Нумерация серий локомотивов

 

По теме "локомотив"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Классификация серий отечественных локомотивов

Серия - это группа локомотивов и моторных вагонов, однотипных по своей конструкции или построенные по одним и тем же проектам локомотивы и моторные вагоны. На железных дорогах России обозначения серий изменялись в ходе развития и совершенствования конструкций локомотивов. Первые паровозы не имели обозначений, им присваивались имена собственные и оригинальные названия подобно тому, как это было принято для пароходов. Новые системы обозначений серий локомотивов вводились в 1912, 1925, 1931 годах. С 1984 на тяговом подвижном составе в железных дорог помимо буквенно-цифровых обозначений на боковых стенках кузовов ставится состоящий из восьми цифр, инвентарный номер локомотива. Это обозначение введено с целью использования электронных и компьютерных устройств для учета и контроля за дислокацией и работой парка локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

Обозначение серий паровозов

Первые паровозы не имели обозначений, им присваивались имена собственные и оригинальные названия подобно тому, как это было принято для пароходов. Первые локомотивы построенные Стефенсоном назывались «Блюхер» и «Ракета». На Царскосельской железной дороге паровозы имели названия «Проворный», «Стрела», «Богатырь», «Сокол», «Орёл», «Лев», «Слон». Построенные в нач. 1860-х годов паровозы назывались по принадлежности к городам —-«Рига», «Москва», «Париж», «Вена» (эти паровозы возили поезда на Динабургско-Витебской и Риго-Динабургская железных дорогах); носили фамилии известных людей — «Суворов», «Дельвиг», по названием рек — «Волга», планет — «Меркурий». Позже паровозам стали присваивать серии, состоявшие из буквенных обозначений или цифровых номеров. На Рязано-Уральской, Харьково-Азовской и других железных дорогах) для обозначения паровозов использовали буквы: П — пассажирский, Т — товарный и М — маневровый, к которым добавляли цифры (номера). На большинстве железных дорог России применялись различные буквенные системы обозначений серий, в результате чего одинаковые по конструкции паровозы, находившиеся на разных дорогах, получили разные обозначения.
С целью упорядочения обозначений серий паровозов Министерство путей сообщения в 1912 году по предложению Ю. В. Ломоносова разработало единую для всех русских железных дорог «Номенклатуру серий паровозов».
Систему обозначений паровозов 1912 года можно представить в виде формулы: СЗИ №, где С — основная буква серии, И — индекс, З — завод-изготовитель, № — номер локомотива. Часть Си — это серия локомотива — групповая часть, а нижний индекс з и № относились лишь к конкретному паровозу. Таким образом, обозначение серии и нумерация локомотивов уже тогда представляли собой независимые одна от другой системы.
За основу обозначения серии была принята уже сложившаяся ранее буквенная система обозначений, в которой использовались тридцать букв русского алфавита, включая такие буквы. Не использовались только буквы М и П. Буква выбиралась исходя из определенного смысла: буква О означала, что это — основной тип товарного паровоза; буква Б показывала, что локомотив спроектирован и строился на Брянском заводе (тип 2-3-0), Г — на Ганноверском заводе; К — паровоз Коломенского завода; С — Сормовского завода; Д — что данный локомотив имеет две спаренные оси (типы 1-2-0, 2-2-0, 0-2-1, 2-2-1); Т — товарный, с тремя сцепными осями (типы 0-3-0, 1-3-0 и 0-3-1); Ч — с четырьмя спаренными осями; Л — проект В. И. Лопушинского; Ф — сочленённый системы Ферли или Фламма (тип 1-5-0); Н — паровоз Николаевской ж. д.; Р — Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д.; У — Рязанско-Уральской ж. д.; Я — Московско-Ярославско-Архангельской ж. д., Ь — танк-паровоз для грузовой и маненровой работы, Ъ — танк-паровоз для пассажирской службы.
Конструктивные изменения паровозов показывались в индексе буквой, расположенной вверху справа от основной буквы, место изготовления — снизу справа. Наиболее распространёнными в индексах были буквы П (с перегревом пара), Д — с кулисным механизмом Джоя, В — с кулисным механизмом Вальсхерта, К — паровоз Коломенского завода, Л — Луганского завода, Ш — шведских заводов, Г — германских заводов, М — модернизированный, Р — реконструированный или рационализированный, У — усиленный, Ч — с машиной компаунд (предложение Чечотта).
Система обозначений 1912 предусматривала также применение для обозначения двух основных букв, что вместе с индексом давало возможность иметь более 30 тыс. комбинаций. При переходе на новую систему для большинства серий паровозов была введена нумерация, исключающая применение одинаковых номеров. Однако это было сделано не для всех серий, и, в частности, для одного из распространённых пассажирского паровоза серии С были оставлены номера, применяемые отдельными дорогами. В результате этого в некоторых депо оказывалось два и даже три паровоза с одним и тем же номером. Для отличия паровозов в таких случаях после номера в виде дроби добавлялись цифры 1, 2, 3 или ставились буквы, отражающие наименование дороги, к которой ранее был приписан паровоз. Например, в депо Москва-пассажирская три паровоза С6 имели полные обозначения С6К, С6П, С6Ю, где буквы К, П, Ю соответственно обозначали — Курская, Пермская, Южная ж. д.
Обозначение локомотивов по системе 1912 года применялось и для локомотивов, построенных после Октябрьской революции 1917 года. Для первых паровозов советской постройки начала 1920-х годов использовались буквы Э, Л, Щ (паровозы этих серий строились и до революции).
Обозначения паровозов по системе 1912 года имели вид: АВ, АД, Б, В, Г, ЕС, Ж, 3, И, К, КУ, Л, НД, НВ, НК, НЧ, ОД, ОВ, ОК, П, Р, С, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, ЩЧ, ЩП, Ы, ЫЧ, ЫП, Э, ЭГ, ЭШ, Я, Θ, Y.
В 1925 инженеры Научно-технического комитета НКПС Р. П. Гриненко и В. Ф. Егорченко предложили использовать буквенно-цифровую систему обозначений серий и нумерации тягового подвижного состава. Предполагалось со временем вообще отказаться от буквенных обозначения и перейти на чисто цифровые обозначения локомотивов по типу некоторых зарубежных железных дорог.
Всем существовавшим тогда сериям паровозов были намечены определенные номера в пределах 01—99 в каждой серии. На переходный период предполагалось оставить и буквенное обозначение серии. Так на железных дорогах появились локомотивы с длинным обозначением. Выпускаемые в то время паровозов серий СУ, ЭУ, а позднее и паровозы серий ЭМ, ЭР и М, стали обозначаться: СУ96-01, ЭУ682-01, М160-01.
Выяснилось, что число однотипных локомотивов, как правило, было больше 99, поэтому, что бы не нарушить двухзначное обозначение цифровой части, пришлось ввести новые цифровые обозначения серий. В результате возникли серии СУ97, СУ98, СУ100, СУ101, а затем СУ200, СУ201 и т. д. То же произошло и с паровозами серий ЭУ, ЭМ, ЭР.
Буквенное обозначение серий паровозов решили сохранить, тем более, что часть паровозов серии СУ97 и часть паровозов серии СУ98 по конструкции не отличались. Применение системы нумерации серий 1925 года ограничили сериями СУ, ЭУ, ЭМ, ЭР и М.
В 1931 была введена ещё одна система обозначения новых локомотивов: первые две буквы серии составлялись из первых букв имени и фамилии известных людей, две цифры обозначали нагрузку от движущих колёсных пар на рельсы, после тире проставлялся номер локомотива. Так на железных дорогах появились паровозы серии ИС20 (Иосиф Сталин), ФД20 (Феликс Дзержинский), СО17 (Серго Орджоникидзе), АА20-1 (Андрей Андреев). Для отличия изменений конструкции паровозы ИС и ФД начиная с 1941 года выпускались с полным наименованием серии — ФД21 и ИС21, а паровозы серии СО имели три основные разновидности: СО17, СО18 (с вентиляторной тягой) и СО19 (с тендер-конденсаторами).
В 1940-е годы внесли изменения в систему обозначений локомотивов 1912 года.. По этой измененной системе грузовым паровозам, спроектированным под руководством Л. С. Лебедянского в середине 1940-х годов, была присвоена серия Л, у которых после дефиса следовал порядковый номер (Л—0005).
Создававшимся после Великой Отечественной войны локомотивам, заказы на которые поступали от различных организаций МПС и ведомств, не присваивались серии по какой-либо одной системе. Для обозначения паровозов по измененной системы 1912 года применялись обозначения заводов-изготовителей. Так появились на железных дорогах паровозы серий ЛВ18, ОР21, ОР23. Буквы ЛВ обозначали, что паровоз выполнен на базе паровозов Л (конструкции Лебедянского) на Ворошиловградском заводе, а ОР— паровоз создан этим же Ворошиловградским заводом, но с акцентом "имени Октябрьской революции". После обозначения серии ставилось тире, а затем номер паровоза.
Паровозы серии СУ, построенные после 1945 года Сормовским заводом, имели обозначение по системе нумерации 1931 года: СУ250-01 и далее.
Опытный грузовой паровоз типа 1-5-2 Улан-Удэнского завода был обозначен как 23-001, а промышленный танк-паровоз серии 9П означал девятый тип промышленного паровоза.
В ознаменование Великой победы последним пассажирским паровозам типа 2-4-2, созданным в 1945 году, не стали присваивать серию. Они имеют заводское обозначение П36, в котором буква П обозначает «Победа», а 36 - паровоз типа 36 Коломенского завода. Аналогично был обозначен опытный грузовой паровоз П34.

Обозначение серий тепловозов

Первым тепловозам, построенным в 1924 году и последующим серийным локомотивам присвоены серии Щэл, Эмх, Оэл и Ьмх, означавшие, что тепловозы по мощности эквивалентны паровозам с теми же обозначениями; индексы ЭЛ и МХ соответствовали электрической или механической передаче. Нумерация как для опытных и серийных тепловозов тепловозов Ээл была общая. Все указанные тепловозы обозначались по системе нумерации 1912 года. Выпущенный примерно в это же время тепловоз ВМ20 получил обозначение по системе 1931 года. Буквы ВМ означают Вячеслав Молотов.
Построенные американскими фирмами «Алко» и «Балдвин» в середине 1940-х годов для железных дорог СССР шестиосные тепловозы с электрической передачей получили соответственно обозначение ДА и ДБ. Буква Д означает дизельный локомотив, а индексы А и Б — первые буквы наименований фирм).
Для тепловозов, построенных после 1945 года, применено буквенно-цифровое обозначение серий, которое отличается от существовавших в то время обозначений серий электровозов и паровозов.
Буквенная часть серии тепловоза состоит из двух или трёх заглавных букв русского алфавита и цифр. Буквы серии тепловоза обозначают: первая Т — тепловоз; вторая Э — с электрической передачей, Г — с гидравлической или гидромеханической передачей; У - узкоколейный. Третья буква обозначает: П — пассажирский, М — маневровый, у грузовых тепловозов третья буква в обозначении серии отсутствует.
Таким образом, буквенная часть серий тепловозов выглядит так: грузовые тепловозы: ТЭ и ТГ, пассажирские ТЭП и ТГП, маневровые - ТЭМ и ТГМ, узкоколейные - ТУ. Для тепловозов постройки отечественных заводов цифра после букв обозначает номер проекта. Для поездных и универсальных тепловозов каждому тепловозостроительному заводу отводится определенный диапазон чисел. Харьковскому заводу транспортного машиностроения им. В.А. Малышева отведен диапазон 1—49, Коломенскому тепловозостроительного завода им. В.В. Куйбышева 50—99, Ворошиловградскому, он же Луганскому (ПО «Лугансктепловоз») 100—149, Брянскому 150—199. Для маневровых тепловозов с гидропередачей применяется единая нумерация, начиная с 1, независимо от завода-изготовителя.
Таким образом серии тепловозов ТЭ1, ТЭ2, ТЭЗ, ТЭ4, ТЭ5, ТЭ7, ТЭ10, ТЭЗО, ТЭ40 построены на Харьковском заводе; ТЭ50, ТЭП60, ТЭП70, ТЭП75, ТЭП80 — на Коломенском; ТГ100, ТГ102, ТГ105, ТГ106, ТЭЮ9, ТЭ114, ТЭ116, ТЭ130 — на Луганском заводе.
Для импортных тепловозов обозначение серии начинается с буквы, указывающей страну завода-поставщика. Буква В указывает, что тепловоз строился в Венгрии (например, ВМЭ1), буква Ч — в Чехословакии (например, ЧМЭ3).
Для отдельных конструктивных изменений введены дополнительные буквы после цифровой части обозначения серии. Так тепловозы серии ТЭ10 имеют следующие основные разновидности: ТЭ10Л (вариант Луганского завода), более поздней постройки — ТЭ10В (с изменениями, произведёнными на том же заводе, когда он стал наз. Ворошиловградским), ТЭ10М (модернизированные). Первоначально в серии не указывалось, сколько секций составляют тепловоз. Двухсекционные тепловозы обозначались без отличий от односекционных. Например: двухсекционные: ТЭ2, ТЭЗ, ТЭ7, односекционные: ТЭ1, ТЭ10. В дальнейшем перед буквенной частью стали вводить цифры 2, 3, 4, которые показывают число секций тепловоза. Двухсекционные тепловозы: 2ТЭ10, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10М, 2ТЭ10П, 2ТЭ116; трехсекционные: ЗТЭ10М; четырехсекционные: 4ТЭ10С.
В отдельных секциях тепловозов с одинаковыми номерами для их различия вводили дополнительные обозначения, например, буквы А, Б (так же поступали и с двухсекционными электровозами).
Исключением из описанной системы обозначений магистральных тепловозов являются тепловозы серий М62 и 2М62. Обозначение серии М62 дано по требованию первого заказчика этих тепловозов - Венгерской Народной Республики; в дальнейшем при поступлении этих локомотивов на железные дороги Советского Союза обозначение серии было сохранено.
Маневровые тепловозы с электрической передачей имеют в обозначении серии буквы ЭМ. Далее используются цифры, отведённые для магистральных тепловозов Харьковского завода, которые ми характеризуют его тип: ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ5, ТЭМ6, ТЭМ7. Эксплуатируемым на железных дорогах зарубежным маневровым тепловозам присвоены серии ВМЭ1, ВМЭ2, ВМЭЗ, ЧМЭ2 и др., где буква В означает, что тепловоз построен на венгерских заводах, а Ч — на чехословацких заводах.

Обозначение серий электровозов

Все электровозы, как и остальные локомотивы железных дорог Советского Союза, разделяются по сериям, обозначаемым буквами или буквами и цифрами. Нумерация серий первых электровозов железных дорог Советского Союза проходила по трем системам нумерации: 1925, 1931 и 1912 годов.
По системе нумерации 1925 года обозначались электровозы для Сурамского перевала — С, Сс, СИ. Нижний индекс «с» на электровозах серии Сс означает, что серия выпущена советскими заводами. Верхний индекс «и» на электровозах серии СИ указывает не только на то, что электровозы построены в Италии, но и на то, что они имеют иное конструктивное выполнение по сравнению с электровозами серий Сс и С. Электровозы серий С и СИ после букв имеют цифру 10, а электровозы серии Сс—цифру 11. Эти цифры не означают нагрузки от движущей оси, а являются цифровой частью обозначения серии и обычно не пишутся. Электровозы серий Сс, С и СИ, оборудованные машинами и аппаратами по типу электровозов серии ВЛ22М без электрического торможения, получили соответственно обозначения серий СcМ, СМ и СИМ.
По системе 1931 года получили обозначение электровозы постоянного тока серий ВЛ19, ВЛ22, ВЛ22М и ВЛ23 (Владимир Ленин); опытные электровозы ПБ21-01 (имени Политбюро ВКП(б)). Цифры 19, 22 и 23 после букв ВЛ обозначают нагрузку от движущих колёсных пар на рельсы в тоннах. Электровозы с нагрузкой от оси 19,5 т и тяговыми двигателями типа ДПЭ-340А обозначаются серией ВЛ19, с нагрузкой от оси 22 т и тяговыми двигателями типа ДПЭ-340—серией ВЛ22; электровозы серий ВЛ19 и ВЛ22, имеющие тяговые двигатели типа ДПЭ-400, обозначены сериями ВЛ19М и ВЛ22М, где индекс «М» означает «модернизированные». Электровозы с нагрузкой от оси 23 т обозначены серией ВЛ23.
Система обозначений 1931 года в несколько измененном виде была использована для опытной партии электровозов постоянного тока СК (Сергей Киров) — СК-01 и СК-04, но без указания нагрузки от движущих колёсных пар, а также для первого в стране опытного электровоза переменного тока — ОР22-01 (однофазный, ртутно-выпрямительный). Электровозы серии СК с двигателями повышенной мощности в отличие от основной серии СК обозначаются как СКУ (усиленные).
Принятая в 1912 году система обозначений для паровозов применялась для импортных электровозов. Полученным из Франции грузовым электровозам переменного тока были присвоены серии Ф и ФР (Р — с рекуперативным торможением), а пассажирским — серия ФП (П — пассажирский), причём на электровозах Ф с номерами от 1 до 9 ставились перед цифрой нули (например, Ф05). Приобретённые в Германии грузовые электровозы перем. тока с кремниевыми выпрямителями получили серию К (кремниевые), но на этих электровозах после буквы, обозначающей серию, ставилось тире, а для локомотивов с номерами от 1 до 9 перед значащими цифрами — нули.
После Великой Отечественной войны электровозы нумерация серий проходила также не по одной системе. Буквы ВЛ в серии обозначали Владимир Ленин, буквы СК — Сергей Киров, буква С — Сурамский, буква Н — Новочеркасский.
Первые магистральные 8-осные электровозы, помимо упомянутых выше, имели серию Н8, что обозначает—Новочеркасский восьмиосный, и НО—Новочеркасский однофазный.
Позднее были построены электровозы серии Т8, то указывало на Тбилисский завод-изготовитель (Тбилисский восьмиосный). Продукция Новочеркасского завода пополнилась сериями Н6О -Новочеркасский, 6-осный, однофазный и Н8О (Новочеркасский, 8-осный, однофазный).
Обозначения электровозов к концу 1950-х годов имели вид: ВЛ19, ВЛ22, ВЛ22М, ВЛ23, СК, СКУ, Сс11, С10, СИ, Н8, НО и т. д.
С 1963 в обозначении серий отечественных электровозов принята символика «ВЛ» — Владимир Ленин. При этом полное наименование серий Н8, Т8, НО, Н6О, Н8О было заменено соответственно на ВЛ8, ВЛ10, ВЛ61, ВЛ60 и ВЛ80; электровозы более поздней постройки получили наименование серий ВЛ10У, ВЛ11, ВЛ12, ВЛ15, ВЛ26, ВЛ40, ВЛ41, ВЛ62, ВЛ81, ВЛ82, ВЛ83, ВЛ84 и ВЛ86Ф. Электровозы переменного (однофазного) тока нумеруются: четырехосные — от ВЛ40 до ВЛ59, шестиосные — от ВЛ60 до ВЛ79, восьмиосные — от ВЛ80 до ВЛ99. Нумерация электровозов постоянного тока: шестиосных — от ВЛ19 до ВЛ39, восьмиосных — от ВЛ8 до ВЛ18. С дальнейшим развитием парка электровозов эта система была нарушена. Серия локомотивов ВЛ15 — двенадцатиосные постоянного тока; ВЛ82 — восьмиосные двойного питания; ВЛ85 — двенадцатиосные электровозы переменного тока.
Индекс У вверху цифры (ВЛ10У) означает, что электровоз усилен по сцепному весу. С появлением в обозначениях цифр 61, 62, 81, 82 и т. д. буквы О (однофазный) в сериях ВЛ60 и ВЛ80 стали читаться как нули.
Для отличия конструктивных особенностей групп электровозов серии ВЛ80 после цифр 80 ставятся различные индексы. Электровозы с кремниевыми выпрямителями имеют индекс К (ВЛ80К), с реостатным торможением - индекс Т (ВЛ80Т), с рекуперативным торможением - индекс Р (ВЛ80Р), рассчитанные на работу по системе многих единиц - индекс С (ВЛ80С), с асинхронными тяговыми электродвигателями - индекс А (ВЛ80А), с вентильными тяговыми электродвигателями - индекс В (ВЛ80В).
Для электровозов серии ВЛ60 индексы К и Р (ВЛ60К, ВЛ60Р) имеют такой же смысл, что и для электровозов ВЛ80, а индекс П (ВЛ60П) означает, что электровоз ВЛ60 приспособлен для ведения пассажирских поездов. Электровозы ВЛ82 с изменённым электрическим оборудованием, рассчитанные на работу как при переменном, так и при постоянном токе, обозначены серией ВЛ82М, где индекс М означает — модернизированные.
Всем пассажирским электровозам, которые строились с 1958 года чехословацкими заводами Шкода для железных дорог России, присвоены буквенно-цифровые обозначения серий. Первые две буквы ЧС показывают, что локомотивы построены в Чехословакии, а последующие цифры характеризуют особенность конструкции. При этом, в отличие от отечественных принципов нумерации (по диапазонам) нумерация чехословацких электровозов - "сплошная". Четырехосные электровозы постоянного тока имеют обозначения ЧС1, ЧСЗ, 6-осные электровозы постоянного тока — ЧС2, 6-осные переменного тока — ЧС4; двухсекционные 8-осные электровозы постоянного тока — ЧС200, ЧС6, ЧС7, а переменного тока — ЧСЗ, ЧС8. Индекс Т в обозначении электровозов ЧС2Т и ЧС4Т показывает, что локомотивы оборудованы реостатным торможением (электровозы, не имеющие этого торможения, обозначены просто ЧС2 и ЧС4). Цифра 200 у электровозов ЧС200 показывает, что электровоз рассчитан на максимальную скорость 200 км/ч.
Пассажирские электровозы, построенные на заводах Чехословакии, имеют в обозначении серии буквы ЧС, к которым добавляются цифры: ЧС 1, ЧСЗ — четырехосные постоянного тока; ЧС2 — шестиосный постоянного тока; ЧС6, ЧС7, ЧС200 — восьмиосные постоянного тока; ЧС4 — шестиосный переменного тока; ЧС8 — восьмиосный переменного тока.
Электровозы промышленного транспорта имеют самое разнообразное обозначение серий. Так, электровозы переменного тока, изготовленные на Днепропетровском электровозостроительном заводе, обозначены как Д100, Д100М, Д94, где цифра после буквы обозначает сцепной вес локомотива в тоннах. Промышленные электровозы постоянного тока обозначены как IVКП-1 (IV — четырёхосный, К — контактный, П — промышленный, 1 — первое исполнение).
Промышленные электровозы, построенные чехословацкими заводами, обозначены 21Е, 26Е, а заводами ГДР — ЕЛ1, ЕЛ2. Изготовленные специально для коксосушильных цехов 2-осные электровозы имеют обозначение серий ЭК1, ЭК2, ЭК13, ЭК14, где буква К указывает их назначение ("коксосушильный").
Промышленные тяговые агрегаты, состоящие из собственно локомотива и обмоторенных вагонов (думпкаров) имеют серии: ОПЭ1, ОПЭ2, ПЭ1 и др. Буквы в номерах этих серий означают: О — однофазного тока, П — промышленный, Э — электровоз , цифры характеризуют определенный тип).

Обозначение моторных вагонов и мотрис

В 30-е гг. чисто буквенная система обозначений серий применялась для моторных и прицепных вагонов электрифицированного пригородного участка Москва — Загорск (бывшие Северные ж. д.) и первых автомотрис. Первоначально моторные вагоны обозначались ЭМ — электровагон моторный, а прицепные Э — электровагон. Первые серии автомотрис обозначались как АВ-Эл, АВ-Мх. Символы АВ обозначали слово "автомотриса", а Эл или Мх, также как и для тепловозов Щэл, Эмх, Оэл — вид передачи. Такое начертание не было случайным. Первоначально эти тепловозы именно так и обозначались: Щ-Эл, Э-Эл, Э-Мх.
В 1936 году электровагонам присвоены серии СВ, что означало — вагон типа Северных дорог с электрооборудованием фирмы «Виккерс» и СД з-да «Динамо». Выпускавшиеся в конце 1940-х годов трёхвагонные электросекции с механической частью аналогично типу серии СД получили индекс Р (Рижский вагоностроительный завод), но уже вверху (СР). Однако в дальнейшем при изменении электрооборудования, выполненного с расчётом на работу только при напряжении 3000 В, обозначение серии приобрело вид СР3, где нижний цифровой индекс обозначал «только 3000 В».
Выпускаемые начиная с 1957 электропоезда обозначаются двумя прописными буквами ЭР (электропоезд постройки Рижского вагоностроительного завода) и цифрой, характеризующей конструктивные особенности вагонов. Пригородные электропоезда постоянного тока получили обозначения серий ЭР1, ЭР2, ЭР5, ЭР10, ЭР12, ЭР2Р, ЭР2Т, ЭР22; пригородные электропоезда переменного тока — ЭР7, ЭР9, ЭР9П, ЭР9М, ЭР9Е, ЭР9Т, ЭР29. Первый (и наверно единственный) отечественный скоростной электропоезд, рассчитанный на движение со скоростью 200 км/ч, обозначен ЭР200. Цифровая часть обозначений серий электропоездов на вагонах в разные годы писалось по-разному: цифры наносили по размеру букв (ЭР-2, ЭР-9п), или наносились как нижний индекс у букв: ЭР2, ЭР и т. д.
Дизель-поезда постройки Рижского вагоностроительного завода имеют обозначения серии ДР (дизель-поезд Рижского завода). Далее указывали тип поезда (например первый тип - ДР-1). Для различных типов поездов после цифры 1 добавляются буквы, напр. П, А.
Дизель-поезда постройки венгерских заводов обозначались сериями Д или Д1.
Автомотрисы имеют в обозначении, как правило, букву А и указание на завод-изготовитель, а также порядковый номер. Например, автомотриса АР1 изготовлена на Рижском вагоностроительном заводе.
Применительно к вагонам метрополитенов слово «серия» (Е, Еж, Е„ и др.) употребляется редко, более распространены слова «тип» и «модель».

Принцип кодирования тягового подвижного состава колеи 1520 (1524 мм) заложен в классификаторе "Серии тягового подвижного состава" # 3 91 615

1. Система кодирования – серийно-порядковая.
Разрядность кода – четырехзначная.

2. Структура кода следующая:

Х             ХХ          Х
----        ------       ----
I               I            I 
I               I            I_контрольное число
I               I
I               I___порядковый номер серии

I___________________________ вид тяги

3. Первый знак  - код признака принадлежности серии ТПС к виду тяги, в том числе:
1 – электровозы постоянного тока;
2 – электровозы переменного и переменно-постоянного тока;
3 – электропоезда постоянного тока;
4 – электропоезда переменного и переменно-постоянного тока;
5 – тепловозы с электрической передачей;
6 – тепловозы с гидравлической и механической передачей;
7 – резерв;
8 – дизельпоезда;
0 – паровозы;
9 – путевые машины.
4. Второй и третий знаки – порядковый номер серии.
5. Четвертый знак – контрольное число, рассчитанное по модулю 11.

ПАРОВОЗЫ
Код Кч Наименование серии
001 3 ПЗ6
003 9 СУ
021 7 ФД20
022 7 ФД21
023 2 Л
024 5 ЛВ
025 8 ЕА
026 0 ЕМ
028 6 СО
029 9 ТЭ
030 6 ЭР
031 9 ЭУ
032 1 ЭМ
033 4 Е в/и
034 7 СО в/и
040 8 ФДП
044 9 ЕП
045 1 ОВ
046 4 Ъ
047 7
048 1 Д-51
099 1 прочие паровозы
 
ЭЛЕКТРОВОЗЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Код Кч Наименование серии
101 4 ЧС1
102 7 ЧС2
103 7 ЧС2Т
104 2 ЧС3
105 5 ЧС200
106 8 ЧС6
107 0 ЧС7
121 8 ВЛ8
122 0 ВЛ8М
123 3 ВЛ10
124 6 ВЛ10П
127 4 ВЛ22М
128 7 ВЛ23
134 8 ВЛ11
135 0 ВЛ11К
138 9 ВЛ10У
141 1 ВЛ26
142 4 ВЛ15
143 7 Э13
151 3 2ВЛ23
152 6 3ВЛ23
153 9 ВЛ11М
154 1 УРАЛ1
156 7 ВЛ118
157 3 ВЛ11У/8
158 2 ВЛ15С
199 2 прочие электровозы постоянного тока
 
ЭЛЕКТРОВОЗЫ ПЕРЕМЕННОГО И ПЕРЕМЕННО-ПОСТОЯННОГО ТОКА
Код Кч Наименование серии
201-269 Электровозы переменного тока
201 5 ВЛ60П/К
202 8 ЧС4
203 0 ЧС4Т
204 3 Ф
207 1 ЧС8
221 9 ВЛ60К
224 7 ВЛ80В
225 6 ВЛ80К
226 2 ВЛ80Т
227 5 ВЛ80С/М
233 6 ВЛ80Р
235 1 ВЛ81
240 0 ВЛ80С
241 2 ВЛ41
242 5 ВЛ84
244 0 ВЛ85
245 3 ВЛ86
246 6 ВЛ41К
247 9 ВЛ86Ф
251 4 2ВЛ60К
252 7 ВЛ65
269 8 Прочие электровозы переменного тока
271-299 Электровозы переменно-постоянного тока (двойного питания)
271 8 ВЛ82
272 0 ВЛ82М
274 6 ЭП1
275 9 ЭП10
299 3 Прочие электровозы переменно-постоянного тока (двойного питания)
 
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ПОСТОЯННОГО ТОКА
Код Кч Наименование серии
301 6 СР
302 9 СРЗ
302 9 СРЗ
304 4 СМ3
305 7 ЭР1
306 6 ЭР2
307 2 ЭР22
308 5 ЭР22В
311 8 СМ
312 0 ЭР200
316 1 ЭР2Р
318 7 ЭР2Т
318 7 ЭР2Т
320 7 ЭР12
320 7 ЭР12
321 0 ЭТ2
322 2 ЭД2Т
324 8 ЭД4
325 0 ЭД4Т
326 3 ЭД4М
327 6 ЭТ2М
328 9 ЭД4МК
329 1 ЭД4М1
330 9 ЭТ2Л
331 1 ЭТ2А
366 0 ЭР2К
368 6 ЭД6
369 9 ЭД2 “Урал”
399 4 прочие электропоезда постоянного тока
 
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ПЕРЕМЕННОГО И ПЕРЕМЕННО-ПОСТОЯННОГО ТОКА
Код Кч Наименование серии
401-479 Электропоезда переменного тока
401 7 ЭР9
402 0 ЭР9П
405 8 ЭР9М
406 0 ЭР9Е
407 3 ЭР29
409 9 ЭД9Т
410 6 ЭР9Т
411 9 ЭД1
412 1 ЭД9М
413 4 ЭД9МК
479 1 прочие электропоезда переменного тока
481-499 Электропоезда переменно-постоянного тока (двойного питания)
481 1 ЭД4ДК
499 5 прочие электропоезда переменно-постоянного тока (двойного питания)
 
ТЕПЛОВОЗЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ
Код Кч Наименование серии
501 8 ТЭ7
502 0 ТЭП10
503 3 ТЭП10Л
504 6 ТЭП60
505 9 2ТЭП60
506 1 ТЭП70
507 4 ТЭП75
508 7 2ТЭ10УТ
509 5 ТЭМ7А
511 2 ТЭМ2УМ
512 2 ТЭП80
513 5 ТЭМ2УС
514 8 ТЭМ2УМТ
515 0 ТЭМ2УТ
519 1 3ТЭ10М
521 1 ТЭ2
522 4 ТЭ3
524 0 ЗТЭЗ
525 2 ТЭ10
526 5 2ТЭ10
527 8 2ТЭ10Л
528 0 2ТЭ116УП
529 3 2ТЭ116Г
530 0 2ТЭ116
531 3 М62
532 6 ДА
533 9 2ТЭ10В
534 1 2ТЭ10Т
535 4 ДМ62
537 7 ЗМ62У
538 2 3ТЭ10В
539 5 2М62
541 5 ТЭ1
542 8 ТЭМ1
543 0 ТЭМ2
544 3 ТЭМ2А
545 6 ТЭМ5
547 1 ТЭМ7
548 4 ТЭМ2М
549 7 ТЭ10У
550 4 2ТЭ10У
551 7 ТЭМ17
552 1 ТЭМ18
553 2 ТЭМ18Г
554 5 4ТЭ10У
555 8 ЧМЭ3Б
556 0 ЧМЭ-2
557 3 ЧМЭЗ
558 6 ВМЭ1
559 9 ЧМЭЗЭ
560 6 ЧМЭ5
561 9 ЧМЭЗМ
562 1 ЧМЭ3Т
563 4 ТЭМЗ
564 7 ТЭМ7С
565 9 ТЭМ2У
566 2 ТУ2
568 8 ТУ3
570 8 3ТЭ-3У
571 0 2ТЭ121
573 6 ТЭМ1М
574 9 2ТЭ130
575 1 2ТЭ10М
576 4 ТЭ10М
577 7 4ТЭ10С
578 6 ТУ7
579 2 2М62У
580 3 2ТЭ10С
581 2 3М62
582 5 3ТЭ10У
583 8 2М62УМ
584 0 ТЭМ2АМ
586 6 ТЭМ15
587 9 ТЭМ16
588 1 ТЭРА1
599 6 Прочие тепловозы с электрической передачей
 
ТЕПЛОВОЗЫ С ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ
Код Кч Наименование серии
601 9 АГД
602 1 АГП
603 4 АГС
604 7 АС1
605 0 АСЗМ
606 2 АДЭ1
649 8 ТГМ1
650 5 ТГМЗ
651 8 ТГМЗА
652 0 ТГМЗБ
653 3 ТГМ4
654 6 ТГК2
655 9 ТГК
658 7 ТГМ4А
659 6 ТГМ6
660 7 ТГМ6А
662 2 ТГМ-23(Б,В)
663 5 ТГМ7
664 8 ТГМ11
665 0 ТГМ11А
666 3 ТГ16
667 6 ТГ21
668 9 ТГ22
669 1 РА-1-001
670 9 АРВ-1
671 1 АС-1А
672 4 ДММ
673 7 АДМ
674 4 ДМС
675 2 ДГКУ-5
676 5 АС1М
677 8 АГВМ
678 0 АЧ-2
679 3 АЧ-2 прц.
680 0 АЧО
681 3 МК15/2
682 6 МПТ
683 9 МГ2
684 1 АГД-1А
685 4 АГМС
686 7 АЛГ
687 8 АГМУ
688 2 АС4
689 5 ДГКУ
690 2 ДМ
691 5 АГВ
692 8 ТГМ23Д
694 3 МПТ-4
695 6 МПТ-5
696 9 ДМCу
697 1 АМ-1
698 4 АМД-1
699 7 прочие тепловозы с гидр.и мех.передачей
РЕЗЕРВ
701 -799
 
ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА
Код Кч Наименование серии
801 0 Д
802 3 Д1
803 6 ДР1
804 9 ДР1А
806 4 ДР1П
807 7 ДЛ2-001
808 9 ДТ-116
809 2 Д2-006
810 6 КИХА-58
811 2 МДП-4
814 0 ДДБ1
815 3 ДПМ1
899 9 прочие дизельпоезда

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0011 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика