Продажа билетов в системе Экспресс

 

По теме "экспресс"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Описание технологии продажи билетов в системе Экспресс

Система “Экспресс-3” позволяет организовать продажу на железных дорогах билетов по четырем видам: реализация мест на станции формирования поезда, на обратный выезд, от любой станции сети железных дорог, по ходу следования поезда. Для осуществления продажи билетов по каждому из приведенного виду в систему заложено, что любое место может быть выкуплено пассажиром из открытой (свободной) продажи или продажи по брони. Каждый вид брони имеет двузначный номер. Из общего количества мест для каждой брони выделяется определенная квота, которая может уточняться в процессе продажи. Перечень разрешенных для конкретного терминала (каждой кассы) видов брони указывается в характеристике терминала.
Кассы, установленные на станции формирования поездов имеют право использовать весь перечень разрешенных видов брони. По этой причине пассажир, приобретающий на ней билет, имеет больше возможностей по сравнению с другими типами продажи.
Рассмотрим основные принципы поиска свободных мест и подсчет провозной платы билета.
Наиболее крупные станции, на которых останавливается пассажирский поезд, являются станциями учета. Каждая из этих станций имеет так называемый “уровень”, причем станция формирования поезда имеет первый уровень , а промежуточные станции, не являющиеся станциями учета мест, имеют уровень предыдущей станции. Оформление билетов с указанием номеров мест осуществляют станции имеющие первый уровень. Все остальные станции по ходу следования поезда осуществляют оформление билетов без указания номеров мест. В билете в этих случаях вместо номеров мест печатаются слова: НОМЕРА МЕСТ УКАЗЫВАЕТ ПРОВОДНИК RZD.
Границы поиска свободных мест в массиве задаются билетным кассиром. На поиск мест влияет информация, набранная под ключами N - номер поезда, B - номер и тип вагона, M - границы мест, T - требования к местам, G - номер брони.
Ключи N, B, G определяют наиболее общие границы поиска: во всех вагонах или вагонах конкретных "нитках" поезда (ключ N), в конкретном типе вагона (ключ B), в границах номера брони ( ключ G). Ключ M определяет диапазон мест уже определенных в ключах N, B, G, а ключ Т (количество нижних и верхних мест и их расположение в купе или боковой части вагона) уточняет эти границы. Если ключ Т  в заказе не указывается, то поиск осуществляется по принципу “нижнее, верхнее в одном купе”, т.е. по умолчанию значением ключа Т является Т11К. Для плацкартных вагонов система осуществляет поиск мест сначала в купейной части, и лишь затем при отсутствии возможного варианта - в сочетании купейной части с боковыми местами. По такому алгоритму продаются билеты пассажиру, заказывающему число мест кратное шести.
В случае, если в поезде находится общее количество запрашиваемых мест, но требования пассажира, указанные за ключом Т не могут быть удовлетворены, на дисплей билетного кассира выдается информация какие места имеются в продаже Б - только боковые, Н-нет - отсутствие нижних мест и т.п.
Места на обратный выезд выделяются из резерва мест заказанной брони или из мест для открытой продажи.
Продажа мест от любой станции сети железных дорог осуществляются из зарезервированных мест по специальной брони - G02 “Бронь промежуточной станции” - или (опять же) из числа мест по открытой продажи.
Станции, расположенные по ходу следования нитки поезда, могут оформлять билеты в соответствии с режимами продажи “зима”, “лето”, “весна-осень”. В системе предусматривается два режима продажи по ходу следования, отличающихся расположением данных о местах в поезде. В первом режиме норма мест хранится в вычислительном центре, обслуживающим станцию отправления поезда и каждый терминал осуществляет запрос в этот ИВЦ. Во втором режиме норма мест по мере продвижения поезда передаваются из одного вычислительного центра в другой и каждый терминал (каждая касса) обращается уже в свой ИВЦ.
Для усиления контроля за реализацией мест на специальных служебных терминалах возможно получить диаграмму населенности поезда с указанием “истории” продажи каждого места, на основании которой проводятся финансовые расследования.
Стоимость проезда в системе “Экспресс-3” рассчитывается по следующему алгоритму:
1. По кодам станций отправления и назначения определяется вид сообщения (внутригосударственное или межгосударственное).
2. По ключу N определяется категория поезда (пассажирский, скорый, фирменный).
3. В соответствии с информацией, набранной за ключами N, B, С , D определяется дорога-собственница вагона.
4. В зависимости от расстояния и вида сообщения, дороги-собственницы вагона рассчитывается стоимость плацкарты.
5. Затем подсчитываются комиссионные сборы с учетом дополнительной платы и дополнительных услуг. Определяется страховой сбор;
6. Все рассчитанные суммы запоминаются на соответствующих счетчиках.
Стоимость в билете рассчитывает ЭВМ того вычислительного центра, в котором хранится информация о предоставленных местах на конкретный поезд. Таким образом, система автоматизировано управляет процессом продажи билетов и выдачи статистической и финансовой отчетности.

Оформление билетов в системе Экспресс

В АСУ Экспресс-2 для всех сообщений используется единый формализованный язык. Подобно компьютерному языку он содержит операторную и операндную часть. В качестве операторов используются символы латинского алфавита, называемые "ключами". Они указывают, какая информация содержится в операндной части. Все запросы в систему закодированы двумя цифрами от 01 до 99. Ключ P определяет код этого запроса: P01 - отчет кассира за смену; P11 - заказ получение прямой плацкарты или документов на обратный выезд; P12 - работа в бюро заказов; P62 - получение справок на поезда дальнего следования (система "ЭКАСИС"). За ключом P указываются другие ключи: N - номер поезда; D -дата отправления поезда( очень редко подразумевается дата прибытия поезда); C - станция отправления, назначения или пересадки; B - тип или класс вагона; ключ Х, определяющий число лиц, на которых оформляется проездной документ, а также вид документа (например, детский), вид расчета (например, воинский), льготность тарифа (например -ШК), номер документа, дающего право на льготу и некоторые другие сведения. Работа с таким языком, как правило, не вызывает затруднений. На него легко переводится любое требование пассажира.

Запрос пассажира Запись на языке Экспресс
Оформите на обратный выезд... P11
...со станции Петербург... C2004000
...до станции Москва... C2006000
...на поезд № 1 "Красная Стрела"... N001АЮ
...отправляющийся в ночь на 2 марта... D0103
...в купейном вагоне...
...два полных билета. X01 X01
Я хочу два нижних места в одном купе... T2К
 ...в середине вагона M009-016

Полный текст запроса
 P11 C2004000 C2000000 N001АЮ D0103 BК X01 X01 T2К M009-016
Виды работ Экспресс
Вид работы P Описание данного вида работы
00  
01 Отчет кассира за смену
02 Услуги пассажирам
03 Ввод остатка мест свободных мест на план-карты
04 Выдача сведений о высадке пассажиров на промежуточных станциях
05 Бронирование мест по паролю
06 Ввод оперативных изменений в систему
07 Продление срока пароля
08 Ведение документации на магнитном носителе
09 Оперативные изменения архива авансовых счетов
10 Заказ до 4-х видов документов
11  
12 Оформление документов в бюро заказов
13  
14 Оформление проездных документов с помощью диспетчерского терминала
15 Выдача документов по паролю
16  
17 Оформление групповых заказов
18 Резервирование мест в международном сообщении
19 Оформление проезда иностранным гражданам во внутригосударственном сообщении
20 Возврат сумм провозных плат с неиспользованных документов
21 Списывание сумм с проездных документов
22 Частичный возврат проездных документов
23 Переоформление проездных документов
24 Возврат с прерыванием поездки
25 Гашение сумм провозных плат и мест с испорченных проездных документов
26  
27 Гашение испорченных и не выкупленных проездных документов
28  
29 Отказ от пароля
30 Проверка защитного кода на проездных документах, выдаваемых системой "Э-2", получение справки СОТ
31 Справка о работе касс
32  
33  
34  
35 Справки об использовании мест в поездах
36 Справки о наличии свободных мест в поездах
37 Получение воинской отчетности
38  
39  
40 Отчет кассира. Дубль отчета. Отчет а другой терминал в международном сообщении
41 Оформление проездных документов в международном сообщении
42 Аннулирование проездных документов в международном сообщении
43 Гашение проездных документов в международном сообщении
44 Предварительное бронирование в международном сообщении
45 Квитанция оплаты заказа. Справка сведений. Диаграмма поезда
46 Справки о стоимости проезда в международном сообщении и о курсе валют
47 Оформление международных групповых поездок (бронирование, выкуп, продление)
48  
49 Обработка тестовых запросов
50  
51 Сообщение о состоянии кассы
52 Дубль финансовой отчетности
53 Автоматизация изменений Тарифного руководства № 5.
54  
55 Тестовый контроль терминального оборудования
56  
57  
58  
59  
60 Ввод оперативной информации о движении поездов дальнего следования в системе "Экассис"
61 Получение отчетных документов о работе справочного бюро в системе "Экассис"
62 Получение справок о поездах дальнего следования
63 "Экассис" пригород
64 Оформление пригородных проездных документов
65  
66  
67  
68  
69 Ввод мест по проездным документам опоздавших пассажиров
70 Справки "ЭСУБР"
71 "ЭСУБР" Оформление багажных и грузобагажных перевозочных документов
72  
73  
74  
75  
76  
77  
78  
79  
80 Задачи АСУ-Л
81 Задачи АСУ-Л
82 Задачи АСУ-Л
83 Задачи АСУ-Л
84 Задачи АСУ-ПВ
85 Автобусы
86  
87  
88  
89  
90 Ввод информации о поступлении и выдаче бланков в систему. Получение справок и отчетов по МУБ
91 Корректировка архива МУБ
92  
93  
94  
95  
96  
97  
98 Ввод информации с корешков проездных документов, оформленных по ручной технологии
99 Снятие информации со сменных счетчиков терминала

Классификатор разработан на основании технической документации по математическому обеспечению системы и входит в состав справочно-информационного фонда системы «Экспресс».
По каждому сообщению могут использоваться только определенные ключи. Это позволяет упростить работу пользователя по набору информации. В памяти терминала содержатся данные о всех допустимых ключах по каждому виду работы. Каждый раз при нажатии на клавишу "следующий ключ" - на экране появляется изображение нового ключа. Если пользователь хочет ввести данные, он набирает их на клавиатуре сразу за ключом. Если данный ключ не используется при наборе (например пассажир не требует указать границы мест M, то при нажатии повторно клавиши изображение неиспользованного ключа заменяется на новое. Клавиша действует то тех пор, пока пользователь не увидит все допустимые ключи. При достижении конца списка терминал на нажатие клавиши не реагирует.
Результатом диалога между пользователем и ЭВМ АСУ железной дороги является ответ системы. Ответы подразделяются на положительные, при которых система удовлетворяет требования пользователя в посланных сообщениях и отрицательные, при которых из ЭВМ пришел отказ. Отрицательные ответы формируются либо при отсутствии требуемых данных в системе (например: нет свободных мест на заданный поезд), либо при обнаружении ошибок в переданном сообщении. Информация при ответе может направляться на экран дисплея или на печатающее устройство. В одних системах это определяет пользователь, в других - сама система. Примером АСУ самостоятельно определяющей устройство вывода является "ЭКСПРЕСС-2". В служебной строке дисплея терминала системы указывается информация, куда в данный момент направлен вывод информации: "ОТВЕТ ЭК" - на экран, "ОТВЕТ ПЧ" - на печатающее устройство. При этом на клавиатуре может подсвечиваться та клавиша, которую должен нажать пользователь для вывода следующей порции информации: - для печати на бланках строгой отчетности и печати прочих справок и отчетов соответственно; - для вывода на экран. В АСУ "Экспресс-2" форма выдачи зависит от того, куда направлен вывод информации - на дисплей или принтер. При выдаче на дисплей система учитывает небольшую емкость экрана и располагает все данные компактно. При выводе на печать информация дублируется на экран дисплея. Прочитать печатающуюся информацию с экрана затруднительно, так все данные отформатированы по длине печатного листа.
В обязательном порядке при ответе печатается слово "СПРАВКА" и ее код,  дата и время выдачи из системы, код ЭВЦ, выдавшего справку (ММ), технологический номер терминала запросившего документ (31М48) и номер запроса в системе.
Если указанные в запросе требования удовлетворить нельзя, то "ЭКСПРЕСС" выдает отрицательный ответ. Он содержит текст, поясняющий причину ответа. Например, если поезд № 157 не прибывает 17 марта, то на запрос
 P62 G50 N157Ц D1703
система выдаст ответ:
 17.03 ПОЕЗД НЕ ХОДИТ
Особое место в ЭКСПРЕСС при выдаче информации занимает печать проездных документов - билетов. Это документы строгой отчетности, к оформлению которых предъявляются особые требования.
Система информирует билетного кассира о готовности начать печать проездного документа подсветкой клавиши . Терминал не допускает повторной печати этого же проездного документа на другом бланке. В отдельных моделях терминалов при отказе пассажира от предложенных мест для их возврата в систему используется клавиша .

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0045 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика