Основные сведения об узкоколейных железных дорогах

 

По теме "узкоколейка"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Что такое узкоколейная железная дорога и для чего ее строили в 19-20 веках

Узкоколейная железная дорога или просто узкоколейка — железная дорога облегчённого типа с шириной колеи меньше нормальной (на отечественных железных дорогах - менее 1520 мм). Узкоколейные железные дороги обслуживают в основном промышленные предприятия, лесосеки, шахты, рудники. Отдельные участки железных дорог общего пользования также имеют узкую колею. Узкоколейные железные дороги имеют колею шириной 1000, 914, 750 и 600 мм. Главным достоинством узкоколейной железной дороги является относительная простота сооружения из-за меньших объёмов земляных работ, упрощённого и облегчённого верхнего строения пути, а следовательно, меньшие первоначальные капиталовложения по сравнению с ж. д. норм, колеи. К недостаткам относятся: меньшая провозная способность, необходимость перегрузки грузов на стыке их с дорогами норм, колеи, большая потребность в локомотивах, подвижном составе (из-за меньшей массы поездов). Узкоколейные железные дороги играют важную роль во внутренних транспортных связях некоторых промышленных районов, могут быть экономичными при малых грузооборотах и небольших расстояниях перевозок. Для повышения экономической эффективности на узкоколейной дороге используют специальные грузовые тепловозы, большегрузные вагоны, приспособленные для перевозок определенных грузов (леса, руды, торфа и т. п.).
Впервые узкоколейки появились в середине 18 века на шахтах Шотландии, где им дали название экономичных железных дорог, затем их стали строить во Франции, Германии, Швеции, Норвегии. Первая в России узкоколейная дорога построена в 1871 между ст. Ливны и Верховье длиной 57 вёрст с колеёй шириной 3,5 фута (1067 мм). На линии работал специальный подвижной состав: два пассажирских и четыре грузовых паровоза. В 1898 дорога переделана на нормальную колею.
В СССР узкоколейная железная дорога сохранилась близ г. Вентспилса — старая Курземская линия, построенная в начале 20 века. На острове Сахалин существует обособленная сеть узкоколейных железных дорог со своим подвижным составом. Часть узкоколейных дорог перешита на широкую колею, часть отдана для организации детских железных дорог.

Железнодорожный путь узкоколейных дорог

В 1919 г. Комитетом государственных сооружений было установлено два типа шпал (брусковые и пластинные) для главных путей колеи 1000 мм и два — для станционных путей. Позднее в нашей стране для наземных узкоколейных железных дорог установлена стандартная ширина колеи 750 мм (до 90% эксплуатируемых узкоколейных дорог). Для нее предусматривалось применение шпал тех же типов, но несколько меньшей длины. Ширина по верху земляного полотна для колеи 750 мм определялась данными, приведенными в таблице.
Ширина земляного полотна узкоколейных дорог
ГрунтШирина земляного полотна линий, мм
Общего пользованияОднопутных местного значения
Однопутная Двухпутная
Скала, щебень, гравий, песок 3000 6000 2800
Остальные виды грунта 3400 6400 3200
Рельсы узкоколейных линий по форме поперечного сечения соответствовали рельсам нормальной колеи, но отличались по весу и длине.
Характеристики рельсов узкоколейных дорог
Тип рельсов (вес, кг/пог. м.) Длина, м Допускаемая нагрузка
7 5 2
8 7 4
11 7 4
15 7 6,5
18 9 9
24 9 12,5

Стрелочные переводы узкоколейных железных дорог характеризовались следующими параметрами:
Стрелочные переводы узкоколейных дорог
Место укладки стрелочных переводов Марка крестовин при ширине колеи
1000 мм 750мм
Дороги общего пользования 1/11 1/10
Дороги местного значения 1/10 1/7; 1/8; 1/9
Приемо-отправочные пути дорог общего пользования 1/9 1/8; 1/9
Приемо-отправочные пути дорог местного значения 1/7; 1/8 1/7; 1/8
Вспомогательные станционные пути 1/6; 1/7; 1/8 1/5; 1/6; 1/7; 1/8
Заводские пути для пропуска небольших групп вагонов и паровозов с короткой базой 1/5 1/3; 1/4

Локомотивы узкоколейных железных дорог

Основным поставщиком узкоколейных локомотивов различных серий до 1960-х годов был Коломенский паровозостроительный завод. Кроме того, на линиях работали паровозы Мальцевского, Невского, Подольского, Сормовского и Новочеркасского заводов.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0051 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика