Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Характеристика тепловоза ТЭ109
В конце 1967 г. Ворошиловградский завод изготовил два опытных шестиосных тепловоза
ТЭ109, имеющих четырехтактные дизели и электрическую передачу переменно-постоянного
тока.
Кузов тепловоза цельнонесущий; в его конструкции применены алюминиевые сплавы.
Тележки бесчелюстные типа примененных на опытных тепловозах 2ТЭ10Л, и в дальнейшем
на тепловозах 2ТЭ10В. Передаточное отношение редуктора 15:68=1:4,533, предусмотрена
возможность применения редуктора с передаточным отношением 20:63=1:3,15 для
использования тепловоза с пассажирскими поездами. Тепловоз вписан в габарит
02-Т. Длина тепловоза по осям 20170 мм, общая колёсная база 15550 мм.
На тепловозе установлен V-образный четырехтактный шестнадцатицилиндровый дизель
1А-5Д49 (16ЧН26/26), имеющий номинальную мощность 3000 л. с. при частоте вращения
вала 1000 об/мин. Диаметр цилиндров 260 мм, ход поршня 260 мм. Применен газотурбинный
наддув и непосредственный впрыск топлива. Вес дизеля с поддизельной рамой (сухой)
17 500 кгс, расход топлива при номинальной мощности 180 гцэ.л.с.ч).
На тепловозе ТЭ109 впервые в Советском Союзе применена электрическая передача
переменно-постоянного тока, проект которой был выполнен харьковским заводом
«Электротяжмаш». Эта передача позволяет иметь более легкий и надежный главный
генератор. Тяговый генератор переменного тока ГС-501А мощностью 2000 кВт с независимым
возбуждением и принудительной вентиляцией представляет собой двенадцатиполюсную
синхронную машину; на статоре генератора расположены две трехфазные обмотки,
сдвинутые относительно друг друга на 30° эл. Обмотка ротора получает питание
от возбудителя ВС-650 через выпрямитель. Возбудитель имеет номинальную мощность
26 кВт (напряжение 287В, ток 146А, частота тока 220 Гц при частоте вращения
ротора 3300 об/мин), вес возбудителя 355 кгс.
Для выпрямления тока служит установка УВКТ-2. Каждое плечо трехфазного моста
имеет десять параллельных цепей, в которых включено по два вентиля ВЛ-200-8
последовательно. Общее количество вентилей 240.
На тепловозе установлено шесть четырехполюсных тяговых электродвигателей ЭД-112А
номинальной мощностью 294 кВт со следующими параметрами:
Режим
Напряжение, В
Ток, А
Частота вращения, об/мин
Продолжительный
370
900
440
Максимально допустимый
700
475
2320
Вес электродвигателя 3000 кгс, вентиляция электродвигателей —принудительная.
Предусмотрены две ступени ослабления возбуждения- 57—63 и 35—39%. у
Для управления тепловозом служит контроллер КВ-1552, имеющий реверсивную
и главную рукоятки; главная рукоятка — нулевую и 15 рабочих позиций.
Три вентилятора холодильника, вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей
приводятся во вращение трехфазными асинхронными электродвигателями. Компрессор
ПК-35М (двухступенчатый, двухцилиндровый, подача воздуха 3,7 м3/мин) приводится
электродвигателем постоянного тока. Для пуска дизеля и питания цепей управления
и освещения служит стартер-генератор СТГ-7 мощностью 50 кВт (напряжение
110В, частота вращения 1150—3300 об/мин).
Тепловоз имеет силу тяги продолжительного режима 24 600 кгс при скорости
24,2 км/ч. Конструкционная скорость 100 км/ч, вес тепловоза в рабочем состоянии
120 тс, запас топлива 3480 кг, песка 450 кг, воды 1250 кг и масла 1000 кг.
Тепловоз рассчитан на работу с пассажирскими поездами с максимальной скоростью
140 км/ч (передаточное отношение редуктора 1:3,15) и на колее 1435 мм путем
замены колесных пар. Тепловозы ТЭ109 № 001 и 002 в 1968—1969 гг. прошли
сравнительные испытания с тепловозом 2ТЭ40.-005 и тепловозами 2ТЭ10Л в депо
Бельцы Одесско-Кишиневской дороги. В одинаковых условиях работы тепловозов
ТЭ109 и 2ТЭ40 (работали одиночными секциями) расход топлива у них был на
9—11% меньше, чем у тепловозов 2ТЭ10Л.
В октябре-ноябре 1969 г. Ворошиловградский тепловозостроительный завод им.
Октябрьской революции выпустил два двухсекционных тепловоза 2ТЭ109. На тепловозе
№ 001 были установлены дизели 2Д70, на тепловозе № 002 — дизели 1А-5Д49.
Дизели 2Д70 имеют одинаковые с дизелями тепловозов 2ТЭ40 параметры.
Сравнительные эксплуатационные испытания этих тепловозов при работе по одной
секции проводились в депо Бельцы зимой 1969—1970 гг., затем эти тепловозы
в двухсекционном виде работали в депо Печора Северной дороги до апреля 1971
г. Они расходовали меньше топлива по сравнению с тепловозами 2ТЭ10Л примерно
на 14%. Используя опыт создания и эксплуатации тепловозов ТЭ109, Ворошиловградский
завод внес в их конструкцию ряд усовершенствований, строил их в дальнейшем
для колеи 1435 мм. Опытные же тепловозы ТЭ109 использовались в хозяйственной
работе.
Род службы
Магистральный, грузовой
Осевая формула
30-30
Годы выпуска
1968-1969; 1977-1978
Инвентарные номера
001-002; 003-033
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год)
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог