Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
О пассажирских поездах
Трудно в наше время найти человека, который бы не видел поезда, но не все смогут
ответить на вопрос: «Что называется поездом» На железных дорогах поездом принято
называть сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими
локомотивами, с установленными сигналами.
Как только к составу прицепляют прицепляют поездной локомотив — он (состав) превращается
в поезд. Каждому поезду присваивают номер. Номер — это «лицо» поезда. Если говорят
поезд № 21, то железнодорожнику понятно, что речь идет о скором пассажирском поезде,
и он движется с востока или севера.
Пересекая границы, поезда и вагоны советских железных дорог устремлялись на юг и
север, запад и восток. Везут они пассажиров во все концы нашей необъятной Родины.
И не только! Поезда и вагоны советских железных дорог курсировали по территории
25 государств Европы и Азии - в Улан-Батор, Пхеньян, Пекин, Ханой. Не останавливают
их ни различная ширина колеи, ни водные преграды. На перестановочных пунктах пограничных
станций вагонам просто меняли тележки, а водные преграды они преодолевали на паромах.
Плавали наши вагоны по водам Северного моря от порта Германской Демократической
Республики Росток до шведского порта Мальме, следуя в Стокгольм и Осло и возвращаясь
оттуда домой.
А что же с нумерацией пассажирских поездов? За 150 летнюю историю железных дорог
она менялась не однократно. Так, с 15 мая 1929 года Народным комиссариатом
путей сообщения (НКПС) была установлена следующая нумерация пассажирских поездов:
курьерским поездам присвоены номера с 1 по 8, скорым с 11 по 38, почтовым с 41 по
58, пассажирским —с 61 по 78, товарно-пассажирским — с 81 по 85, пригородным —с
101 по 895 и трудовым — с 901 по 988.
В 1970-е годы нумерация поездов была следующей: скорые номера имели номер 1—98;
101—298 - пассажирские дальние, круглогодичного обращения; 301—498 - пассажирские
дальние, назначаемые в летний период; 501-598 - пассажирские дальние разового назначения;
601—698 - пассажирские местные; 6001—6998 пригородные; 801—898 туристско-экскурсионные;
901-948 почтово-багажные; 951-968 грузопассажирские (по билетам); 971-998 людские
(по грузовым документам).
С введением между Москвой и Ленинградом скоростных поездов ЭР-200 и "Аврора" нумерация
была немного изменена: номера 1—99 отведены для скорых поездов, курсирующих круглый
год; 101 — 149 - скорые летние; 151—169 - скоростные пассажирские; 171—299 - пассажирские
дальние, курсирующие круглый год; 301—399 - пассажирские дальние летние; 401 - 499
- пассажирские разового назначения (вывозные); 501-599 - пассажирские разового назначения
(пунктирные); 601—699 - пассажирские местные; 6001—6999 пригородные; 801—899 туристско-экскурсионные.
Нумерация почтово-багажных, грузо-пассажирских и людских поездов не менялась.
Современная нумерация более сложная. Как не похожа она на нумерацию 94-летней
давности!
Пассажирские поезда:
Скорые:
- круглогодичного обращения
1-148
- сезонного обращения
181-298
Скоростные круглогодичного и сезонного
обращения
151-168
Ускоренные круглогодичного и сезонного
обращения
171-178
Дальние (кроме скорых)
- круглогодичного обращения
301-398
- сезонного обращения
401-498
- разового назначения, вывозные (пунктирные)
501-598
Местные (кроме скорых)
601-698
Служебного (специального) назначения
701-748
Скорые дальние составами дизель- и электросекций:
- повышенной комфортности
801-848
- без предоставления дополнительных
услуг
851-898
Почтово-багажные, грузо-пассажирские
и людские поезда:
- почтово-багажные
901-948
- грузо-пассажирские
951-968
Туристско-экскурсионные
971-988
Пригородные
6001-6998
Скорые пригородные
7001-7398
Пригородные служебного назначения (по
билетам)
7481-7498
Нечетные номера имеют поезда, путь которых лежит с востока на запад и с севера на
юг, а четные — курсирующие с запада на восток и с юга на север. Номера поездов не
только помогают различать категорию и направление движения поездов, но главное —
руководить их продвижением на всем пути от начальной до конечной станции.
Движение всех пассажирских поездов регламентируется графиком и расписанием их отправления
и прибытия. В соответствии с Уставом ж. д. правила пассажирских перевозок и перевозки
багажа по ж. д. определены действующим Тарифным руководством, в котором установлены
общие условия перевозки пассажиров, их ручной клади, багажа, грузобагажа и почты;
указаны основные положения по продаже билетов, сроки их годности; определён порядок
оформления остановки пассажиров в пути следования, возможное изменение маршрута
следования пассажира; приведены все виды пассажирских, багажных и других тарифов
и сборов за услуги, оказываемые пассажиру; установлены условия бесплатного проезда
пассажиров различных категорий; приведены правила перевозки туристов и др. массовых
людских перевозок; указан порядок аренды пассажирских вагонов и т. п. Составы пассажирских
поездов значительно короче и весят меньше по сравнению с составами грузовых поездов.
Водят пассажирские составы специальные пассажирские локомотивы, которые могут развивать
более высокие скорости, чем грузовые.
Парк пассажирских вагонов подразделяется на пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные,
вагоны-рестораны и специальные вагоны. Пассажирские вагоны делятся на жёсткие (некупейные
и купейные), мягкие, мягко-жёсткие и с сидячими местами (межобластные).
Скорые поезда формируются из вагонов повышенной комфортабельности, имеют меньшую
массу и населённость поезда, следуют с более высокими скоростями, безостановочно
200—300 км с минимальной затратой времени на остановки. Фирменные скорые поезда
обычно следуют между столичными городами, крупными промышленными и курортными центрами.
Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфортности, чем скорые, имеют
большую массу и меньшую маршрутную скорость, более частые остановки. Пригородные
поезда имеют меньшую массу, чем дальние и местные, и, как правило, большую населённость
и частые остановки в пригородных зонах.
Туристско-экскурсионные поезда формируются из вагонов одной категории и могут следовать
в любом сообщении. Грузопассажирские поезда формируются из вагонов пассажирского
и грузового парка на малодеятельных участках с незначительными пассажиропотоками.
Почтово-багажные поезда формируются из почтовых и багажных вагонов. Людские поезда
предназначаются для перевозки пассажиров в грузовых крытых вагонах, имеющих для
этого необходимое оборудование.
В составе пассажирских поездов вагоны располагаются в строго определенном порядке:
почтовый и багажный вагоны всегда следуют в голове поезда и обычно не имеют порядкового
номера; вагоны-рестораны, купейные вагоны и вагоны с радиоузлом, вагоны высшей категории
располагаются в середине состава. Группы купейных, плацкартных и общих вагонов могут
находиться как в головной, так и в хвостовой частях поезда. Пассажирские поезда
международного пассажирского сообщения формируются по специальным схемам. Нумерация
вагонов в составе обычно идёт от локомотива к хвостовой части поезда. Счёт мест
в вагоне ведётся от служебного отделения проводника. Нижние спальные места имеют
нечётные, а верхние — чётные номера. В составе поезда могут выделяться вагоны, предназначаются
для отдельных категорий пассажиров (например, военнослужащих, пассажиров с детьми).
В вагонах также отводятся места для отдыха проводников, работников вагона-ресторана
и электромеханика поезда.
Организация пассажирских перевозки осуществляется на основе прогнозирования и статистических
законов изменения пассажиропотоков во времени. В эксплуатационной работе руководствуются
перспективными, годовыми и оперативными планами пассажирских перевозок, в которых
устанавливаются объёмы пассажирских перевозок по числу отправленных пассажиров по
видам сообщений, числу перевезённых пассажиров, пассажирообороту и средней дальности
поездки одного пассажира. Существенную роль в пассажирских перевозках играют специальные
обследования потока пассажиров по отдельным узлам и направлениям.
О фирменных поездах
Фирменные поезда - это поезда высоким уровнем сервиса, дизайном, комфортом, дополнительными
услугами.
Вагоны каждого фирменного поезда должны окрашиваться в цвет отличающий поезд от
другого. Некоторые фирменные поезда одной железной дороги могут иметь общую цветовую
окраску, но отличаться надписями - наименованием поезда. Примером могут служить
поезда "Жигули" и "Ульяновск" Куйбышевской железной дороги. Кроме внешнего оформления
фирменный поезд имеет свой внутренний дизайн. На полу должны быть постелены ковровые
дорожки, на окнах – занавеси-шторы с фирменной символикой.
Каждый поезд имеет индивидуальное название. Некоторые из них знакомы не один десяток
лет. Это "Красная Стрела" (Санкт-Петербург - Москва), "Россия" (Москва-Владивосток).
Название пишется на боковых стенках вагона или маршрутном указателе, и занавесях-шторах
купе. Бригада фирменного поезда состоит из лучших проводников дороги, прошедших
аттестацию на право работы в фирменных поездах.
На железных дорогах имеется давняя традиция провожать свой фирменный поезд под музыку.
Так в Самаре фирменный поезд № 9/10 "Жигули" в сообщении Самара - Москва
отправляется с вокзала под гимн города.
Фирменный поезд Енисей
Фирменный поезд «Енисей» № 55/56 сообщением
Красноярск-Москва формирования Красноярского вагонного депо. Расстояние в 4044 км
преодолевает за 65 часов 22 минуты со скоростью до 120 км/час. В начале 20 века
поездка от Москвы до Красноярска занимала 11 суток.
Состав фирменного поезда сформирован из комфортабельных вагонов – это 4 купейных
вагона, 4 плацкартных, 3 вагона повышенной комфортности экономического класса, 1
вагон СВ бизнес-класса, 1 вагон-ресторан и штабной вагон.
Вагоны бизнес-класса – это купейные пассажирские вагоны с кондиционерами и видеодвойками.
Мест в купе – 2. В стоимость проезда включены: Предоставление комплектов постельного
белья улучшенного качества, питание: холодные закуски, первое блюдо, второе блюдо,
десерт, напитки на выбор коньяк, водка, пиво, безалкогольные напитки, минеральная
вода, печатная продукция, предметы личной гигиены.
Вагоны эконом-класса с 4-х местными купе с кондиционерами. В стоимость проезда включены:
предоставление комплектов постельного белья улучшенного качества, питание: холодные
закуски, первое блюдо, второе блюдо, десерт, напитки на выбор /чай, кофе, безалкогольные
напитки, минеральная вода/, печатная продукция, предметы личной гигиены
В каждом вагоне радушный проводник предложит Вам постельное белье, горячий чай или
кофе, кондитерские изделия. В пути Вас ждут интересные встречи, веселые попутчики,
яркие впечатления и, конечно же, внимательный сервис. К Вашим услугам – удобные
купе, вагон-ресторан с оригинальной сибирской кухней, свежая пресса.
Фирменный поезд Саяны
>Фирменный скорый поезд «Саяны» № 65/66 сообщением Абакан
- Москва формирования Абаканского вагонного депо назначен в августе 2003 г. Отправление
из Абакана 1 раз в неделю по четвергам. Время в пути следования 73 часа 30 минут.
В составе 4 вагона повышенной комфортности экономического класса. Поездная бригада
имеет высокий уровень аттестации, что гарантирует Вам качественное обслуживание.
В пути следования Вам будет предложено чистое белье, кофе, чай и чайная продукция
в любое время суток, прохладительные напитки, журналы, газеты и книги. В вагоне-ресторане
Вам предложат горячий завтрак, обед или ужин. В каждом купе имеется информация,
где подробно указано, какие услуги пассажир оплатил в билетной кассе при приобретении
проездного документа, что он может приобрести за дополнительную плату и чем может
воспользоваться бесплатно в пути следования.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог