Соединения путей, стрелочные улицы и горловины

 

По теме "станция"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Соединения путей, стрелочные улицы и горловины

Пути между собой соединяются с помощью стрелочных переводов, часто называемых просто "стрелками", которые с одной стороны обеспечивают непрерывность рельсовой колеи, а с другой - перевод состава с одного пути на другой. По конструктивным особенностям стрелочные переводы подразделяются на обыкновенные (право- и левосторонние),перекрестные, одиночные и двойные симметричные. Для перевода подвижного состава с одного пути на другой используют несколько стрелочных переводов. Эта конструкция носит название съезда. На настоящих железных дорогах существуют одиночные (простые и сокращенные) и перекрестные съезды. При устройстве перекрестного съезда кроме стрелочных переводов необходимо применение глухого пересечения.

Простой съезд
Последовательно уложенные на одном пути стрелочные переводы, ведущие на несколько примыкающих путей образуют стрелочную улицу. С использованием стрелочных улиц поезда, следующие по главному пути перегона, могут приниматься на любой приемо-отправочный путь станции. Стрелочные улицы также позволяют осуществлять маневры по перестановке вагонов с одного пути на другой через вытяжной путь. Простейшими являются стрелочные улицы под углом крестовины и расположенные на основном пути. Их достоинством является хорошая видимость вагонов и локомотивов всеми причастными - машинистами, составителями поездов, кондукторами, дежурными по стрелочным постам. Однако при большом числе путей длина таких улиц растет. Поэтому простейшие стрелочные улицы применяют при наличии 4-5 путей.

Сокращенный съезд
При большем числе путей применяют комбинированные стрелочные улицы, в которых для сокращения общей протяженности увеличивают угол наклона путей к главному пути.
Группу путей одинакового назначения именую парком. На настоящей железной дороге можно встретить парк приема, отправления, транзитный, пассажирский, обменный и.т.п. Чаще всего парки кодируют буквами - парк "А", парк "Г" и т.п.
Несмотря на кажущуюся сложность переплетений путей на настоящей железнодорожной станции существуют только четыре типа построения парков - в виде трапеции, рыбки, параллелограмма или тупикового типа.

Перекрестный съезд
Применение конкретной формы парка зависит от конструкции стрелочной улицы, от числа примыкающих к парку главных, вытяжных и соединительных путей. Зона расположения стрелочной улицы отдельного парка носит название горловины парка, если станции в целом - соответственно, горловиной станции.
Горловины устраивают так, чтобы в них можно было осуществлять одновременно несколько операций: прием, отправление поездов, производство маневров на путях.
Пример параллельных операций, выполняемых на промежуточной станции
Пример параллельных операций, выполняемых на промежуточной станции
Из предлагаемого рисунка видно, что обе горловины станции позволяют принимать или отправлять поезда на прилегающие перегоны, подавать или убирать вагоны на подъездной путь, проводить маневры с у грузового двора и на сортировочных путях.

Стрелочная улица под углом крестовины
При прохождении кривых участках пути макета, как и на настоящей железной дороге, происходит смещение середины и крайних углов подвижного состава. Величина этого смещения зависит от длины подвижного состава и радиуса кривой, по которой они следуют. При увеличении длины вагонов и локомотивов и уменьшении радиуса кривой данные смещения возрастают. Их наибольшее значение имеет подвижной состав на тележках - т.е. 4-х, 6-ти, 8-ми осный.
На рисунках показаны контуры, которые описывает подвижной состав различной длины при прохождении кривых R2 производства PIKO (радиус кривой 421,88 мм):
Как проходит кривые модель локомотива или вагона длиной до 229,9 мм
Контур подвижного состава длины А (длина в оригинале - до 20,0 м)
Как проходит кривые модель докомотива или вагона длиной до 278,2 мм
Контур подвижного состава длины B (длина в оригинале - от 20,0 до 24,2 м)
Как проходит кривые модель локомотива или вагона длиной до 312,6 мм
Контур подвижного состава длины С (длина в оригинале - от 24,2 до 27,2 м)
Из рисунков видно, что чем больше длина подвижного состава, тем больше его смещение в кривых.

Стрелочная улица на основном пути
По этой причине расстояния между смежными путями, а также расстояния до зданий и сооружений должны быть увеличены по сравнению с прямыми участками пути. Расстояние между смежными путями в кривых определяется по следующей таблице в зависимости от радиуса кривой макета и кода группы подвижного состава. Для двухосных вагонов и локомотивов принимается код группы "А".

РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ СМЕЖНЫМИ ПУТЯМИ В КРИВЫХ НА СТАНЦИИ

Минимально допустимые расстояния между осями смежных путей в кривых на станции , мм
Радиус кривой, мм Кривые производства PIKO Радиус кривой, указанный в норме NEM112, мм
Расстояния между осями путей для кода группы подвижного состава
для П-образных рельс для рельс типа A-Gleis А В С
360,0 R1 350 55 62 -
380,0 760 350 55 62 -
421,88 R2 400 53 59 64
440,0 880 400 53 59 64
483,75 R3 450 * 57 61
545,63 R4 500 * 55 59
907,97 R9 800 * * *
Примечания: Знак "-" означает, что пропуск данного подвижного состава по кривой указанного радиуса приведет к его сходу с рельс. Необходимы кривые большего радиуса.
Знак "*" означает, что для данной кривой используется расстояние, как для прямых участков - 52 мм.
При использовании на смежных путях кривых одного радиуса без прямых вставок увеличения расстояния между путями достичь невозможно. Фирмой PIKO для обеспечения параллельности путей типа A-Gleis предлагается использование радиусов кривых в определенной последовательности.
Укладка кривых различного радиуса профильных рельс A-Gleis фирмы PIKO
Укладка кривых различного радиуса профильных рельс A-Gleis фирмы PIKO
При указанном порядке обеспечивается не только параллельность путей, но и безопасное проследование подвижного состава по соседним путям. Для П-образных рельсов PIKO рекомендуем использовать кривые одного радиуса со укладкой на внешнем пути прямых вставок. При использовании на внутренней пути кривых радиусом 360 мм (артикул рельса 1/1 780), а на внешнем - кривых радиусом 440 мм (артикул 1/1 880) образуется уширенное междупутье равное 80 мм.
Нормальная колея - группа вагонов Узкая колея
A B C
Минимально допустимый радиус круговой кривой 22 G 25 G 30 G 15 G
Рекомендуемый NEM минимальный радиус
- на станционных путях 25 G 30 G 35 G 20 G
- на перегонах 30 G 35 G 40 G 25 G
- на главных магистральных перегонах 35 G 40 G 45 G 30 G
Таким образом для нормальной колеи 16,5 мм типоразмера HO минимально допустимые радиусы в мм составят:
Нормальная колея 16,5 мм
Длина прототипа вагона до 20м Длина прототипа вагона 20-24,2 м Длина прототипа вагона 24,2 - 27,2 м
Минимально допустимый радиус круговой кривой 363,0 412,5 495,0
Рекомендуемый NEM минимальный радиус
- на станционных путях 412,5 495,0 577,5
- на перегонах 495,0 577,5 660,0
- на главных магистральных перегонах 577,5 660,0 742,5

ВОЗВЫШЕНИЕ НАРУЖНОГО РЕЛЬСА И ОГРАНИЧЕНИЕ СКОРОСТИ

Согласно общеизвестным теоретическим выкладкам при прохождении кривых участков пути возникает центробежная сила, стремящаяся опрокинуть подвижной состав, вызвать его сход с рельс. Для компенсации действие этой силы наружный рельс на настоящей железной дороге возвышают на определенную высоту h.
Определение высота возвышения наружного рельса
Определение высота возвышения наружного рельса
Для колеи 1520 мм это возвышение(в мм) рассчитывается по формуле:
ЭФормула определения высоты возвышения наружного рельса на РЖД
Формула определения высоты возвышения наружного рельса на РЖД

где:
V
- скорость движения (км/ч);
R
- радиус круговой кривой в метрах.

Возвышение наружного рельса на модели предусматривает норма моделирования NEM 114. Согласно нее для колеи 16,5 мм максимально допустимое возвышение наружного рельса должно составлять 1 мм. Повышение наружного рельса положительно сказывается на прохождении подвижного состава кривых участков пути и уменьшает частоту схода моделей с рельс.
Если задать скорость прохождения по кривой прообраза модели, то величина возвышения наружного рельса на макете определится по формуле:
Формула определения высоты возвышения наружного рельса на макете колеи НО (1)
Формула определения высоты возвышения наружного рельса на макете колеи НО (1)
где:
h
- величина возвышения наружного рельса на макете, мм;
V
- скорость движения прообраза модели(км/ч);
R
- радиус круговой кривой на макете, мм.

В тех случаях, если известна скорость движения самой модели поезда, одиночного локомотива или иного самоходного подвижного состава, значение высоты возвышения наружного рельса на макете может быть рассчитано по формуле:
Формула определения высоты возвышения наружного рельса на макете колеи НО (2)
Формула определения высоты возвышения наружного рельса на макете колеи НО (2)
где: hрм - величина возвышения наружного рельса на макете, мм; Vм - скорость движения модели(мм/мин); R - радиус круговой кривой на макете, мм.

Результаты расчета по обоим формулам будут идентичные.
Кривые на станционных путях (кроме главных и смежных с ними приемо-отправочных путей, по которым предусматривается безостановочных пропуск поездов) проектируют без возвышения наружного рельса.
Если при постройке макета используются пути производства PIKO, возвышение наружного рельса на главных и приемо-отправочных путях, по которым предусматривается безостановочный пропуск поездов, можно определить по графику или из таблицы.
Величина возвышения наружного рельса h на макете PIKO HO
Величина возвышения наружного рельса h на макете PIKO HO
Возвышение наружного рельса в кривой макета h , мм
Скорость прототипа модели, км/ч Радиус круговой кривой, R (производство PIKO)
R1 П-760 R2 П-880 R3 R4 R9
30 0,05 0,05 0,04 0,04 0,04 0,03 0,02
35 0,06 0,06 0,06 0,05 0,05 0,04 0,03
40 0,08 0,08 0,07 0,07 0,06 0,06 0,03
45 0,11 0,10 0,09 0,09 0,08 0,07 0,04
50 0,13 0,13 0,11 0,11 0,10 0,09 0,05
55 0,16 0,15 0,14 0,13 0,12 0,11 0,06
60 0,19 0,18 0,16 0,16 0,14 0,13 0,08
65 0,22 0,21 0,19 0,18 0,17 0,15 0,09
70 0,26 0,25 0,22 0,21 0,19 0,17 0,10
75 0,30 0,28 0,25 0,24 0,22 0,20 0,12
80 0,34 0,32 0,29 0,28 0,25 0,22 0,13
85 0,38 0,36 0,33 0,31 0,28 0,25 0,15
90 0,43 0,41 0,36 0,35 0,32 0,28 0,17
95 0,48 0,45 0,41 0,39 0,35 0,31 0,19
100 0,53 0,50 0,45 0,43 0,39 0,35 0,21
105 0,58 0,55 0,50 0,48 0,43 0,38 0,23
110 0,64 0,61 0,54 0,52 0,48 0,42 0,25
115 0,70 0,66 0,60 0,57 0,52 0,46 0,28
120 0,76 0,72 0,65 0,62 0,57 0,50 0,30
125 0,82 0,78 0,70 0,67 0,61 0,54 0,33
130 0,89 0,85 0,76 0,73 0,66 0,59 0,35
135 0,96 0,91 0,82 0,79 0,72 0,63 0,38
140 0,98 0,88 0,85 0,77 0,68 0,41
145 0,95 0,91 0,83 0,73 0,44
150 0,97 0,88 0,78 0,47
155 0,94 0,84 0,50
160 0,89 0,54
170 0,60
180 0,68
190 0,76
200 0,84
210 0,92
215 0,97
218 0,99
На настоящей железной дороге допускаемые скорости движения локомотивов и вагонов устанавливаются отдельным приказом руководства железнодорожного транспорта. Стрелочные переводы, укладываемые на главных путях станций, разъездов и обгонных пунктов, должны обеспечить пропуск поездов по прямому направлению со скоростью не меньшей, чем скорость на прилегающих перегонах. Скорость движения по стрелочным переводам на боковое направление не должна быть выше скорости, которая возможна по нормам для данной конструкции стрелочного перевода. В тех случаях, когда за стрелочным переводом уложена кривая, допускающая по ней меньшую скорость движения по сравнению со стрелочным переводом, тогда скорость по стрелочному переводу принимается по этой меньшей скорости.
Величина ограничения скорости движения прототипа модели по стрелочным переводам
Тип стрелочного перевода или глухого пересечения Скорость прототипа модели (км/ч) по направлению
прямому боковому
Обыкновенные стрелочные переводы 120 50
Несимметричные стрелочные переводы - 40
Симметричные стрелочные переводы - 50
Перекрестные стрелочные переводы 70 40
Глухие пересечения (кроме пересечений под углом 90°) 40 40
Глухие пересечения под углом 90° 90 90
Максимально допустимую скорость в кривых производства PIKO в зависимости от возвышения наружного рельса можно определить из таблицы:
Величина ограничения скорости движения прототипа модели
Возвышение наружного рельса на макете hрм, мм Радиус круговой кривой, R (производство PIKO)
R1 П-760 R2 П-880 R3 R4 R9
0,0 30 31 32 33 35 37 48
0,1 43 44 47 48 50 53 69
0,2 61 63 66 68 71 75 97
0,3 75 77 81 83 87 92 119
0,4 87 89 94 96 100 107 138
0,5 97 100 105 107 112 119 154
0,6 106 109 115 117 123 131 169
0,7 115 118 124 127 133 141 182
0,8 123 126 133 136 142 151 195
0,9 130 134 141 144 151 160 207
1,0 137 141 149 152 159 169 218
В приведенных таблицах П-760 и П-880 означают П-образные рельсы производства PIKO радиусом, соответственно, 380 и 440 мм.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0033 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика