Эффективность контейнерных перевозок

 

По теме "контейнер"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Расчет эффективности контейнерных перевозок

Перевозка грузов в контейнерах от пунктов производства непосредственно в пункты потребления без тары и перегрузки товаров в пути даёт большую экономию средств и материалов, позволяет использовать платформы и полувагоны вместо крытых вагонов, значительно упрощает и ускоряет операции по приёму и выдаче грузов и обеспечивает механизацию погрузки-выгрузки.
Экономическая эффективность доставки грузов в контейнерах автомобильным транспортом достигается как за счет значительного сокращения простоев подвижного состава под погрузкой-выгрузкой (на 20—80 %, а в некоторых случаях в 2—3 раза) в результате предварительной подготовки и укладки грузов в контейнеры и заблаговременного оформления документов, так и за счет увеличения загрузки автомобиля в результате улучшения укладки груза.
При наличии автомобильных дорог для подвоза контейнеров на контейнерные пункты железнодорожных станций объем грузов, которые по своим размерам возможно, а экономически целесообразно перевозить в контейнерах железнодорожным транспортом, составляет 2,5—3 % общего отправления грузов по железным дорогам. Доказательство эффективности контейнеров  будем проводиться на цифрах экономики Советского Союза 1967-1968 годов, чтобы яснее ощутить необходимость контейнеризации перевозок тех лет.

Расходы на тару и экономия тарных материалов

Экономия денежных средств при перевозке грузов в универсальных контейнерах без тары, в цеховой или облегченной упаковке по сравнению с перевозкой мелкими отправками составляет в среднем 10—25 руб. на 1 тонну нетто, а для отдельных товаров (парфюмерия, швейные и трикотажные изделия, некоторые запасные части, различная аппаратура, посуда, светильники и др.) — значительно больше: в 1968 году по данным комбината тонких и технических сукон им. Тельмана — 70 руб., Могилевского завода искусственного волокна им. Куйбышева — 62 р. 80 к., Овручского промкомбината — 51 р. 75 к., Ленинградского завода по обработке цветных металлов— 55 руб., Бердичевского Первого государственного кожевенного завода им. Ильича — 34,1 руб., Шепетовского сахарного комбината — 25,3 руб. Особенно велики расходы на тару при перевозке грузов мелкими отправками в смешанном железнодорожно-водном сообщении.
По расчетам Главсеверторга стоимость тары в среднем на 1 т груза (промышленные товары широкого потребления), направляемого в Якутию, на Сахалин и в другие районы Крайнего Севера и Дальнего Востока с участием речного и морского транспорта, в 1968 году составляло 60—75 руб.
Бестарные перевозки высвобождают значительные ресурсы леса, металла, упаковочной ткани и других материалов. Так, экономия пиломатериалов на 1 т груза, перевозимого в универсальных контейнерах, составляет:
Экономия пиломатериалов
Груз Объем экономии пиломатериалов, м3
Запасные части автомобильные 0,45
Запасные части тракторные 0,33
Арматура машиностроительная и приборостроительная 0,58
Кондитерские изделия 0,88
Консервы 0,56
Мыло хозяйственное 0,38
Мыло туалетное 0,69
Обувь кожаная 1,07
Обувь резиновая 1,15
Сахар рафинированный 0,36
Ткани 0,22

В среднем на 1 тонну при перевозке мелкими отправками по железным дорогам ящичных грузов расходуется 0,2 м3 пиломатериалов и 10 кг металла (поковочная лента, гвозди); грузов, транспортируемых в мягкой упаковке, — 60—80 м упаковочной ткани, 0,05—0,1 м3 пиломатериалов и 3—4 кг паковочной ленты.

Расходы на перевозку грузов

Тарифы на перевозку большей части грузов в контейнерах железнодорожным транспортом в 1,5—2 раза, а в отдельных случаях в 3 и более раз меньше, чем на перевозку мелкими отправками. Ниже также, хотя и не в такой степени, себестоимость контейнерных перевозок. Это достигается главным образом благодаря лучшему использованию грузоподъемности вагонов и сокращению числа сортировок в пути следования. Так, средняя техническая норма загрузки двухосного сборного крытого вагона по фактическому соотношению прямых и перегрузочных вагонов — 5,4 т, включая вес упаковки, или примерно 4,6 т груза нетто. При перевозке в контейнерах средняя загрузка двухосного вагона составляла 9,6 т.
В пути следования на каждую отправленную тонну груза мелкими отправками приходится 1,7, а на один отправленный контейнер — 0,7—0,9 сортировки, т. е. в 2 раза меньше. С увеличением дальности перевозки грузов в контейнерах возрастает экономия на провозной плате и снижается себестоимость.

Стоимость погрузочно-разгрузочных работ

Разнообразие размеров, веса, формы и свойств штучных грузов вызывает необходимость применения в большом объеме ручного труда при переработке мелких отправок. Перевозка же в универсальных контейнерах позволяет полностью механизировать погрузочно-разгрузочные операции в 'процессе транспортировки и использовать для этой цели наиболее экономичные и высокопроизводительные машины одного типа. Вручную могут загружать и разгружать контейнеры только у грузовладельцев, хотя с внедрением новых типов контейнеров, изготовляемых взамен ранее выпускавшихся, и эти операции с 1975 года стали механизированы.
Применение контейнеров позволяет не только механизировать погрузочно-разгрузочные работы, но и намного сократить их объем, так как резко сокращается число перерабатываемых грузовых мест и сортировок в пути следования. Мелкая отправка весом 700 кг (в среднем) состоит из 12—15 грузовых мест, загрузка же одного учетного (3-тонного) контейнера составляет 1600 кг. Следовательно, количество грузовых мест сокращается в среднем в 25—32 раза.
Как видно из таблицы приведенной ниже, применение контейнеров уменьшает затраты труда на переработку 1 т груза на 4,15 чел-ч и повышает его производительность в 4 раза. Если в перевозке участвует водный транспорт, экономия в затратах труда увеличивается за счет перевалочных операций. Кроме того, перевозка в контейнерах позволяет почти полностью ликвидировать упаковку и распаковку грузов, выполняющиеся в основном вручную.
Сравнительная трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами при перевозке в прямом железнодорожном сообщении
Операция Количество операций при перевозке Затраты чел-ч на 1 т. груза при перевозке
в контейнерах мелкими отправками в контейнерах мелкими отправками
Всего в т.ч. механизированных Всего в т.ч. механизированных
Погрузка и выгрузка в пунктах отправления и прибытия 6,0 4,0 6,0 - 1,30 3,6
Сортировка в пути следования 1,3 1,3 2,7 - 0,05 1,9
Итого 7,3 5,3 8,7 - 1,35 5,5
Данные этой таблицы получены из следующих данных: в пунктах отправления и прибытия выполняются погрузочно-разрузочные операции: в пункте отправления — погрузка со склада отправителя на автомобиль, выгрузка с автомобиля в склад станции (на контейнерную площадку), погрузка из склада станции (с площадки) в вагон; в пункте прибытия — те же операции, но в обратной последовательности, завершающиеся выгрузкой с автомобиля в склад грузополучателя.
С учетом того, что не все транзитные контейнеры и мелкие отправки перерабатываются в пунктах сортировки (часть их остается в вагонах для дальнейшего следования), количество операций с ними получено умножением числа сортировок на коэффициент 1,6.
В таблице, которая снова представлена ниже, приведены сравнительные данные о стоимости транспортировки отдельных грузов в контейнерах и мелкими отправками, исчисленные исходя из среднесетевой дальности контейнерных перевозок (1400 км) по действующим тарифам с 1 июля 1967 года на перевозки грузов железнодорожным и автомобильным транспортом и ставкам сборов за погрузочно-разгрузочные и экспедиционные операции в начальных и конечных пунктах. Эти данные показывают, что бестарные перевозки грузов в универсальных контейнерах по суммарным затратам в 2,5—5 раз дешевле перевозок мелкими отправками в основном за счет сокращения расходов на тару и тарифа на железнодорожном транспорте. Плата за перевозку автомобильным транспортом взимается независимо от фактического веса груза за номинальную грузоподъемность контейнера плюс вес его тары. Отдельно взимается плата за перевозку порожних контейнеров в зависимости от веса их тары. Поэтому стоимость контейнерных перевозок легковесных грузов автомобильным транспортом несколько выше, чем мелкими отправками.
В каждом отдельном случае сравнительные издержки отправителей и получателей грузов на перевозки можно рассчитать так же, как показано в таблице, но на основе местных данных об экономии на таре и др.
Сравнительные данные о стоимости перевозки грузов в контейнерах и мелкими отправками по тарифам и ставкам сборов, введенным с 1 июля 1967 г. (в руб. и коп. за 1 т груза нетто)
Груз Расходы— всего В том числе
на тару на перевозку по железным дорогам на погрузочно-разгрузочные работы на перевозку автотранспортом и экспедирование
в конт. МО в конт. МО в конт. МО в конт. МО в конт. МО
Детали и запасные части к автомобилям, тракторам и другим машинам 18-94 55-00 5-50 27-50 8-50 20-20 1-10 3-80 3-84 3-50
Изделия из цветных металлов 27-15 59-90 9-00 35-00 12-65 16-40 1-30 3-80 4-40 4-70
Изделия из черных металлов 17-80 46-15 5-00 25-00 7-60 13-10 1-20 3-80 4-00 4-25
Ткани 28-50 69-10 1-50 18-50 21-20 43-70 1-30 3-40 4-50 3-50
Трикотажные и швейные изделия 69-80 111-65 25-00 60-00 33-70 43-70 2-60 3-80 8-50 4-15
Обувь кожаная 37-10 76-30 10-00 45-00 18-00 23-60 2-10 3-80 7-00 3-90
Кожа выделанная 20-20 77—70 3—80 35—00 11—80 35—00 0—90 3—80 3—10 3—90
Мыло хозяйственное 16-80 76-50 2-00 30-00 11-50 39-20 0-75 3-80 2-55 3-50
Мыло туалетное 16-80 85-50 2-00 39-00 11-50 39-20 0-75 3-80 2-55 3-50
Книги 9-60 39-20 2-20 21-00 4-10 11-70 0-75 3-40 2-55 3-10
Инвентарь спортивный 33-20 63—30 1-50 15-00 21—80 39-80 2—60 3-80 7—10 4—70
Табачные изделия 32—60 59—70 4—30 11— 80 19—30 39—40 2-00 3—80 7—00 4—70
Сахар рафинадный 18-80 61-70 5-50 30-80 10-00 23-60 0-75 3-80 2-55 3-50
Консервы в жестяных банках 9—40 50-40 - 30-00 6—10 13—10 0—75 3—80 2—55 3—50
Галантерея 66—65 117—70 25-00 60—00 36—60 49—20 0—90 3—80 7—15 4—70

Примечания к данной таблице.
1. Расходы на тару показаны по данным предприятий, отгружающих данную продукцию в контейнерах ("в конт") и мелкими отправками ("МО").
2. Расходы на погрузочно-разгрузочные работы определены по ставкам сборов, действующим на железнодорожном транспорте.
3. Расходы на автоперевозки исчислены по тарифам РСФСР без применения поясных поправочных коэффициентов из расчета среднего расстояния перевозки 10 км.
4. Ставка сборов за экспедирование принята в размере 60 коп. за один груженый контейнер и 70 коп. за 1 т груза нетто, перевозимого мелкими отправками.
5. Провозная плата за автоперевозки, сборы за погрузочно-разгрузочные работы и экспедирование исчислены суммарно для пунктов отправления и прибытия.
6. Средняя загрузка контейнеров принята по техническим нормам, а при их отсутствии — по данным грузоотправителей. Вес нетто мелких отправок рассчитан для ящичных грузов в размере 80% веса брутто, включая тару, и для грузов, транспортируемых в мягкой упаковке— 90%.

Скорость доставки грузов

Скорость доставки грузов в контейнерах на 30 — 40 км в сутки выше, чем мелкими отправками. Это позволяет доставлять грузы при среднем расстоянии перевозки на 1,2 — 1,5, а во многих случаях и на 5 — 6 суток быстрее. Ускорение доставки грузов, которые в подавляющей части предназначены для реализации, а не для образования товарных запасов, позволяет ускорить оборачиваемость средств в народном хозяйстве.
Сумму высвобожденных оборотных средств в результате ускорения доставки, если последнее является устойчивым, можно рассчитать по формуле:
Э=Ц•Т(Sм-Sк)

где Ц — цена 1 т груза, руб.;
Т — количество мелкопартионных грузов, перевезенных в контейнерах, в тоннах за сутки.
Sм и Sк— соответственно сроки доставки грузов при перевозке мелкими отправками и в контейнерах.

Повышение степени сохранности грузов

Статистика показывает, что при транспортировке штучных грузов, кроме скоропортящихся, повреждения, порча и другие виды несохранностей возникают преимущественно в процессе перегрузок и перевалок мелких отправок. Применение контейнеров практически устраняет условия для возникновения несохранностей (на 50 тыс. отправленных груженых контейнеров один случай несохранности). Последние допускают работники дорог из-за упущений при техническом осмотре контейнеров, подаваемых под погрузку, и отправители, загружающие неисправные контейнеры или не принимающие необходимых мер предосторожности (например, неправильная укладка груза, из-за которой возможно перемещение его в контейнере, и др.).
Общие выводы о эффективности контейнерных перевозок. Перевозки грузов, выполняемые различными видами сухопутного, водного и воздушного транспорта при помощи транспортных приспособлений - контейнеров и контрейлеров, позволяют значительно сократить транспортные издержки. В контейнерах можно транспортировать любые грузы, допущенные соответствующими правилами к перевозке. Контейнерные перевозки очень экономичны: легко механизируются погрузка и выгрузка, обеспечивается доставка груза непосредственно к месту назначения, уменьшается потребность в крытых вагонах и складах, не надо расходов на упаковку грузов — дефицитный лес.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,003 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика