Тепловоз ТЭ1

 

По теме "ТЭ1"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Характеристика тепловоза ТЭ1

После принятия правительственного решения о возобновлении строительства тепловозов в Советском Союзе и организации их изготовления на бывшем Харьковском паровозостроительном заводе туда была направлена с Коломенского машиностроительного завода группа специалистов по проектированию и постройке локомотивов, в том числе М. Н. Щукин и А. А. Кирнарский. Харьковскому заводу также был передан не эксплуатировавшийся тепловоз ДА 20-52, оборудование которого побывало в морской воде во время транспортировки. Конструкция и основные параметры тепловоза серии Да были вполне приемлемыми для первого послевоенного типа дизельного локомотива и весьма перспективными для маневровых тепловозов. По сравнению с тепловозами серии Ээл довоенной постройки тепловозы серии Да имели более быстроходные и легкие дизели, большую сцепную массу при меньшей на 14 т общей массе и большую максимальную скорость.
На Харьковском заводе, который в дальнейшем стал называться Харьковским заводом транспортного машиностроения, рабочее проектирование тепловоза типа 0-30-0—0-30-0 вели две группы под руководством А. А. Кирнарского (механическая часть) и Н. Д. Вернера (дизель); возглавлял всю работу по проектированию тепловоза инженер М. Н. Щукин. Проектированием и изготовлением тяговых электродвигателей и электроаппаратов занимался московский завод "Динамо" им. С, М. Кирова, а тягового генератора и двухмашинного агрегата — Харьковский электромашиностроительный завод.
Выполненные во время рабочего проектирования чертежи и технические указания предусматривали обеспечение требований государственных стандартов, применение метрических единиц физических величин и использование некоторых материалов и оборудования, не употреблявшихся на тепловозах серии ДА. В частности, был изменен диаметр движущих колес с 1016 мм первоначально на 1014 мм, а затем на 1050 мм (с тепловоза № 122): вместо тормозных приборов Вестингауза были применены краны машиниста № 184 системы Ф. П. Казанцева и воздухораспределители № 135 системы И. К. Матросова. Для аккумуляторных батарей были выбраны элементы иного типа; батарея получила обозначение 32ТН-550 (32 элемента, общее напряжение 64 В, емкость 550 А • ч). У дизелей были изменены диаметр цилиндров (318 мм) и ход поршней (330 мм). При сохранении номинальных значений частоты вращения вала дизеля на 1-й, 7-й и 8-й позициях главной рукоятки контроллера (соответственно 270, 675 и 740 об/мин) были несколько изменены частоты вращения на 2-й — 6-й позициях (355,430,495,555 и 615 об/мин соответственно).
На тепловозах первоначально устанавливались компрессоры ЗСБ, подобные компрессорам тепловозов серии ДА. В дальнейшем вместо них стали использоваться аналогичные компрессоры 1КТ, у которых значения в миллиметрах диаметров цилиндров и хода поршней были округлены до целых чисел.
На тепловозе были применены: тяговый генератор МПТ-84/39 (620 кВт, 900 В,. 11 50 А, 740 об/мин, 4500 кг), двухмашинный агрегат (1776 об/мин, 385 кг), состоявший из вспомогательного генератора МВГ-25/11 (5 кВт, 75 В) и возбудителя МВТ-25/9 (3,6 кВт, 55 В, 65 А), тяговые электродвигатели ДК-304 Б (параметры длительного режима: 98 кВт, 157 В, 725 А, 270 об/мин; масса 2480 кг).
Масса тепловоза с полным запасом топлива, смазки и песка была 123,9 т. Запас топлива составлял 5150 кг, смазки 320 кг, песка 1200 кг. Длительная сила тяги при скорости %2 км/ч равнялась 16 000 кгс; максимальная скорость при диаметре колес 1014 мм — 90 км/ч, при диаметре 1050 мм — 93 км/ч. Минимальный радиус проходимых тепловозом кривых был 125 мм.
Расположение оборудования на тепловозе серии ТЭ1
Расположение оборудования на тепловозе серии ТЭ1:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — контроллер машиниста; 3 — компрессор; 4 — тяговый генератор; 5 — топливный бак; 6 — дизель; 7 — вентиляторное колесо
Первый тепловоз ТЭ1-20-001 Харьковский завод транспортного машиностроения выпустил в марте 1947 г. Серия ТЭ1-20 означала: тепловоз с электрической передачей, тип первый, нагрузка от колесной пары на рельсы 20 тс.
С 1949 г. тяговые электродвигатели и электроаппаратуру для тепловозов начал изготовлять Харьковский завод тепловозного электрооборудования, а выпуск этих машин и аппаратов на заводе "Динамо" был прекращен.
Выпуск тепловозов серии ТЭ-1 (ТЭ1-20) по годам постройки
Год выпускаКоличествоНомера
194725001-025
194868 (включая тепловозы серии ТЭ-5)026-093
1949127094-220
195080221-300
Первоначально тепловозы серии ТЭ1 направлялись для работы на Орджоникидзевскую, Ашхабадскую, Рязано-Уральскую железные дороги, а затем и на многие другие.
В 1948 — 1949 гг. тепловозы серии ТЭ1 работали на Московско-Курской железной дороге. Здесь они обслуживали сначала местные пассажирские поезда на участке Москва — Серпухов, а потом и дальние на участке Москва — Скуратове
Большинство тепловозов серии ТЭ1 было исключено из парка железных дорог в период 80-х годов.
Род службыМагистральный, пассажирский;
маневровый
Осевая формула30-30
Годы выпуска1947-1950
Инвентарные номера001-300
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год) Отсутствуют

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0048 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика