Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Характеристика тепловоза ТЭ50
В 1957 г. на Коломенском тепловозостроительном заводе им. В. В. Куйбышева был
спроектирован односекционный грузовой тепловоз типа 30-30
с электрической передачей и дизелем 10Д45 с номинальной мощностью 3000 л. с.
В соответствии с проектом этот тепловоз должен был иметь вес в рабочем состоянии
134,4 т, т. е. нагрузку от колесной пары на рельсы 22,4 т, конструктивную скорость
100 км/ч и развивать при длительном режиме силу тяги 25 000 кГ и скорость 25
км/ч (длительную мощность на ободе колес 2300 л. с).
Проект тепловоза выполнен под руководством главного конструктора Коломенского
завода Л. С. Лебедянского и его заместителя Г. А. Жилина.
Авторы проекта выбрали из четырех разработанных вариантов тележку, у которой
колесные пары с диаметром колес 1 050 мм, буксы и редуктор полностью взаимозаменяемы
с такими же узлами тепловоза ТЭЗ. Рессорная система тележки двухступенчатая:
первая ступень—пружины (статический прогиб 38 мм), вторая ступень — эллиптические
листовые рессоры люлек (статический прогиб 64 мм).
В конце 1958 г. Коломенский завод закончил постройку тепловоза, который получил
обозначение ТЭ50-0001. Дизель 10Д45 спроектирован на заводе под руководством
инженеров П. М. Мерлис, М. Г. Шифрина я Ф. А. Щеглова. Прототипом для этого
дизеля послужил дизель 40Д, изготовляемый серийно. Дизель 10Д45 двухтактный,
16-цилиндровый с V-образным расположением цилиндров, прямоточно-клапанной продувкой
и газотурбинным двухступенчатым наддувом с промежуточным охлаждением воздуха;
диаметр цилиндров — 230 мм, ход поршня главного шатуна — 300 мм, прицепного
шатуна — 304,3 мм, развал цилиндров — 45*. Номинальную мощность 3 000 л. с.
дизель развивает при 750 оборотах коленчатого вала в минуту; минимальная скорость
вращения вала — 400 об/мин; расход топлива при номинальной мощности составляет
175—180 г/э.л.с. Дизель без рамы весит 11 000 кг против 16 000 кг дизеля 2Д100.
Пуск дизеля 10Д45 производится главным генератором, работающим в режиме пуска
в качестве электродвигателя с последовательным возбуждением, питаемым свинцовой
аккумуляторной батареей 32ТН-450 (32 элемента емкостью по 450 ач при 10-часовом
разряде). Для охлаждения масла дизеля применен теплообменник, где тепло передается
воде, а последняя в свою очередь, как и вода общей системы охлаждения, поступает
в радиатор, через который вентилятором прогоняется воздух.
Главный генератор МПТ-120/55 постоянного тока с независимым возбуждением и принудительной
вентиляцией имеет номинальную мощность 2000 квт (напряжение 475/700 в, ток 4200/2780
а). На тепловозе установлен двухмашинный агрегат, состоящий из вспомогательного
генератора ВГТ-275/150 и возбудителя ВТ-275/120.
На локомотиве применены такие же, как на тепловозе ТЭ10 Харьковского завода
транспортного машиностроения, тяговые электродвигатели ЭД1 -340 с принудительной
вентиляцией, рассчитанные на номинальную мощность 310 кет (номинальное напряжение
475 в, ток 705 а) Максимальная скорость вращения якоря — 2 230 об/мин. Предусмотрены
две ступени ослабления поля: 55 и 35% возбуждения.
Вспомогательные машины тепловоза — компрессор КТ6, вентиляторы тяговых электродвигателей
и вентиляторы холодильников — приводятся электродвигателями постоянного тока
с напряжением 220 в. Электроэнергия для этих машин вырабатывается вспомогательным
генератором мощностью-165 квт (220 в, 750 а при 1300 об/мин).
Тепловоз оборудован воздухораспределителями МТЗ-135со скоростным регулятором;
все шесть колесных пар тормозные с двусторонним нажатием Фактический вес тепловоза
в рабочем состоянии достиг 139,2 т т.е нагрузка от колесной пары на рельсы составила
23,2 т. Запас топлива—6800 кГ масла 1 200 кг, воды — 1300 кг, песка — 600 кг.
Тепловоз ТЭ50-0001 демонстрировался на выставке локомотивов в Москве, затем
с февраля 1959 г. проходил заводские испытания, при которых его дизель-генераторная
группа работала на реостаты, а в ноябре-декабре этого же года находился в опытной
эксплуатации на участке Кочетовка — Рыбное Московской дороги. В 1960—1961 гг.
тепловоз ТЭ50-0001 совместно с тепловозом ТЭ10 и электровозом ВЛ60 был подвергнут
динамическим и путевым испытаниям ВНИТИ. Особых преимуществ и недостатков тепловоза
ТЭ50-0001 по сравнению с тепловозом ТЭ10 выявлено не было.
Поездки тепловоза ТЭ50-0001 показали удовлетворительную работу всего основного
оборудования и в то же время выявили отдельные недостатки его конструкции, относящиеся
главным образом к удобству доступа к отдельным частям при осмотрах и ремонте.
Больше тепловозов ТЭ50 Коломенский завод не строил в связи с загрузкой по выпускам
пассажирских тепловозов ТЭП60 и началом постройки тепловозов ТЭ10. Первый же
тепловоз, построенный Коломенским заводом ТЭ50-0001 в эксплуатацию не поступил
и остался на заводе.
Род службы
Магистральный, грузовой
Осевая формула
30-30
Годы выпуска
1958
Инвентарные номера
0001
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год)
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог