Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Характеристика тепловоза ТГМ1
Первым заводом, который в послевоенный период начал строить маневровые тепловозы,
был Муромский завод им. Ф. Э. Дзержинского, выпускавший до 1957 г. танк-паровозы
9П. В конце 1956 г. завод построил два первых трехосных тепловоза, получивших
первоначально обозначение серии ТГМ, а затем ТГМ1.
Эти тепловозы по мощности и силе тяги равноценны паровозам 9П.
Проект тепловоза выполнен под руководством главного конструктора завода А. М.
Русака.
Тепловоз имеет кузов капотного типа, жестко соединенный с рамой локомотива.
Рама выполнена внутренней, как на паровозах. Боковины рамы изготовлены из листов
толщиной 28 мм. Рама опирается на буксы с коническими роликовыми подшипниками
через листовые рессоры жесткостью 148 кГмм. Рессорное подвешивание — верхнее,
трехточечное. Первая колесная пара имеет поперечный балансир, вторая и третья
— связаны между собой продольными балансирами.
Буксы челюстного типа. Колесные пары с диаметром колес 1050 мм имеют, как у
паровозов, пальцы для спарников. Под кабиной машиниста расположен отбойный вал,
соединенный спарниками с движущими колесными парами. Длина тепловоза по осям
автосцепок 9750 мм, колесная база 3400 мм.
На тепловозе установлен четырехтактный V-образный двенадцатицилиндровый дизель
1Д12-400 Барнаульского завода. Дизель без наддува, диаметр цилиндров и ход поршней
такие же, как у дизеля 1Д12 тепловоза МЭС. При скорости вращения вала 1600 об/мин
номинальная мощность дизеля равна 400 л. с. Минимальная скорость вращения вала
— 500 об/мин, расход топлива при полной мощности — 170—180 г/э. л. с. ч. Вес
дизеля 1750 кг.Запуск дизеля стартером СТ-712.
Передача вращающего момента от дизеля к колесным парам осуществляется через
повышающий редуктор, гидротрансформатор или одну из гидромуфт, переключатель
маневрового и поездного режима, конические зубчатые колеса реверса, цилиндрический
редуктор, отбойный вал и спарники.
Повышающий редуктор на тепловозах с гидропередачей Муромского завода (гидромуфтами
М46/20) имеет передаточное число 70:54=1,296. Передаточное отношение основной
коробки на 1-й и 2-й ступени скорости — 28:68=1:2,43, на 3-й ступени — 45:67=1:1,49;
передаточное число режимной коробки на маневровом режиме — (24:28) (19 : 33)
= 1:2,024, на поездном — 1; передаточное отношение реверса 24:44 =1:1,83 и понижающего
редуктора 21:50 = 1:2,38. Гидротрансформатор увеличивает момент при трогании
тепловоза до 4,8 раза.
Для охлаждения воды и масла на тепловозе установлены холодильники с ребристыми
плоскими трубками. Воздух прогоняется осевым вентилятором, приводимым от дизеля
клиноременной передачей. Вспомогательный генератор постоянного тока Г-732 номинальной
мощностью 1,3 кет (28 в, 43 а) приводится через повышающий редуктор от дизеля.
Аккумуляторная батарея кислотная 6СТ-128 емкостью 384 а-ч имеет номинальное
напряжение 24 б.
Управление дизелем и гидропередачей осуществляется контроллером машиниста, имеющим
16 позиций, а также электромагнитами и электропневматическими вентилями.
Тепловоз оборудован пневматическими тормозами, сжатый воздух для которых поступает
от компрессора Э-500, имеющего клиноременный привод от дизеля.
Запас топлива на тепловозе — 1250 кг, масла для дизеля — 135 кг, для гидропередачи
— 265 кг, воды летом — 130 л, зимой — 190 л и песка — 250 кг. Вес тепловоза
в служебном состоянии — 48 т.
Тепловоз при длительном режиме развивает на маневровом режиме силу тяги 12 200
кГ и скорость 30 км/ч, на поездном режиме — соответственно 6100 кГ и 50 км/ч.
Максимальная скорость тепловоза — 60 км/ч.
Скорости тепловоза в км/ч на разных режимах
Режим
На гидротрансформаторе
На первой гидромуфте
На второй гидромуфте
Маневровый
0 - 11,8
11,8 - 18,5
18,5 - 30
Поездной
0-24
24 - 37,6
37,6 - 50
Тепловоз может проходить по кривым радиусом 60 м.
Начиная с 1957 г. Муромский завод стал выпускать тепловозы ТГМ1. Большинство
тепловозов этой серии поступило на промышленные пути, небольшое количество их
используется для маневровой работы на станциях железных дорог.
Тепловозы ТГМ1-002 и 015 в 1957 г. прошли испытания на экспериментальном кольце
ЦНИИ МПС. Эти испытания показали, что коэффициент полезного действия тепловоза
на поездном режиме при работе на гидромуфтах составляет 30%, а при работе на
гидротрансформаторе — 24,5%. На маневровом режиме эти величины соответственно
равны 27 и 22,5%.
В 1958—1959 гг. на некоторых тепловозах ТГМ1 были установлены гидравлические
передачи L26St австрийской фирмы «Фойт». Эти передачи имеют только два гидротрансформатора,
конструкция их значительно отличается от гидропередач, изготовляемых Муромским
заводом. В комплекте гидропередачи L26St и Муромского завода взаимозаменяемы.
На тепловозах с гидропередачей L26St ставились реверс-режимные редукторы BSSt2.
В 1982 г. сначала на опытных тепловозах № 987, 989, 1000 и 1010, затем с тепловоза
№ 1120 серийно внесены значительные изменения в схемы электрооборудования и
систему управления дизелем — введена пневматическая бесступенчатая система управления
дизелем. В этом же году за счет усиления листов рам накладками и увеличения
радиусов закруглений в углах буксовых вырезов толщина листов рамы уменьшена
до 25 мм. Вес тепловозов выпуска 1965 г., несмотря на некоторое увеличение запаса
топлива (до 1 400 кг), составляет 46 т.
В период 1966—1973 гг. Муромский тепловозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского
выпускал промышленные трехосные тепловозы ТГМ1.
На тепловозе по прежнему устанавливался
четырехтактный V-образный двенадцатицилиндровый дизель 1Д12-400 (124 15/18).
Дизель без наддува. Диаметр цилиндров 150 мм, ход поршней 180 и 186,7 мм. При
частоте вращения вала 1600 об/мин номинальная мощность дизеля равна 400 л. с.
Минимальная частота вращения вала 500 об/мин; расход топлива при полной мощности
160—176 г/(э. л. с.ч). Вес дизеля 1750 кгс. Пуск дизеля стартером СТ-712.
Передача вращающего момента от дизеля к колесным парам осуществляется через
повышающий редуктор, гидротрансформатор или одну из гидромуфт, переключатель
маневрового и поездного режима, конические зубчатые колеса реверса, редуктор
с цилиндрическими колесами, отбойный вал и спарники.
Повышающий редуктор на тепловозах с гидропередачей ГП-400 Муромского завода
(гидромуфтами М46/20) имеет передаточное число 70:54=1,296. Передаточное отношение
основной коробки на 1-й и 2-й ступенях скорости 28:68=1:2,43, на 3-й ступени
45:67=1:1,49; передаточное отношение режимной коробки на маневровом режиме (24:28)•(19:33)=1:2,024,
на поездном — 1; передаточное отношение реверса 24:44=1:1,83 и понижающего редуктора
21:50=1:2,38. Гидротрансформатор увеличивает момент при трогании тепловоза в
4,8 раза.
Для охлаждения воды и масла на тепловозе установлены холодильники с ребристыми
плоскими трубками. Воздух прогоняется осевым вентилятором, приводимым от дизеля
клиноременной передачей. Вспомогательный генератор постоянного тока Г-732 номинальной
мощностью 1,2 кВт (28 В, 43 А) приводится через повышающий редуктор от дизеля.
Тепловоз на маневровом режиме имеет силу тяги при продолжительном режиме 11200
кгс при скорости 5 км/ч и на поездном режиме.
Скорости тепловоза в км/ч на разных режимах
Режим
На гидротрансформаторе
На первой гидромуфте
На второй гидромуфте
Маневровый
0 - 10,7
10,7 - 18,5
18,5 - 30
Поездной
0-21,4
21,4 - 37,0
37,0 - 50
Запас топлива на тепловозе 1400 кг, масла для дизеля 120 кг, для гидропередачи
1б5 кг воды летом 130 л, зимой 190 л и песка 250 кг. С октября 1967 г. в коробке
передаточных колес, работающих на 3-й ступени скорости 45-67 с модулем 6 мм
была заменена парой 39:57 = 1:1,46 с модулем 7 мм. С июля 1970 г. завод вместо
компрессора Э-500 стал устанавливать компрессор ПК-1,75М производительностью
1,75 м3/мин. С тепловоза № 1851 стартер СТ-712 был заменен стартером СТ-722.
С тепловоза № I960 вместо шести аккумуляторных батарей СТ-128, включенных в
три параллельных цепи по две последовательно в каждой, ставили четыре батареи,
включенных в две параллельных цепи по две последовательно в каждой, т. е. с
общей емкостью 256 А-ч.
Род службы
Маневровый
Осевая формула
0-3-0
Годы выпуска
1957-...
Инвентарные номера
001-...
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год)
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог