Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Характеристика тепловоза ТЭ1
После принятия правительственного решения о возобновлении строительства тепловозов
в Советском Союзе и организации их изготовления на бывшем Харьковском паровозостроительном
заводе туда была направлена с Коломенского машиностроительного завода группа
специалистов по проектированию и постройке локомотивов, в том числе М. Н. Щукин
и А. А. Кирнарский. Харьковскому заводу также был передан не эксплуатировавшийся
тепловоз ДА 20-52, оборудование которого побывало в морской воде
во время транспортировки. Конструкция и основные параметры тепловоза серии Да
были вполне приемлемыми для первого послевоенного типа дизельного локомотива
и весьма перспективными для маневровых тепловозов. По сравнению с тепловозами
серии Ээл довоенной постройки тепловозы серии Да имели более быстроходные и
легкие дизели, большую сцепную массу при меньшей на 14 т общей массе и большую
максимальную скорость.
На Харьковском заводе, который в дальнейшем стал называться Харьковским заводом
транспортного машиностроения, рабочее проектирование тепловоза типа 0-30-0—0-30-0
вели две группы под руководством А. А. Кирнарского (механическая часть) и Н.
Д. Вернера (дизель); возглавлял всю работу по проектированию тепловоза инженер
М. Н. Щукин. Проектированием и изготовлением тяговых электродвигателей и электроаппаратов
занимался московский завод "Динамо" им. С, М. Кирова, а тягового генератора
и двухмашинного агрегата — Харьковский электромашиностроительный завод.
Выполненные во время рабочего проектирования чертежи и технические указания
предусматривали обеспечение требований государственных стандартов, применение
метрических единиц физических величин и использование некоторых материалов и
оборудования, не употреблявшихся на тепловозах серии ДА. В частности, был изменен
диаметр движущих колес с 1016 мм первоначально на 1014 мм, а затем на 1050 мм
(с тепловоза № 122): вместо тормозных приборов Вестингауза были применены краны
машиниста № 184 системы Ф. П. Казанцева и воздухораспределители № 135 системы
И. К. Матросова. Для аккумуляторных батарей были выбраны элементы иного типа;
батарея получила обозначение 32ТН-550 (32 элемента, общее напряжение 64 В, емкость
550 А • ч). У дизелей были изменены диаметр цилиндров (318 мм) и ход поршней
(330 мм). При сохранении номинальных значений частоты вращения вала дизеля на
1-й, 7-й и 8-й позициях главной рукоятки контроллера (соответственно 270, 675
и 740 об/мин) были несколько изменены частоты вращения на 2-й — 6-й позициях
(355,430,495,555 и 615 об/мин соответственно).
На тепловозах первоначально устанавливались компрессоры ЗСБ, подобные компрессорам
тепловозов серии ДА. В дальнейшем вместо них стали использоваться аналогичные
компрессоры 1КТ, у которых значения в миллиметрах диаметров цилиндров и хода
поршней были округлены до целых чисел.
На тепловозе были применены: тяговый генератор МПТ-84/39 (620 кВт, 900 В,. 11
50 А, 740 об/мин, 4500 кг), двухмашинный агрегат (1776 об/мин, 385 кг), состоявший
из вспомогательного генератора МВГ-25/11 (5 кВт, 75 В) и возбудителя МВТ-25/9
(3,6 кВт, 55 В, 65 А), тяговые электродвигатели ДК-304 Б (параметры длительного
режима: 98 кВт, 157 В, 725 А, 270 об/мин; масса 2480 кг).
Масса тепловоза с полным запасом топлива, смазки и песка была 123,9 т. Запас
топлива составлял 5150 кг, смазки 320 кг, песка 1200 кг. Длительная сила тяги
при скорости %2 км/ч равнялась 16 000 кгс; максимальная скорость при диаметре
колес 1014 мм — 90 км/ч, при диаметре 1050 мм — 93 км/ч. Минимальный радиус
проходимых тепловозом кривых был 125 мм.
Расположение оборудования на тепловозе серии ТЭ1:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — контроллер машиниста; 3 — компрессор;
4 — тяговый генератор; 5 — топливный бак; 6 — дизель; 7 — вентиляторное
колесо
Первый тепловоз ТЭ1-20-001 Харьковский завод транспортного машиностроения выпустил
в марте 1947 г. Серия ТЭ1-20 означала: тепловоз с электрической передачей, тип
первый, нагрузка от колесной пары на рельсы 20 тс.
С 1949 г. тяговые электродвигатели и электроаппаратуру для тепловозов начал
изготовлять Харьковский завод тепловозного электрооборудования, а выпуск этих
машин и аппаратов на заводе "Динамо" был прекращен.
Выпуск тепловозов серии ТЭ-1 (ТЭ1-20) по годам постройки
Год выпуска
Количество
Номера
1947
25
001-025
1948
68 (включая тепловозы серии ТЭ-5)
026-093
1949
127
094-220
1950
80
221-300
Первоначально тепловозы серии ТЭ1 направлялись для работы на Орджоникидзевскую,
Ашхабадскую, Рязано-Уральскую железные дороги, а затем и на многие другие.
В 1948 — 1949 гг. тепловозы серии ТЭ1 работали на Московско-Курской железной
дороге. Здесь они обслуживали сначала местные пассажирские поезда на участке
Москва — Серпухов, а потом и дальние на участке Москва — Скуратове
Большинство тепловозов серии ТЭ1 было исключено из парка железных дорог
в период 80-х годов.
Род службы
Магистральный, пассажирский; маневровый
Осевая формула
30-30
Годы выпуска
1947-1950
Инвентарные номера
001-300
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год)
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог