Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Характеристика тепловоза ТГ102
Луганский тепловозостроительный завод им. Октябрьской революции в конце 1959
г. построил грузо-пассажирский двухсекционный тепловоз с гидропередачей. При
проектировании этого тепловоза был использован опыт создания первого тепловоза
с гидропередачей — тепловоза ТГ100-001. Новый тепловоз, получивший наименование
серии ТГ102, имел мощность на 33% больше своего предшественника.
Кузов каждой секции тепловоза выполнен с несущей рамой; кабины машиниста изготовлены
отдельно и прикреплены болтами к раме и остальной части кузова. В местах соединения
поставлены резиновые прокладки.
Рама кузова сварной конструкции, она состоит из двух хребтовых балок, поперечных
диафрагм и обносных швеллеров. Концы балок соединены литыми стяжными ящиками.
Кузов каждой секции опирается на рамы двух двухосных тележек через восемь (по
четыре на тележку) скользящих боковых опор с резиновыми амортизаторами. Рама
тележки сварная; она выполнена из двух боковин, связанных концевыми балками
и шкворневыми межрамными креплениями. Рессорное подвешивание состоит из листовых
надбуксовых рессор и цилиндрических пружин, связанных продольными балансирами.
Жесткость рессорного подвешивания — 412 кГ/мм. Колеса имеют диаметр 1 050 мм;
буксы — подшипники с цилиндрическими роликами и пружинные торцовые упоры по
типу букс тепловозов ТЭЗ.
На тепловозе установлено четыре дизеля М756, которые при сохранении расположения
и количества цилиндров (12), их диаметра (180 мм), хода поршней (200 и 209,8
мм) несколько отличаются от дизелей М751, примененных на тепловозе ТГ100-001.
Дизель М756 имеет газотурбинный наддув, более мощный водяной насос, гильзы цилиндров
со стальными рубашками, раздельные впускные коллекторы, охлаждаемые водой, дополнительное
кольцо на поршнях для уменьшения расхода смазки и ряд других изменений. Номинальная
мощность дизеля М756 при скорости вращения вала 1500 об/мин составляет 1000
л. с, минимальная скорость вращения вала — 500 об/мин. Пуск дизеля производится
стартером, питаемым от аккумуляторной батареи. Расход топлива при номинальной
мощности—165—170 г/э. л. с. ч. Вес дизеля без масла — 1800 кг.
По рекомендации ВНИТИ Луганский завод не применил на тепловозе ТГ102 гидромеханическую
передачу и исключил планетарную систему, уменьшил количество зубчатых колес
и перешел к чисто гидравлической передаче.
На этом тепловозе вращающий момент от вала каждого дизеля передается на две
оси тележки через гидропередачу Л60 конструкции Луганского тепловозостроительного
завода. Гидропередача установлена на раме тележки; она состоит из двух комплексных
гидротрансформаторов ГТК-ПТ, двухступенчатой коробки перемены передач с реверсом,
карданного привода и осевого редуктора. Вал дизеля связан с гидропередачей карданным
валом. Входной вал гидропередачи соединен с гидротрансформатором редуктором
с передаточным числом 59:58=1,017. На первой скорости работает пара шестерен
с передаточным отношением 38:56=1:1,47; на второй скорости — 57:37=1,54. Передаточное
число шестерен реверса 37:37=1; передаточное отношение от реверса к зубчатому
колесу раздаточного вала 35:47=1:1,343. Осевой редуктор как и на тепловозе ТГ100-001
состоит из пары конических зубчатых колес с передаточным числом 27:27=1 и пары
цилиндрических зубчатых колес с передаточным отношением 21:64=1:3,048, смонтированных
в одном корпусе.
В каждой секции тепловоза установлено по два потолочных холодильника с вертикальным
в один ряд расположением ребристых с плоскими укороченными трубками секций.
Число секций в одном холодильнике: водяного охлаждения — 22, для охлаждения
масла двигателей — А и для охлаждения масла гидротрансформаторов — 10. Воздух
через холодильники прогоняется двумя осевыми вентиляторами УК-2 с механическим
приводом.
Управление тепловозом осуществляется контроллером машиниста, имеющим реверсивную
рукоятку с позициями вперед, «0» и назад и главную рукоятку с положениями холостой
ход и шестнадцатью позициями. На тепловозе имеются вспомогательный генератор
постоянного тока МВГ-25/11 мощностью 5 кет с номинальным напряжением 75 в, четыре
компрессора ВВ-1,5/9 производительностью 1 500 л/мин и аккумуляторная батарея
32ТН-450.
Тепловоз оборудован воздушным тормозом системы Матросова с воздухораспределителем
МТЗ-135, котлом-водоподогревателем, калориферами для отопления кабин машиниста,
санузлом и локомотивной сигнализацией.
В каждой секции тепловоза имеется запас топлива 6 200 л, масла для дизеля 2
X 175 л, масла для гидропередачи 2 X 400 л, воды для охлаждения дизеля 2 X 400
л и песка 600 кг. Служебный вес тепловоза 2 X 84 т. Максимальная скорость тепловоза
120 км/ч. При длительном режиме тепловоз может развивать силу тяги 32 500 кГ
и скорость 25 км/ч.
Построив один опытный тепловоз ТГ102-001, Луганский тепловозостроительный завод
передал чертежи и необходимую техническую документацию Ленинградскому тепловозостроительному
заводу. Этот завод выпустил первый тепловоз серии ТГ102 в октябре 1960 г. и
строил их в двух исполнениях: с гидропередачами Л60, установленными на тележках,
и с гидропередачами Л60, установленными на рамах (серия ТГ102Р).
Часть тепловозов ТГ102 Ленинградский тепловозостроительный завод выпустил с
гидропередачами Фойта Л217 (L217). Эти тепловозы имеют номера 100 и выше и иногда
в литературе обозначаются серией ТГ102. Гидропередача Л217, установленная также
на раме тележки, состоит из турборедуктора и реверс-редуктора. Турборедуктор
имеет два гидротрансформатора и две пары цилиндрических зубчатых колес на 1-й.
скорости работает пара зубчатых колес с передаточным отношением 38:62=1:1,633,
и на 2-й скорости — с передаточным отношением 53:68=1:1,283. С помощью реверс-редуктора
возможно получить два режима работы тепловоза — пассажирский режим с максимальной
скоростью 120 км/ч и грузовой режим с максимальной скоростью 90 км/ч.
Ленинградский тепловозостроительный завод строил тепловозы до 1964 г. включительно.
Заводом выпущено пять основных разновидностей тепловозов с восемью различными
исполнениями систем управления. На части тепловозов установлены дизели М756А,
отличающиеся от дизелей М756 турбокомпрессорами (применены турбокомпрессоры
ТКР-23 Свердловского завода).
Тепловозы ТГ102 поступили для эксплуатации на Октябрьскую дорогу (в депо Ленинград-Витебский)
и начали обслуживать как грузовые, так и пассажирские поезда. Некоторое время
несколько тепловозов работали на Прибалтийской дороге.
Род службы
Магистральный, грузо-пассажирский
Осевая формула
2(20-20)
Годы выпуска
1959-1964
Инвентарные номера
001-191
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год)
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог