Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Глава 1 ПТЭ. Обязанности работников железнодорожного транспорта
Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
№ ЦРБ-756 от 26 мая 2000 г.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Общие
положения
1.Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников
железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений,
устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации
движения поездов и принципы сигнализации. 2.Правила технической эксплуатации обязательны для всех подразделений
и работников железнодорожного транспорта.
Выполнение Правил технической эксплуатации обеспечивает слаженность всех
звеньев железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железных
дорог и безопасность движения.
Настоящие Правила могут быть изменены только приказом (указанием) Министра
путей сообщения. 3. По вопросам технической эксплуатации железных дорог Министерство путей
сообщения издает инструкции и указания сетевого значения, а управления и отделения
дорог - инструкции и указания, определяющие работу линейных предприятий и отделений
железных дорог.
Все инструкции и указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию
и строительству железных дорог, сооружений, устройств и подвижного состава,
должны соответствовать требованиям настоящих Правил.
Г л а в а I. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
1.1. Основными обязанностями работников железнодорожного транспорта являются
удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов при безусловном
обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, эффективное
использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей природной
среды. 1.2. Каждый работник, связанный с движением поездов, несет по кругу своих
обязанностей ответственность за выполнение Правил технической эксплуатации и
безопасность движения.
Ответственность за соблюдение Правил технической эксплуатации работниками железнодорожного
транспорта возлагается на руководителей соответствующих подразделений.
Нарушение Правил технической эксплуатации работниками железнодорожного транспорта
влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
1.3. Каждый работник железнодорожного транспорта обязан подавать сигнал
остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке
в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. При
обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности
движения или загрязнения окружающей природной среды, работник должен немедленно
принимать меры к ограждению опасного места и устранению неисправности. 1.4. Работники железнодорожного транспорта должны обеспечивать безопасность
пассажиров, создавать им необходимые удобства, культурно обслуживать на вокзалах,
в поездах, быть вежливыми и предупредительными в обращении со всеми лицами,
пользующимися услугами железнодорожного транспорта, и одновременно требовать
от них выполнения действующих на железнодорожном транспорте правил. 1.5. Работники железнодорожного транспорта должны содержать в порядке
рабочее место и вверенные технические средства.
Работники, для которых установлены форма одежды и знаки различия, должны быть
в соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта
Российской Федерации одеты по форме.
Каждый работник железнодорожного транспорта должен соблюдать правила и инструкции
по технике безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии,
установленные для выполняемой им работы.
Ответственность за выполнение этих правил и инструкций возлагается на исполнителей
и руководителей соответствующих подразделений. 1.6. Запрещается допускать на локомотивы, в кабины управления моторвагонными
поездами, специальным самоходным подвижным составом (мотовозами, дрезинами,
специальными автомотрисами, железнодорожно - строительными машинами) и другими
подвижными единицами, к сигналам, стрелкам, аппаратам, механизмам и другим устройствам,
связанным с обеспечением безопасности движения поездов, а также в помещения,
откуда производится управление сигналами и такими устройствами, лиц, не имеющих
права доступа к ним.
Управлять локомотивами, моторвагонными поездами, специальным самоходным подвижным
составом (мотовозами, дрезинами, специальными автомотрисами, железнодорожно
- строительными машинами) и другими подвижными единицами, сигналами, аппаратами,
механизмами и другими устройствами, связанными с обеспечением безопасности движения
поездов, а также переводить стрелки имеют право только уполномоченные на это
работники во время исполнения ими служебных обязанностей.
Работники железнодорожного транспорта, проходящие в устаовленном порядке стажировку
в качестве вторых лиц, могут допускаться к управлению локомотивами, моторвагонными
поездами, специальным самоходным подвижным составом (мотовозами, дрезинами,
специальными автомотрисами, железнодорожно - строительными машинами) и другими
подвижными единицами, сигналами, стрелками, аппаратами, механизмами и другими
устройствами, связанными с обеспечением безопасности движения поездов, только
под наблюдением и под личную ответственность работников, непосредственно обслуживающих
эти устройства. 1.7. Лица, поступающие на железнодорожный транспорт на работу, связанную
с движением поездов, должны пройти профессиональное обучение, а локомотивные
бригады и поездные диспетчера, кроме того, профессиональный отбор, выдержать
испытания и в последующем периодически проверяться в знании:
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
(ПТЭ);
Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации
(ИСИ);
Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах
Российской Федерации (ИДП);
должностных инструкций и других документов, устанавливающих обязанности
работников;
правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии;
Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской
Федерации.
Все остальные работники должны знать общие обязанности работников железнодорожного
транспорта, предусмотренные настоящими Правилами, правила по технике
безопасности и производственной санитарии, должностные инструкции и другие документы,
устанавливающие обязанности работников.
Работники железнодорожного транспорта, на которых в порядке уплотнения рабочего
дня или совмещения профессий возлагается выполнение дополнительных обязанностей,
связанных с движением поездов, должны допускаться к этой работе только после
испытания их в знании соответствующих правил и инструкций.
Перечень должностей и профессий, для занятия которых работники подлежат испытаниям,
предусмотренным в настоящем пункте, объем знаний для каждой должности (профессии),
порядок проведения испытаний при приеме на работу и периодических - устанавливаются
МПС.
Требования к профессиональному отбору, а также к организации труда и отдыха
машинистов, назначаемых для обслуживания поездных локомотивов и моторвагонных
поездов в одно лицо, устанавливаются МПС РФ. Требования к профессиональному
отбору поездных диспетчеров, устанавливаются МПС РФ. 1.8. Лица, поступающие на железнодорожный транспорт на должности, связанные
с движением поездов, должны пройти медицинское освидетельствование для определения
годности их к выполнению соответствующей работы. В дальнейшем периодическое
медицинское освидетельствование этих работников должно производиться в соответствии
с порядком, установленным МПС.
Лица моложе 18 лет не допускаются к занятию следующих должностей и профессий,
непосредственно связанных с движением поездов: машинистов локомотивов, моторвагонных
поездов, мотовозов и специальных автомотрис, грузоподъемных кранов на железнодорожном
ходу и их помощников, кочегаров паровозов, водителей дрезин и их помощников,
диспетчеров, дежурных по станциям, дежурных по постам, паркам и горкам, операторов
сортировочных горок, операторов при дежурных по станциям, кондукторов поездов,
работников составительских бригад, регулировщиков скоростей движения вагонов,
сигналистов, операторов поста централизации, дежурных стрелочного поста, дорожных,
мостовых и тоннельных мастеров, бригадиров пути, обходчиков, монтеров пути (второго
разряда и выше), дежурных по переездам, электромехаников и электромонтеров по
обслуживанию устройств СЦБ и сортировочных горок, осмотрщиков-ремонтников вагонов,
осмотрщиков вагонов, начальников (механиков-бригадиров) пассажирских поездов,
проводников вагонов, мастеров и рабочих на безотцепочном ремонте вагонов, операторов
пунктов технического обслуживания вагонов, поездных электромехаников, мастеров
и электромехаников дистанций электроснабжения, механиков рефрижераторных поездов
и секций, наладчиков дефектоскопных и путеизмерительных вагонов, машинистов
железнодорожно-строительных машин и их помощников, операторов дефектоскопных
тележек, операторов по путевым измерениям и их помощников. 1.9. Работники железнодорожного транспорта должны сохранять вверенное
имущество железных дорог и перевозимые грузы. 1.10. Не допускается исполнение обязанностей работниками железнодорожного
транспорта, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического
опьянения. Лица, обнаруженные в таком состоянии, немедленно отстраняются от
работы и привлекаются к ответственности.