Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Характеристика тепловоза ТГМ23
Муромский завод им. Ф. Э. Дзержинского в 1960 г. построил трехосный тепловоз
ТГМ23, имеющий много конструктивных отличий от тепловозов ТГМ1.
У нового тепловоза сохранены кузов капотного типа, листовая рама, колеса диаметром
1050 мм, а шатунный привод от отбойного вала расположен между колесными парами.
На тепловозе установлен двенадцатицилиндровый четырехтактный V-образный дизель
1Д12Н-500 с газотурбинным наддувом; дизель имеет такие же размеры цилиндров
и ход поршня, как и на тепловозе ТГМ21, но его мощность при скорости вращения
вала 1500 об/мин составляет 500 л. с. Дизель весит 1 800 кг.
Передача вращающего момента от дизеля к отбойному валу такая же, как у тепловоза
ТГМ21. Отличие заключается только в передаточном числе повышающего редуктора,
у которого она равна 74:50=1,48. Однотипными являются также вспомогательный
генератор, вентилятор холодильника, аккумуляторная батарея, компрессор и основное
тормозное оборудование.
Первые тепловозы ТГМ23 в служебном состоянии весили без балласта 42 т, с балластом
— 48 т.
В тепловозы ТГМ23 постройки после 1966 г. Муромский тепловозостроительный завод
им. Ф. Э. Дзержинского внес ряд изменений.
Кузов тепловоза выполнен в виде двух капотов и расположенной между ними и кабиной
машиниста. Рама тепловоза изготовлена из стальных листов толщиной 25 мм, листы
связаны концевыми стяжными ящиками и поперечными креплениями. Буксы имеют по
два конических роликовых подшипника. Рама опирается через десятилистовые рессоры;
рессорное подвешивание индивидуальное (нет имеющихся у тепловозов ТГМ1 балансиров).
Колесные пары бандажного типа с противовесами и пальцами для спарников. Диаметр
новых колес 1050 мм. Отбойный вал в отличие от тепловозов ТГМ1 расположен между
первой и второй колесными парами. Торможение одностороннее, имеется только один
тормозной цилиндр. Длина тепловоза по осям автосцепок 8920 мм, общая колесная
база 3600 мм.
На тепловозе установлен четырехтактный V-образный двенадцатицилиндровый дизель
1Д12Н-500 с газотурбинным наддувом. Диаметр цилиндров 150 мм, ход поршня 180
и 186,7 мм (с прицепным шатуном). При частоте вращения вала 1500 об/мин номинальная
мощность дизеля 500 л. с. Расход топлива при номинальной мощности 165 г/(э.
л. с.ч). Вес дизеля 1800 кгс. Управление дизелем осуществляется из кабины с
помощью пневмопривода, как и на тепловозах ТГМ1.
Вращающий момент от дизеля передается отбойному валу через унифицированную гидропередачу
УГП-350-500 и реверс-режимный редуктор. Гидропередача имеет гидротрансформатор
и две гидромуфты. Вал дизеля связан с главным валом гидропередачи повышающим
редуктором с отношением 72:52. Передаточное отношение от главного вала к ведомому
при работе на 1-й гидромуфте 28: 68, при работе на 2-й—45:67. Ведомый вал гидропередачи
соединен промежуточным валом с реверс-режимным редуктором. Для изменения режима
имеется непосредственное сцепление валов (поездной режим) или через две пары
зубчатых колес с передаточным отношением (22:31)•(22:31)=1:2. (маневровый режим).
Два больших конических зубчатых колеса и малая коническая шестерня позволяют
менять направление движения. Их передаточное отношение 31:45. Вал больших конических
зубчатых колес через пару цилиндрических зубчатых колес с передаточным отношением
21:50 связан с отбойным валом. Диапазон скоростей тепловоза в километрах в час
на разных режимах следующий:
Скорости тепловоза в км/ч на разных режимах
Режим
На гидротрансформаторе
На первой гидромуфте
На второй гидромуфте
Маневровый
0 - 14,3
14,3 - 17,8
17,8 - 30,0
Поездной
0-29,4
29,4 - 35,3
35,3 - 60,0
На тепловозе установлен генератор постоянного тока Г-732 (31,2 кВт, 28 В), стартер
СТ-722 и аккумуляторная батарея 6СТ-128 емкостью 256 А-ч. Сжатый воздух вырабатывается
компрессором ВВ-1,5/9, приводимым клиновыми ремнями через регулируемую гидрав-.
лическую муфту от вала гидропередачи. Компрессор одноцилиндровый, имеющий ступенчатый
цилиндр для получения двух ступеней сжатия. При частоте вращения вала 1000 об/мин
его производительность 1,6 м3/мйн. Для управления тормозами на тепловозе установлены
кран машиниста усл. № 394 и воздухораспределитель усл. №'270.
Основные тяговые параметры тепловоза по условию отвода тепла от масла гидропередачи
следующие:
Основные тяговые параметры тепловоза по условию отвода тепла от масла гидропередачи
Режим
Скорость тяги продолжительного режима, кГ
Скорость продолжительного режима, км/ч
Максимальная скорость, км/ч
Маневровый
12500
7
30
Поездной
6250
14
60
Тепловоз в служебном состоянии весит без балласта 39 тс, с балластом — 44 тс.
Запас топлива 1200 кг, песка — 250 кг, воды — 45 кг, масла для гидропередачи
— 250 кг, для дизеля — 120 кг.
В процессе выпуска тепловозов вводились отдельные изменения узлов. Начиная с
1969 г. несколько изменен тракт выпускных газов и в связи с этим снят кожух
глушителя с верхней части переднего капота. Некоторое время на тепловозы ставили
девятилистовые рессоры, а затем в 1970 г. вновь вернулись к десятилистовым.
С 1972 г. на тепловозах начали ставить двухцилиндровые компрессоры ГЖ-17М, имеющие
производительность при частоте вращения вала 1450 об/мин 1,75 м3/мин. С тепловоза
№ 170 пара зубчатых колес 45:67 с модулем 6 заменена на пару колес 39 : 57 с
модулем 7 мм; с тепловоза № 215 колеса повышающего редуктора с передаточным
отношением 72:52 заменены парой 70:54.
Расположение оборудования на тепловозе ТГМ23:
1—компрессор; 2—котел для обогрева; 3—топливный бак; 4—глушитель; 5—воздухоочиститель
двигателя; 6—масляный бак; 7—водяной бак; 8—дизель; 9—радиатор; 11—жалюзи;
12—главный воздушный резервуар; 13—вал с гибкими элементами; 14—реверс-редуктор;
15— гидропередача
Рама тепловозов постройки 1975-1976 годов опирается на буксы через десятилистовые
рессоры; рессорное подвешивание в отличие от подвешивания тепловозов ТГМ1 —
предшественников ТГМ23 — индивидуальное и не имеет балансиров. Буксы имеют по
два конических роликовых подшипника. Колесные пары бандажного типа с противовесами
и пальцами для спарников, диаметр новых колес 1050 мм. Нажатие тормозных колодок
одностороннее; имеется только один тормозной цилиндр диаметром 13". Тепловозы
оборудованы кранами машиниста № 394 и воздухораспределителями № 270.
На тепловозе установлен четырехтактный V-образный двенадцатици-линдровый дизель
1Д12Н-500 (12ЧН15/18) с газотурбинным наддувом. Диаметр цилиндров 150 мм, ход
поршня с главным шатуном 180 мм, с прицепным — 186,7 мм. При частоте вращения
вала 1500 об/мин номинальная мощность 500 л.с. Расход топлива при номинальной
мощности 170 г/(э.л.с-ч). Масса дизеля 1800 кг. Управление дизелем осуществляется
из кабины машиниста с помощью пневмопривода.
Вращающий момент от дизеля передается отбойному валу через унифицированную гидропередачу
УГП-350-500 Муромского завода и реверс-режимный редуктор. Гидропередача состоит
из гидротрансформатора, двух гидромуфт, зубчатых колес, ведущего (входного),
главного и ведомого (выходного) валов. Вал дизеля связан с главным валом гидропередачи
повышающим редуктором с передаточным числом 54:70.
Передаточное число зубчатых колес между главным и ведомым валами при работе
на 1-й гидромуфте 68:28, на 2-й — 57:39. Ведомый вал гидропередачи соединен
промежуточным валом с реверс-режимным редуктором, состоящим из режимной коробки
с четырьмя шестернями и осевого редуктора, имеющего конические (передаточное
число 45:31) и цилиндрические (50:21) шестерни. При маневровом режиме в работе
участвуют четыре шестерни режимной коробки [(31:22)Х(31:22)=1,99]; на поездном
режиме шестерни в работе не участвуют: выходной вал гидропередачи непосредственно
связан с валом осевого редуктора. Две больших и малая конические шестерни осевого
редуктора позволяют не только уменьшать частоту вращения, но и менять направление
движения.
Гидропередача позволяет тепловозу работать на шести разных режимах в пределах
следующих скоростей (км/ч):
Скорости тепловоза в км/ч на разных режимах
Режим
На гидротрансформаторе
На первой гидромуфте
На второй гидромуфте
Маневровый
0 - 14,3
14,3 - 17,8
17,8 - 30,0
Поездной
0-29,4
29,4 - 35,3
35,3 - 60,0
Для питания цепей управления, освещения (номинальное напряжение 24 В), пуска
дизеля установлены генератор постоянного тока Г-732 (1,2 кВт, 28 В), стартер
СТ-722 и четыре кислотных аккумуляторных батареи 6СТ-128 (включены по две последовательно)
емкостью 256 А. ч.
Сжатый воздух вырабатывается двухцилиндровым двухступенчатым компрессором ПК-17,
приводимым клиновыми ремнями от регулируемой гидромуфты, получающей вращение
от вала дизеля. При частоте вращения вала компрессора 1450 об/мин его производительность
составляет 1,75 м3/мин сжатого до давления 8 кгс/см2 воздуха.
По условию отвода тепла от масла гидропередачи тепловоз при скорости 7 км/ч
может реализовывать длительную силу тяги 10,8 кН (1100 кгс), а при скорости
14 км/ч (поездной режим) —54 кН (5500 кгс). Максимальная скорость на маневровом
режиме 30 км/ч; на поездном — 60 км/ч. Служебная масса тепловоза без балласта
39 т, с балластом — 44 т. Минимальный радиус проходимых кривых 60 м. Запас топлива
1200 кг, песка 250 кг; воды 45 кг, масла для гидропередачи 250 кг, для дизеля
120 кг.
Постройка тепловозов серии ТГМ23 завершилась в 1976 г.
Род службы
Осевая формула
Годы выпуска
1969-1973
Инвентарные номера
001-...
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год)
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог