом 3 отчета
ДО-1, решение выполнено;
созданием до конца 1994 года централизованной информационной базы контейнеров. Полная система
автоматизированной базы данных (АБД ПК) начала функционировать только с 1 января 1997 года.
На 11-м заседании Совета (26-27 мая 1994 года в г. Ашхабаде) были утверждены
представленные проекты Методических положений о переписи контейнерного парка, проведенной в сентябре
1994 года. и Положения о порядке передачи универсальных контейнеров, введенное в действие с 1 июля
1994 года.
Кроме того на заседании приняты к сведению результаты взаиморасчетов за пользование контейнерным
парком и поручено Дирекции Совета совместно с железнодорожными администрациями и ВНИИЖТом
подготовить предложения по изменению и дополнению Правил взаиморасчетов и согласования их в рабочем
порядке.
Для корректировки базы данных контейнерного парка железнодорожным администрациям поручено
передать данные в ГВЦ МПС России о списании и приобретении контейнеров в период с 1 августа 1992
года по 31 декабря 1993 года и в дальнейшем ежемесячно. С 1998 года в связи функционированием АБД ПК эти данные поступают ежедневно.
Заседание Совета согласилось с предложением рабочей группы экспертов о необходимости разработки к
декабрю 1994 года в связи с резким сокращением контейнеропотоков и изменением их направления
разработки нового плана формирования вагонов с контейнерами.
15 сентября 1994 года в соответствии с решениями 11 заседания Совета была проведена перепись
контейнерного парка на железных дорогах государств - участников Соглашения. На момент переписи
балансовое наличие составляло 632948 среднетоннажных контейнеров и 158912 крупнотоннажных.
Переписано среднетоннажных 319748 контейнеров или 50,5% от балансового наличия и 77443
крупнотоннажных контейнеров (48,7% от балансового наличия). На ряде дорог (Азербайджанской,
Грузинской, Киргизской, Молдавской, Туркменской и Эстонской) фактическое общее наличие всех
переписанных контейнеров оказалось больше балансового. Так на Азербайджанской превышение составило
16,3%, на Грузинской - 90,6%, на Туркменской в 2, 76 раза. На дорогах России, Украины, Белорусской,
Среднеазиатской и Литовской количество переписанных контейнеров составило 45-60% от балансового
наличия.
Наличие крупнотоннажных контейнеров, выявленных переписью, оказалось больше балансового наличия
на Азербайджанской, Белорусской, Туркменской и Латвийской ж.д. в среднем на 5-10%.
По результатам переписи было изменено балансовое наличие только тех железных дорог и ж.д.
администраций, на которых количество переписанных контейнеров оказалось больше балансового наличия.
На 12-м заседании Совета (8-9 декабря 1994 года в г. Москве) была принята
информация Дирекции Совета об итогах переписи контейнеров. Учитывая большие расхождения между
балансовым наличием и количеством переписанных контейнеров, результаты переписи были признаны не
удовлетворительными, поэтому решение Совета предусматривало:
поручить железнодорожным администрациям
установить причины расхождения балансового наличия и результатами переписи и проинформировать об
этом Дирекцию (большинство железнодорожных администраций указали на несовершенствие системы
достоверного учета) и одновременно представить в Дирекцию Совета до 1 апреля 1995 года предложения
по изменению методологии оперативного и статистического учета наличия и дислокации контейнерного
парка (на основании которых были разработаны новые Инструктивные указания о порядке составления
отчетных и учетных форм по контейнерным перевозкам);
создать рабочую группу в составе представителей железнодорожных администраций, ВНИИЖТ, НИИЖА, ГВЦ
МПС России и Дирекции Совета для подготовки предложений по рассмотрению на заседании Совета по
проведению очередной переписи и выверки инвентарного парка контейнеров (решение выполнено).
В связи со значительными расхождениями между фактическим и балансовым наличием контейнеров решено
до ввода в промышленную эксплуатацию АСУ пономерного учета не производить переход от опытных
взаиморасчетов к производственным, т.е. отменить взаиморасчеты.
На этом же заседании была заслушана и принята к сведению информация Дирекции Совета о ходе
разработки автоматизированной системы пономерного учета использования контейнеров, а также перехода
контейнеров по межгосударственным стыковым пунктам, морским и речным портам. Был согласован общий
координационный план разработки и внедрения системы в 1995-1996 годах. Дирекции Совета поручено с
причастными на основе общего плана разработать и утвердить детальный план проведения работ по
созданию автоматизированной системы пономерного учета (решение выполнено).
Руководителям железнодорожных администраций было рекомендовано принять меры к завершению
внедрения в первом квартале 1995 года автоматизированной системы сбора и обработки информации о
работе контейнерного парка (АСОУК-1), а также оснащению пунктов перехода АРМ СПВ и оператора конторы
передачи информации.
На 13-м заседании Совета (18-19 мая 1995 года в г. Одессе) было заслушано
сообщение Дирекции Совета о внедрении автоматизированной системы сбора и обработки информации о
работе контейнерного парка (АСОУК-1). Было отмечено, что решение предыдущего, 12 заседания не
выполняется железнодорожными администрациями Республики Армения, Азербайджанской Республики и
Республики Грузия. Было предложено указанным железнодорожным администрациям рассмотреть причины
невыполнения решения о внедрении системы АСОУК-1 и принять меры к ее завершению.
К 1997 году эта система стала функционировать, в Дирекции Совета установлен АРМ АСОУК, но, как
выяснилось в процессе использования, эффективность ее крайне низка в первую очередь из-за того, что
к сожалению эта работа не была доведена в ГВЦ МПС до конца. В справке 9310 «Основные
показатели работы контейнерного парка», выдаваемой Дирекции Совета присутствовала "Среднеазиатская ж.д.",
а информация поступала только о работе Узбекской железной дороги, за Таджикистан
информацию не вводили, формы отчетности неудобны для анализа использования
контейнерного парка. Информация поступала не со всех дорог: Литовская железная дорога отказалась
представлять в ГВЦ МПС информацию по ряду информационных макетов, данные также отсутствуют с дорог
Калининградской и Сахалинской МПС России, и Таджикской железной дороги.
Решением этого же заседания Совета утвержден и с 28 мая 1995 года введен в действие новый план
формирования вагонов с контейнерами в межгосударственном сообщении.
Руководителям железнодорожных администраций предписывалось обязать начальников отделений
разработать и утвердить календарные планы приема грузов в контейнерах, обеспечивающих максимальное
формирование прямых вагонов. Одновременно было дано задание Дирекции Совета совместно с
администрациями железных дорог, НИИЖА, ГВЦ МПС России разработать в 1995 году новую методику расчета
на ЭВМ плана формирования вагонов с универсальными контейнерами, в которых учесть изменившиеся
условия работы железных дорог (решение выполнено).
Совещание экспертов 20-22 сентября 1995 года рассмотрело вопрос уточнения основных
положений по нанесению кодов государств-собственников на контейнеры без трафаретов, поступающие в
груженном и порожнем состоянии с морских и речных портов, автотранспорта и из третьих стран.
Рассмотренный проект методических указаний по исключению из обращения на сети дорог стран СНГ и
Балтии с неправильной нумерацией и без трафаретов принадлежности согласовать и представить для
утверждения на заседании Совета (утвержден на 15 заседании Совета).
Совещание рассмотрело также основные принципы взятия на учет как основные средства контейнеров
бывшего МПС СССР, по которому принято решение просить ГВЦ МПС определить среднюю остаточную
стоимость распределенных контейнеров, а железнодорожным администрациям направить в Дирекцию Совета
свое согласование.
На 14-м заседании Совета (30 ноября - 1 декабря 1995 года в г. Витебске) были
отмечены возникшие осложнения с обеспечением перевозок грузов в контейнерах в связи с нерешенными
вопросами по совместному их использованию и регулированию. В связи с этим было установлено считать
необходимым специальное рассмотрение на заседании Совета комплекса проблем работы и содержания
контейнерного парка с учетом предложений железнодорожных администраций.
Разделение контейнерного парка не было завершено до конца. Необходимо было
произвести передачу контейнеров, как основных фондов с дорог приписки в государства-собственницы и
взятие их на учет по новому месту регистрации. Во исполнение этого решения на совещании 24-26
января 1996 года была рассмотрена методика определения балансовой стоимости инвентарного парка
контейнеров по состоянию на 1 января 1992 года. Совещание приняло решение эту Методику утвердить и
поручить ГВЦ МПС в соответствии с ней произвести расчеты для каждой администрации.
Совещание рассмотрело вопрос о ходе разработки АСУ пономерного учета передачи контейнеров по
которому железнодорожные администрации, в процессе обсуждения высказали необходимость конкретизации
системы. Был намечен опытный полигон: дороги Украины, России, Белоруссии и стран Балтии.
По вопросу рассмотрения проекта Методических указаний по исключению из обращения на сети дорог
контейнеров с неправильной нумерации и без трафаретов принадлежности совещание приняло решение
одобрить в основном представленный проект и направить его железнодорожным администрациям с
последующим утверждением на заседании Совета. Одновременно был рассмотрен вопрос выверки базы данных
контейнерного парка. Было принято решение приять за основу методику выверки базы данных, имеющихся в
ГВЦ и поручить ГВЦ МПС РФ завершить выверку в первом квартале этого года.
Основной целью выверки явилось создание в ГВЦ МПС РФ автоматизированного банка данных
контейнерного парка железнодорожных администраций государств-участников Соглашения (АБД ПК).
Сравнение номерной базы данных ГВЦ МПС РФ с записями по книгам учета формы ВУ-63К показало, что
не все контейнеры номерной базы данных подтверждены записями в книгах ВУ-63К. Кроме того среди
номеров контейнеров в ГВЦ МПС РФ были обнаружены номера старой системы, с нумерацией не
соответствующие системой МПС, искаженные номера, номера, которые не отпускались ЦЧУ
заводам-изготовителям, повторяющиеся номера (двойные и т.д.).
На 15-м заседании Совета (4-5 апреля 1996 года в г. Кишиневе) были рассмотрены и
утверждены новые Инструктивные указания о порядке составления отчетных и учетных форм по перевозке
грузов в контейнерах, введенные в действие с 1 сентября 1996 года и Методические указания о порядке
перенумерации контейнеров с искаженной нумерацией и без трафаретов принадлежности, введенные с 1 мая
1996 года.
В новых Инструктивных указаниях о порядке составления отчетных и учетных форм по перевозкам
грузов в контейнерах был полностью переработан отчет формы КЭО-4 «Отчет о наличии и использовании
контейнеров», дополнены разделы в отчетах КЭО-3 «Отчет о движении контейнеров», КЭО-1 «Отчет о
контейнерных перевозках и простое контейнеров», КЭО-2 «Отчет об отправлении контейнеров по станциям
назначения». В этих отчетах появилась возможность охватить учетом контейнеры принадлежности железных
дорог на любом виде транспорта, учет охватывает все контейнеры в любом состоянии, введен учет
контейнеров собственных, принадлежности организаций и фирм, находящихся на железнодорожном
транспорте. На основании отчета КЭО-2 появилась возможность детальнее рассмотреть контейнеропотоки
при разработке планов формирования вагонов с контейнерами.
Методические указания о порядке перенумерации контейнеров с искаженной нумерацией и без
трафаретов принадлежности дает четкое определение контейнерам с искаженным номером, контейнеров с
неверной принадлежностью или без принадлежности, конкретные действия работников контейнерных
площадок, вагонных депо по исправлению номеров и кода принадлежности контейнера. Однако, как
показала последняя перепись железнодорожными администрациями эти указания выполняются не в полном
объеме.
Также на этом заседании, в связи с тем, что стороны не пришли к единому мнению по порядку
применения подготовленного Соглашения по использованию контейнеров при перевозках грузов в третьи
страны Дирекции Совета поручено совместно с железнодорожными администрациями продолжить работу по
совершенствованию использования контейнеров в третьи страны. Советом поручено временно до перехода
на работу парками контейнеров на основе пономерного учета перевозки в третьи страны осуществлять на
основе двух и многосторонних соглашений между участниками перевозок с участием экспедиторских
организаций.
Совет также рассмотрел предложенный МПС России вопрос о разделении парков контейнеров по
балансовой стоимости, формировании уточненных данных об инвентарных парков контейнеров, переходе на
автоматизированный пономерной учет контейнерного парка, подготовке к переходу на работу парками
контейнеров на основе пономерного учета и принял за основу проект Плана действий по подготовке к
переходу на работу парками контейнеров железнодорожных администраций на основе пономерного учета.
На совещании экспертов железнодорожных администраций 28-30 мая 1996 года были рассмотрены
откорректированные проекты расчета плана формирования вагонов с контейнерами и Методических указаний
о порядке проведения переписи контейнерного парка в 1997 году, по которым были приняты решение
согласовать эти представленные документы.
Новая методика расчета плана формирования предусматривала отказ от календарного планирования и
приема груза по предъявлению. В ней утверждены также величины минимальных потоков универсальных
контейнеров. Методика позволила составлять план формирования крупнотоннажных контейнеров.
После сообщений ЦЧУ МПС РФ и ГВЦ по вопросам хода выверки наличия контейнерного парка и расчета
балансовой стоимости было принято решение согласовать представленные Методические положения по
корректировке АБД ПК с учетом замечаний, рассмотреть результаты выверки на очередном совещании, а
балансовую стоимость инвентарного парка принять как предварительную и просить ГВЦ МПС РФ после
завершения выверки наличия контейнерного парка сообщить балансовую стоимость каждой железнодорожной
администрации.
В связи с тем, что на среднетоннажных контейнерах наносятся два цифровых кода принадлежности
железнодорожной (например «20» -МПС России) и государственной (например «643» - Россия) совещание
постановило считать необходимым нанесение на среднетоннажные контейнеры двухзначного кода
железнодорожной администрации, а трехзначный код государства-собственника наносить на новые
контейнеры с уведомлением заводов - изготовителей.
На совещании экспертов железнодорожных администраций 18-20 июня 1996 года рассмотрен ход
внедрения АСУ пономерного учета контейнеров при передачи контейнеров по межгосударственным стыкам.
Совещание утвердило план организационно-технических мероприятий по внедрению АСУ пономерного учета.
Был рассмотрен также вопрос готовности железнодорожных администраций к введению
с 1 сентября новых инструктивных указаний о порядке составления отчетных и учетных форм, о создании
рабочей группы по разработке новых Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование
универсальными контейнерами. Было заслушано сообщение ИТЦ ГВЦ МРС РФ о предварительных результатах
выверки инвентарного парка контейнеров и расчетах балансовой стоимости, которые были розданы всем
железнодорожным администрациям для рассмотрения и согласования.
В соответствии с решением совещания рабочей группы от 15-17 ноября 1995 года были рассмотрены
ответы железнодорожных администраций на запрос о количестве списанных контейнеров бывшего парка МПС
СССР, списанных с 1990 года. Было принято решение не исключать из базы данных контейнеры, списанные
АО «Балтийским морским пароходством» до проведения очередной переписи.
Совещание 25-27 сентября 1996 года рассмотрело ход выверки базы данных и отметило, что
замечания поступившие от железнодорожных администраций учтены, проделана хорошая работа по корректировки
картотеки с учетом поступивших замечаний. Совещание постановило поручить ГВЦ МПС РФ закончить выверку
базы данных контейнерного парка и вместе с результатами балансовой стоимости вынести на утверждение
на Совете. Также до окончания базы данных контейнеры не имеющие собственника сохранить отдельным
массивом до окончания выверки базы данных.
Также после доклада ЦЧУ МПС РФ о проведении паспортизации контейнерного парка и в связи с
необходимостью централизации учета контейнерного парка принято было решение утвердить технический
паспорт на контейнер как единый унифицированный документ для ведения инвентарного учета парка
контейнеров стран СНГ и Балтии. В связи с тем, что составление технического паспорта требует прежде
всего собственного кода для крупнотоннажных контейнеров совещание постановило всем железнодорожным
администрациям зарегистрироваться в BIC до 1 января 1997 года.
Паспортизации подлежали все контейнеры принадлежности любой железнодорожной администрации как
полученные после разделения контейнерного парка, так и вновь приобретаемые. Технический паспорт на
контейнер содержит данные о номере, принадлежности контейнера, стоимостных показателях, сведения о
последнем ремонте. Однако как свидетельствуют многочисленные телеграммы от железнодорожных
администраций паспортизация продвигается крайне медленно в первую очередь из - за отсутствия
реальных данных о дислокации контейнеров для отправления их в вагонные депо.
На совещании экспертов железнодорожных администраций 4-6 декабря 1996 года рассмотрен ход
внедрения АСУ пономерного учета контейнеров при передаче по межгосударственным стыкам на опытном
полигоне Белоруссии, Латвии и России и принято решение завершить работы по отладке контейнерной
модели с формированием и передачей соответствующего информационного сообщения из ИВЦ дорог и ГВЦ МПС
России. В целях успешного внедрения системы пономерного учета передачи контейнеров на дорогах
государств СНГ и Балтии рекомендовано: рассмотреть вопрос о соответствии вычислительных средств с
требуемыми объемами задач; принять меры по ускорению оборудования АРМами СПВ пограничных переходов,
работающих в настоящее время по технологии передачи натурного листа (так называемой «старой»
технологии); для повышения достоверности информации произвести доработку системы для взаимодействия
с АБД ПК; делегация Украины сообщила, что по Украине информация с АРМ СПВ, разработанных
специалистами УЗ передается в ГИВЦ, для взаимодействия ГВЦ МПС России с ГИВЦ Укрзализныци принято
решение передать в ГИВЦ структуру сообщения и алгоритм сжатия информации.
На этом же совещании ИТЦ доложил о результатах проведенной выверки базы данных. Совещание
приняла решение считать выверку базы данных законченной и вместе с расчетами балансовой стоимости
вынести для обсуждения на 17 заседание Совета. Также было решено временно считать целесообразным
вести корректировку сетевой и дорожных картотек по существующей технологии. ГВЦ МПС РФ было поручено
разработать корректировку АБД ПК в автоматизированном режиме с обязательным квитированием (т.е.
оформлением машинной квитанции).
Совещание постановило вынести на утверждение на 17 заседание Совета проект Методических указаний
о проведении переписи универсальных контейнеров с учетом замечаний, поступивших от железнодорожных
администраций.
На совещании рассмотрены также ход разработки нового плана формирования вагонов с контейнерами с
целью рассмотрения его на следующем совещании в марте 1997 года; внедрении новых Инструктивных
указаний о порядке составления отчетных и учетных форм, о плане работ по автоматизации
статистической отчетности по контейнерным перевозкам, о мерах принимаемыми железнодорожными
администрациями по обеспечению сохранности контейнерного парка и приняты соответствующие решения.
Дирекция Совета на совещании отметила, что железнодорожными администрациями нарушается п.4.7.
Соглашения о принципах совместного использования универсальных контейнеров и допускается исключение
из инвентаря «чужой» администрацией без согласия собственника. По этому вопросу принято решение
представить каждой администрацией в Дирекцию Совета собственные механизмы исключения контейнеров, а
также обобщить предложения по проекту Методики взаиморасчетов за списание контейнеров для обсуждения
на очередном заседании экспертов с вынесением на утверждение на заседание Совета.
На 17-м заседании Совета (24-25 января 1997 года в г. Санкт-Петербурге) была
рассмотрена группа вопросов об использовании контейнерного парка.
Были утверждены Методические указания о порядке организации проведения переписи контейнерного
парка 1997 года на территории всех государств участников Соглашения, а также в третьих странах. По
результатам переписи Совет постановил ГВЦ и ЦЧУ МПС РФ совместно с Дирекцией Совета произвести
корректировку квот собственности железнодорожных администраций пропорционально утвержденным долям, а
также с учетом приобретения и списания ими контейнеров за прошедшее с момента разделения время и
после этой корректировки и последующей за ней перенумерации произвести контрольную общую перепись в
1998 году.
На заседании были рассмотрены результаты выверки наличия контейнерного парка принадлежности
железнодорожных администраций. Было принято решение принять к сведению предварительные результаты
выверки и продолжить работу по созданию базы данных контейнерного парка с учетом предложений и
замечаний железнодорожных администраций. ГВЦ МПС поручено результаты выверки по состоянию на 1
января 1997 года направить всем железнодорожным администрациям, разработать и согласовать на
совещании представителей железнодорожных администраций принципы организации АБД ПК, технологию ее
поддержки в актуальном состоянии, технологию взаимодействия ГВЦ с ИВЦ железнодорожных администраций
в оперативном режиме. Руководителям железнодорожных администраций предписывалось обязать причастных
работников информировать в оперативном режиме ГВЦ МПС РФ о списании, приобретении,
перетрафаречивании и перенумерации контейнерного парка (проведенная перепись показала, что это
решение выполняется не полностью).
Количество официально зарегистрированных железнодорожных контейнеров
Дата учета контейнеров всех железнодорожных администраций
Количество контейнеров
Трехтонные
Пятитонные
Крупнотоннажные
26 июня 1996 г.
286138
492439
178782
31 декабря 1996 г.
289531
483242
182334
Выверенная база данных постоянно поддерживается в актуальном режиме. С вычислительных центров
дорог поступает информация о всех изменениях в номерах контейнеров (поступление новых, исключение из
инвентаря, изменения собственника, перенумерования). Ежемесячно итоговые сведения передаются в
Дирекцию Совета для анализа.
В связи с тем, что железнодорожными администрациями допускаются случаи списания «чужих»
контейнеров Совет постановил железнодорожным администрациям совместно с ГВЦ и Дирекцией Совета
разработать проект взаиморасчетов за списание контейнеров принадлежности другой железнодорожной
администрации с последующим его утверждением на заседании Совета (утвержден на 19 заседании Совета).
Выслушав доклад Дирекции Совета о ходе разработки АСУ пономерного учета передачи контейнеров,
Совет поручил НИИЖА, ПКТБ АСУЖТ и ГВЦ МПС РФ совместно с железнодорожными администрациями завершить
в апреле 1997 года работы по отладке первой очереди системы, обеспечить ее тиражирование на всей
сети железных дорог. Дирекции Совета поручено в мае 1997 года провести семинар причастных работников
железнодорожных администраций по изучению функционирования этой системы (выполнен).
Железнодорожным администрациям поручено совместно с Дирекцией Совета подготовить в первом
полугодии 1997 года проект Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование
контейнерами принадлежности других государств для представления на заседании Совета (выполнен и
утвержден на 19 заседании Совета), а во втором полугодии 1997 года совместно с причастными
подготовить методику, алгоритм и технологию по разработке и эксплуатации автоматизированной системы
учета, контроля за дислокацией и расчетов за пользование на основе их пономерного учета (в процессе
выполнения).
Совещание 19-20 марта 1997 года, заслушав сообщение ГВЦ МПС РФ, приняло решение принять за
основу и вынести на утверждение 18 заседания Совета проект плана формирования вагонов с
контейнерами. При рассмотрении вопроса паспортизации контейнерного парка поручено железнодорожным
администрациям составлять технические паспорта при выполнении плановых видов ремонта и в случаях перетрафаречивания, а копию составленного техпаспорта направлять в ГВЦ МПС РФ. Дирекция Совета в
настоящее время через ГВЦ осуществляет контроль за выполнением этого решения.
На 18-м заседании Совета (27-28 мая 1997 года в г. Таллинне) был утвержден новый
межгосударственный план формирования вагонов с контейнерами на 1997-1998 годы, введенный в действие
одновременно с графиком движения поездов и планом формирования грузовых поездов 1 июня 1997 года.
Железнодорожным администрациям предписывалось обеспечить контроль за правильностью формирования
вагонов с контейнерами и проинформировать таможенные органы о новом порядке проследования
контейнеров через межгосударственные стыковые пункты.
20-22 мая 1997 года был проведен семинар по изучению функционирования АСУ пономерного
учета передачи контейнеров. В числе рекомендаций участники отметили необходимым просить
железнодорожные администрации подготовить свои предложения о проведении полной паспортизации
контейнерного парка независимо от принадлежности контейнеров на основе предстоящей в сентябре
переписи и сообщить их в Дирекцию Совета. Такие ответы были получены. Большинство железнодорожных
администраций высказались против паспортизации по результатам переписи в связи с недостаточным
количеством бланков технических паспортов.
На совещании экспертов 19-20 июня 1997 года был рассмотрен ход подготовки к проведению
общесетевой переписи контейнерного парка в сентябре 1997 года. ИТЦ ГВЦ МПС проинформировал совещание
о готовности математического и программного обеспечения по обработке результатов переписи.
На 19-м заседании Совета (30 сентября -1 октября 1997 года в г. Баку)
железнодорожным администрациям поручено принять необходимые меры по удовлетворению заявок на
перевозку грузов в контейнерах, для чего ускорить оборот контейнеров и обеспечить выполнение
регулировочных заданий по перемещению между железнодорожными администрациями порожних
контейнеров.(Во исполнение этого решения Дирекция Совета 5 ноября с.г. раздала всем администрациям
разработанный ею проект нормативов оборота контейнера на 1998 годы).
На заседании Совета была доложена информация о предварительных итогах переписи контейнеров.
Уполномоченным представителям железнодорожных администраций поручено рассмотреть результаты переписи
контейнеров и принять решение о корректировки балансового наличия (откорректированы 1.11.97) , а
Дирекции Совета доложить результаты на 20 заседании Совета.
На этом же заседании Совета были утверждены Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за
пользование универсальными контейнерами, которые будут введены в использование в объеме кроме
раздела, регламентирующих взаиморасчеты с 1 января 1998 года и Инструкция о порядке исключения из
инвентарного парка универсальных контейнеров принадлежности железнодорожных администраций с вводом в
действие с 1 декабря 1997 года.
Совет также рассмотрел ход внедрения АСУ пономерного учета. Железнодорожным администрациям
поручено рассмотреть и согласовать Временную технологию обмена информацией о контейнерах, а также
совместно с НИИЖА, ВНИИЖТом, ГВЦ МПС России, ПКТБ АСУЖТ подготовить до 1 января 1998 года методику,
алгоритм и технологию по разработке и эксплуатации автоматизированной системы учета, контроля за
дислокацией и расчетов за пользование универсальными контейнерами на основе их пономерного учета.
28-30 октября 1997 года состоялось совещание экспертов железнодорожных администраций, на котором
были обсуждены ход выполнения плана организационно-технических мероприятий по внедрению на ж.д. АСУ
пономерного учета контейнеров, проект Временной технологии обмена информацией о контейнерах,
предварительные итоги переписи, также был роздан проект скорректированной Методики расчета плана
формирования вагонов с контейнерами.
Было отмечено, что информация поступающая в ГВЦ МПС РФ имеет низкое качество.
Совещание постановило просить руководителей железнодорожных администраций принять меры к повышению
качества информации, передаваемой по информационным сообщениям. Совещание согласилось с количественными результатами переписи контейнерного парка 1997 года.
Железнодорожным администрациям до 1 декабря с.г. было поручено сообщить ГВЦ МПС РФ уточненные данные
по переписи контейнеров. ГВЦ МПС РФ обобщить представленные данные и направить Дирекции Совета. ИТЦ
ГВЦ МПС РФ сопоставить данные АБД ПК справочно 1994 года и представить для
рассмотрения Дирекции Совета и железнодорожным администрациям.
Кроме того приняты и другие важные решения: изменить балансовое наличие контейнеров на сети железных дорог,
не
производить изменения в АБД ПК, обеспечить дальнейшую выверку базы данных в соответствии с
утвержденными Методическими указаниями по исключению из обращения на сети дорог контейнеров с
искаженной нумерацией и без трафаретов принадлежности и ускорить проведение работы по паспортизации и перетрафаречиванию контейнерного парка.
Появление на железных дорогах СНГ Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование
универсальными контейнерами позволило создать единый принцип работы с контейнерами на других
("чужих") железных дорогах.
Но через сто двадцать лет с созданием на железных дорогах России ОАО "Трансконтейнер" этот принцип
заменяется другим -"пулом".
Контейнерный парк по мнению Трансконтейнера является общим и в долевом отношении строго расписан
между участниками пула. Квота на использование контейнерного парка определяется его
долевым распределением. Превышение квоты означает начисление дополнительных платежей за пользование
контейнерами. Прибыль сначала поступает в общий фонд, а затем распределяется между членами пула в
установленной заранее пропорции. Трансконтейнер жалеет, что принятое на первых этапах совместной
эксплуатации квотирование парка в соответствии с долей собственного парка для развития перевозок
было отменено. Так как в предлагаемый пул будет входить значительное число участников
Трансконтейнер предлагает иметь независимый надзорный
орган.
В недостатки разработанной системы Трансконтейнер вменяет также отсутствие единого органа по покупке
и списанию контейнеров и по управлению финансовыми потоками. Отсутствие этого паразитирующего
распорядительного органа на сети железных дорог Трансконтейнер называет отсутствием единого хозяина.
Железнодорожные администрации по мнению Трансконтейнера это всего лишь пользователи.
Разработанные и действующие Правила эксплуатации Трансконтейнер считает сборником отдельных положений,
принятого большинством голосов без учета доли имущества, внесенного в систему общего пользования.
Безграмотность специалистов этой организации очевидна. Принцип совместной эксплуатации разработан на
железных дорогах России еще в 1868 году. Тогда, несмотря на то, что одинаковая ширина колеи на всей
сети (1524 мм) позволяла осуществлять бесперегрузочную передачу грузов с дороги на дорогу, это не
производилось. Идея общего пользования подвижным составом принятая на совещании представителей
Московско-Рязанской, Рязано-Козловской, Козловско-Воронежской, Тула-Моршанской и
Грязе-Борисоглебской железных дорог в 1868 г. в г. Козлове (ныне Мичуринск) позволила существенно
повысить эффективность эксплуатации при сохранении размеров собственного
парка вагонов каждой дороги и поддержании его технического состояния на должном
уровне.
Пул по затее Трансконтейнера не мотивирует ни одну железнодорожную администрацию покупать новые
контейнеры. Если на ней (дороге) должно находиться определенный процент парка - зачем будет
нужно покупать контейнеры? Абсурдна финансовая затея. Даже за внутренние перевозки в "общем"
контейнере надо сначала отдать плату в другую страну, а потом вернуть ее назад? Как отследить каждую
перевозку? Как, наконец, распределять между заводами ремонт контейнеров - ведь в каждом государстве
расценки на рабочую силу и материалы разные? Или все контейнеры гнать на один "супер" ремонтный
завод? Но стоит не забывать, что инвентарь железных дорог - это свыше 700 тысяч контейнеров.
Таким образом, идея пула - это желание Трансконтейнера видеть себя "единым надзорным органом" и
"хозяином" с двумя функциями: контролировать финансовые потоки и выдавать всем разрешения на
погрузку. В свою очередь железные дороги получат развал и гибель контейнерных перевозок между
странами СНГ. И тогда придется начинать всю работу заново.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог